В поселке Сахарово в 2005 году построена часовня и освящена в честь Тверских новомучеников и исповедников. На иконе часовни Собор новомучеников, связавших с Тверской землей свою жизнь.
23 Исповедника веры, прославленные Русской Православной Церковью в ОКТЯБРЕ, были связаны жизнью с Тверской землей. В настоящем сообщении - имена десяти Новомучеников
Сергий
Николаевич Ведерников (1875 - 1937), церковный староста, мученик
Память 18
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1875 году в селе Погорелое Городище Зубцовского уезда Тверской губернии в
бедной крестьянской семье.
Упорным
трудом и помощью Божией он выбрался из нужды; в 1907 году завел в селе
мануфактурную лавку, которую держал до 1916 года. После ее закрытия имел в селе
чайную и занимался сельским хозяйством, пользуясь самым современным по тому
времени сельскохозяйственным инвентарем. Вплоть до своего ареста был
председателем церковного совета. Семьи и детей у него не было.
В 1928 году
был арестован и приговорен к шести месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
В 1930 году, после конфискации всего имущества, он был выслан на Урал.
По
возвращении в родное село, верующие единодушно избрали его старостой храма.
28 июля 1937
года он был арестован и заключен в Зубцовскую тюрьму. На следующий день
следователь допросил его.
- Обвиняемый
Ведерников, как вы попали в церковные старосты погорельской церкви?
- Меня
избрали верующие 28 февраля 1937 года.
- Обвиняемый
Ведерников, следствие располагает материалами по обвинению вас в
контрреволюционной пропаганде. Признаете себя виновным или нет?
- Виновным
себя в этом не признаю.
- Обвиняемый
Ведерников, в июне 1937 года в сторожке погорельской церкви вы в присутствии
верующих говорили, что материальное положение населения плохое, нет хлеба,
купить нечего, раньше всего было много, товар давали в кредит, а теперь никто
копейки не дает. Весь хлеб вывезли в Испанию, а самим есть нечего. Говорили это
или нет?
- Этого
разговора я не помню и не говорил.
На этом
следствие было закончено, он был признан виновным. 27 сентября тройка при УНКВД
по Калининской обл. приговорила Сергея Николаевича Ведерникова к расстрелу.
Расстрелян 1
октября 1937 года.
9 марта 1989
года был реабилитирован прокуратурой Тверской обл. по 1937 году репрессий.
Причислен к
лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе
Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники:
https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676858.html
Борис
Иванович Боголепов (1889 - 1937), священник, священномученик
Память 18
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 18
июня 1889 года в городе Москве в семье заштатного псаломщика.
В 1905 году
окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1911 - Московскую духовную
семинарию и был рукоположен в сан священника.
С июля 1936 года служил в Троицком храме села Коробино Тверской области.
Священник Борис Боголепов |
Имел большую
семью – четырех дочерей и сына. Старшие дочери жили самостоятельно, а сын
Андрей тринадцати лет и дочь Евгения восьми лет жили вместе с отцом, матерью
Екатериной Алексеевной и бабушкой Марией Ивановной - матерью о. Бориса.
В январе
1937 года сельсовет потребовал от священника уплаты налогов за предыдущий год –
пятидесяти килограммов мяса, ста шестидесяти рублей культналога, ста
шестидесяти рублей подоходного налога и ста шестидесяти рублей налога по
самообложению. Священник отказался платить налоги и объясняться по этому
поводу, и дело было передано в суд. Он был обвинен в том, что, не сдав "ни
одного килограмма мяса, он тем самым поставил под угрозу срыва сбор средств и
мясопоставок". В суде священник виновным себя не признал, пояснив, что он
никоим образом не мог выплатить налоги и поставить мясо, так как не имеет для
этого ни материальных средств, ни живности в виде скота или птицы. Суд
приговорил священника к полутора годам заключения в исправительно-трудовом
лагере. Отец Борис, однако, не согласился с обвинением и подал кассационную
жалобу, на которую власти не решились давать ни положительного, ни
отрицательного ответа, и священник не был арестован.
В апреле
1937 года состоялось новое судебное разбирательство. На этот раз священника
обвиняли в том, что он совершил отпевание и участвовал в погребении своей
прихожанки до того, как ее муж получил свидетельство о смерти в сельсовете, и
крестил младенцев без предварительной регистрации в загсе, говорил своим
прихожанам, что для крещения не нужна справка из загса, крестить – это
обязанность священника, и он будет ее исполнять, что бы с ним ни сделали
власти. Вызванный в суд, о. Борис на вопросы судьи ответил, что положение о
загсе он знает и знает, что крестить без справок сельсовета о рождении ребенка
власти запрещают, однако он это положение нарушал и будет нарушать, так как
крестить - это его первейшая обязанность, которую он и раньше исполнял, и
впредь будет исполнять. На вопрос судьи, почему он похоронил почившую женщину
без справки о регистрации смерти, о. Борис ответил, что по новой конституции
вероисповедание не притесняется, и если у родственников умершей нет справки, то
он волен совершать в церкви обряд отпевания без нее. Суд приговорил священника
к шести месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Борис не
согласился с обвинением и подал кассационную жалобу.
19 апреля
община Троицкой церкви подала прошение в райисполком с просьбой разъяснить,
разрешаются ли советскими законами крестные ходы на Пасху, а также вообще
крестные ходы с иконами и молебны в домах верующих. На это прошение райисполком
ответил, что "инструкция ВЦИК, предусматривающая право хождения с иконами
и служение молебнов, остается в силе, не отменена, но разрешение на право
хождения от местной власти требуется". А чуть позже тот же самый
председатель райисполкома ответил: "Зубцовский райисполком, ввиду наличия
эпидемии скарлатины в районе, хождение по домам не разрешает".
Для
священника абсурдно было подчиниться такому запрету, тем более что он знал, что
причина запрета надуманна. И он стал служить молебны по приглашению крестьян в
селе и в деревнях, расположенных далеко от храма.
В конце июля
Бюро исправительных работ при районном отделении НКВД Погорельского района
прислало о. Борису повестку с требованием прибыть 27 июля к зданию НКВД, чтобы
затем направиться на исправительно-трудовые работы в концлагерь согласно
судебному приговору. Священник по этой повестке не пришел, а когда узнал, что к
нему направился сотрудник Бюро исправительных работ, на время ушел из дома.
7 августа
1937 года о. Борис был арестован. Председатель сельсовета, на территории
которого был Троицкий храм, подал в местное НКВД справку. В ней он писал, что
священник без разрешения ходил по дворам крестьян с иконами, и в результате
будто бы этого в одной деревне вся семья заболела животом, за что священник был
оштрафован на семьдесят пять рублей, но от уплаты штрафа категорически
отказался. На предупреждение со стороны председателя сельсовета о прекращении
хождения с иконами по дворам ответил, что "ваша советская пропаганда есть
пустая болтовня". В одну из деревень на религиозный праздник пришел с
иконами и сорвал с уборки урожая рабочую смену, в результате чего колхоз
оказался в большом прорыве и расшатана трудовая дисциплина, а священник заявил
колхозникам, что все равно им не убрать урожай, если не поможет Господь. Кроме
того, обойдя крестьянские дворы, священник организовал сбор средств на ремонт
церкви. Производил службы не только в религиозные праздники, но и всегда,
устраивая крестные ходы с хоругвями вокруг храма.
8 сентября
о. Борис был допрошен.
– Расскажите,
когда, за что и сколько раз вы судились, – спросил следователь.
– Первый раз
я был судим в 1937 году в январе месяце за невыполнение мясопоставок и
финплатежей, за что присужден к одному году и шести месяцам лишения свободы.
Срок не отбывал, а обжаловал кассацией и до сего времени ответа не имею. Второй
раз судим также в 1937 году, месяца не упомню, за крещение новорожденных и
похороны без справок загса, за что приговорен к шести месяцам ИТР, что также
мной обжаловано в кассационную коллегию, но ответа не имею. Срок также не
отбывал, хотя имел вызов Погорельским Бюро... Все это дело я обжаловал
областному прокурору.
– Вы отлично
знали советские законы, почему допускали до суда невыполнение их, почему вы
сознательно это допускали?
– До
перемещения меня в Коробинский сельсовет я не платил мясопоставок и фин. платежей
в силу отсутствия средств.
– Следствие
располагает материалом о вашей агитационной контрреволюционной работе среди
верующих прихожан, расскажите конкретно по данному вопросу.
– Никакой
контрреволюционной агитацией я не занимался и не занимаюсь.
– Следствию
известно, что вы сознательно не выполняли распоряжений местных властей,
стараясь опорочить их, говоря, что "ваша советская агитация болтовня"
и прочее.
– Я
действовал в соответствии с законом о свободе совести; если меня приглашали на
квартиры и в населенные пункты для религиозных обрядов, я шел, для меня все
равно, были ли там эпидемии или нет, и указания райисполкома по данному вопросу
считал противоречащими конституции. Да, я говорил, что безбожие идет против
религии и агитация против религии является "болтовней" для человека
религиозно настроенного.
27 сентября
Тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Бориса к расстрелу.
Расстрелян 1
октября 1937 года.
26 марта
1989 года был реабилитирован Прокуратурой Тверской обл. по 1937 году репрессий.
Владимир
Дмитриевич Чекалов (1880 - 1937), священник, священномученик
Память 18
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10
июля 1880 года в селе Пухлино Кимрского уезда Тверской губернии в семье
священника.
По окончании
духовной семинарии был призван в армию, где служил в чине прапорщика; в 1904
году был уволен в запас.
Женился на
Надежде Павловне.
В 1908 году
был рукоположен в сан диакона, позднее - в сан священника и до конца жизни
служил в храмах Тверской епархии.
В начале
1930-х годов служил в храме в селе Васюнино Краснохолмского района. От
священника потребовали заплатить непосильный налог, произвольно назначенный
председателем сельсовета и никак не сообразующийся с реальными доходами
священника, что и стало поводом для изъятия всего его имущества.
Опасаясь
дальнейших преследований властей, о. Владимир в июне 1932 года переехал в село
Никитское Калязинского района, надеясь, что с нищего священника ничего не
возьмут, но здесь от него потребовали, чтобы он подписался на заем в сто
рублей.
3 января
1933 года он был арестован и заключен в Калязинскую тюрьму.
Свидетели
показали, что священник говорил:
"Власти
настроили каких-то колхозов, управлять ими не умеют, и все это происходит
потому, что и вы, православные, отступили от Бога. Советская власть,
додумавшись уничтожать крестьян, выдумала рыть канал, а это значит, что все
близлежащие деревни к Волге будут сносить, а вас ссылать в отдаленные
места".
"Священник
Чекалов в село Никитское прибыл в июне месяце 1932 года. В декабре Чекалов,
говоря в церкви проповедь, коснулся слуха о сгноении картофеля в деревне
Карповке. По этому вопросу он говорил: "Вот как жить без Бога, и всегда
при советской власти так будет происходить, сделали ни себе ни людям. Если бы
не было колхозов, то такого количества сгноенной картошки не было, и нам тогда
жилось бы лучше".
Вызванный 9
января на допрос о. Владимир, отвечая на вопросы следователя, сказал:
– В
сентябре, ходя по сбору хлеба по деревням, я прихожанам говорил: "Где я
работал священником, на меня... наложили очень великий налог, я его не
выполнил, так у меня отобрали все имущество, сюда переехал, и здесь...
председатель сельсовета в обязательном порядке навязал займу на сто рублей, а
где их мне взять, надо тоже отсюда удирать, вот пришла жизнь, живи да мучайся,
и все нас давит эта безбожная власть". Я это недовольство высказал потому,
что у меня все отобрали. В приводимых же мне еще фактах антисоветской и
контрреволюционной агитации виновным себя не признаю.
28 февраля
Тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам заключения в
исправительно-трудовой лагерь.
В 1936 году
о. Владимир вернулся на родину в Тверскую область и стал служить в храме села
Волкова. Положение приходских храмов теперь стало еще труднее, чем раньше, в
начале тридцатых годов. По всему было видно, что власти стремятся закрыть их
все и под любым предлогом - будь то невыплата задолженности за аренду храма или
не сделанный вовремя по требованию властей ремонт; в этом случае составлялся
акт, что верующие не способны содержать храм в порядке или что он находится в
аварийном состоянии, а прихожане не могут привести храм в порядок. В таком
случае церковь могли отобрать и засыпать в нее зерно. Отец Владимир решил служить
до последнего, что бы его ни ждало впереди, и в этом ему помогала его супруга,
Надежда Павловна, которая исполняла в храме обязанности псаломщицы.
23 июля 1937
года председатель Волковского сельсовета и секретарь, который одновременно был
в Волкове комсоргом, отправили начальнику районного отделения НКВД докладную
записку. В ней они писали, что священник Владимир Дмитриевич Чекалов и
председатель церковного совета Иван Михеевич Михеев
"ведут
антисоветскую пропаганду, как-то: в первой половине июня 1937 года пускали
брехню и объявляли это самое во время служения в церкви, якобы 20 июня сего
года будет сильная гроза и побьет все хлеба, и колхозники останутся без хлеба,
и побьет много народу, а предпосылок к тому, чтобы ожидать грозу, не было. В
настоящее время церковь ремонтируется, несмотря на то, что она должна
государству обязательных платежей на сумму 1679 рублей, и плюс к тому бросают
реплику "назло советской власти", то есть, хотя мы и должны
обязательных платежей 1679 рублей, а церковь отремонтируем. Церковь
ремонтируют, а деньги не платят. Несмотря на предупреждение сельсовета не
проводить собрания церковных советов без его разрешения, все же хоть
нелегальным путем, но проводят..."
27 июля
начальник районного НКВД приехал в Волковский сельсовет и предложил одному из
подписавших донос, восемнадцатилетнему комсоргу, проследовать с ним в дом
священника в качестве понятого для обыска и ареста последнего. При обыске нашли
несколько писем, написанных знакомыми о. Владимира, которые и взяли. После
обыска священнику было объявлено, что он арестован, а затем его доставили в
Тверскую тюрьму.
Начались
вызовы "дежурных свидетелей". Одного из них следователь спросил:
- Расскажите
о проводимой контрреволюционной агитации против политики партии и советской
власти со стороны попа волковской церкви, Владимира Дмитриевича Чекалова.
- Поп
волковской церкви, Владимир Дмитриевич Чекалов, за проводимую
контрреволюционную агитацию против партии и советской власти был судим органами
ОГПУ, по отбытии наказания прибыл в 1936 году в село Волково.
- Вы
уклонились от конкретных фактов контрреволюционной агитации против советской
власти Чекаловым, следствие требует ответа по существу заданного вам вопроса.
- В мае 1937
года Чекалов в здании церкви собирал членов церковного совета и других граждан,
среди которых проводил антисоветскую агитацию против советской власти и
говорил, что настало время, когда религия должна воскреснуть, ибо она создана
Богом, а не советской властью, и все граждане должны отстаивать права религии,
которые попираются советской властью. В результате агитации увеличивается
посещение церкви населением, кроме того, Чекалов в июле 1937 года среди
местного населения собирал средства на восстановление церкви. Чекалов говорил,
что советская власть не имеет права препятствовать укреплению религии.
- Что вам
известно о нелегальном сборе средств среди населения на восстановление церкви
села Волкова со стороны церковного старосты Михеева Ивана Михеевича? – спросил
следователь председателя колхоза.
- Церковный
староста села Волкова, Михеев Иван Михеевич, в июле месяце 1937 года, хорошо не
помню какого числа, приходил ко мне на дом и просил денег на восстановление
церкви. Я ему ответил, что денег у меня нет и платить не буду. Кроме того,
церковный староста Михеев для нелегального сбора денежных средств на церковь,
посылал членов церковного совета; сколько ими собрано денег, я хорошо не знаю,
так как этим вопросом не интересуюсь.
Секретаря
сельсовета, написавшего донос и участвовавшего в аресте священника, следователь
решил не утруждать вызовом и переписал его донос в виде допроса – вопросов и
ответов, и сам за него расписался.
27 июля
следователь допросил священника.
- Вы
обвиняетесь в проводимой контрреволюционной агитации против партии и советской
власти.
- Контрреволюционной
антисоветской агитации против партии и советской власти я не проводил.
- Вы
следствию говорите неправду. Следствие располагает достаточными материалами о
том, что вы среди населения проводите контрреволюционную агитацию против партии
и советской власти. Следствие требует от вас дать показания по существу
заданного вам вопроса.
- Повторяю,
что с моей стороны никакой контрреволюционной агитации против партии и
советской власти я не проводил.
- Вы в мае
месяце 1937 года, а затем в июле 1937 года среди населения проводили
контрреволюционную агитацию против политики партии и советской власти.
Следствие требует от вас показаний по существу заданного вопроса.
- В мае 1937
года и в июле 1937 года среди населения никакой контрреволюционной агитации
против политики партии и советской власти я не проводил.
- Признаете
ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
- Виновным
себя в предъявленном обвинении не признаю и повторяю, никакой агитации не вел.
27 сентября
тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Владимира к расстрелу.
Расстрелян 1
октября 1937 года.
Через
двадцать пять лет был вызван для передопроса бывший секретарь сельсовета.
- Чекалова
Владимира Дмитриевича вы знали? – спросили его.
- Чекалова я
знал. Он служил попом в селе Волково, проживал в церковной сторожке. Имя и
отчество Чекалова я не знал.
- В каких
взаимоотношениях вы находились с Чекаловым?
- Никаких
отношений у меня с попом Чекаловым не было. Я с ним не встречался и никаких
общений не имел.
- Что вам
известно о политических настроениях Чекалова?
- Поскольку
я с Чекаловым лично не встречался и на политические темы не разговаривал,
охарактеризовать его политические настроения затрудняюсь. В 1937 году от
местных жителей, кого не помню, я услышал, что поп Чекалов распространяет
провокационные слухи о том, что летом якобы будет большая гроза с градобитием,
побьет весь хлеб на полях, в результате народ останется голодным. Поэтому народ
должен больше молиться и не отходить от церкви. Также от местных жителей я
слышал, что Чекалов снимает у пионеров красные галстуки. Где и при каких
обстоятельствах Чекалов допускал такие преступные действия, мне лично известно
не было. Это все я слышал от местных жителей, кого не помню. Работая в то время
секретарем сельсовета и будучи секретарем комсомольской организации, я считал
своим долгом сообщить о поведении попа Чекалова в органы государственной
безопасности, что и сделал.
- Чем
желаете дополнить свои показания?
- Свои
показания дополнить ничем не желаю. Хочу лишь сказать, что правильно тогда
сделали, закрыв в селе Волково церковь и изолировав попа, так как рядом с
церковью была школа и проводившиеся тогда в церкви богослужения отрицательно
влияли на воспитание детей .
Вызванный
тогда же бывший председатель сельсовета на вопросы следователя ответил так:
- Чекалов
Владимир Дмитриевич был священником в волковской церкви. Я его знал, но
непосредственных взаимоотношений с ним мало имел. Его арестовали еще до войны,
не помню в каком году.
- Вам
известно, за что он был арестован?
- Чекалов
прослужил в церкви села Волкова года два-три, точно не помню сколько. Настроен
он был неприязненно к советской власти, особенно ему не нравились колхозы. Сам
я подобного рода высказываний с его стороны не слышал, но мне говорили об этом
другие колхозники. Бывало, попросишь Чекалова зайти в сельсовет побеседовать,
он не пойдет, а только скажет: “Заходите ко мне, если вам нужно”.
5 июня 1961
года священник Владимир Чекалов был реабилитирован президиумом Калининского
облсуда по 1937 году репрессий.
Причислен к лику
святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
https://drevo-info.ru/articles/13676852.html
Васильев
Иван Иванович (1876-1937), протоиерей, священномученик.
Память 18
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 18
июня 1876 года в деревне Малая Киселенка Новоторжского уезда Тверской губернии
в благочестивой крестьянской семье. Не для земного крестьянского труда хотелось
приготовить своего сына Ивану Васильеву, а для небесного - служения Богу и Его
святой Церкви. В те времена, когда существовали сословные ограничения, не
просто было дать крестьянским детям образование в духовном учебном заведении,
но отец Ивана добился своего, определив сына в Тверскую духовную семинарию,
которую тот окончил в 1898 году. Через три года, в 1901 году, Иван Иванович был
рукоположен в сан священника ко храму села Осипова Новоторжского уезда. За
усердное служение через несколько лет он был возведен в сан протоиерея. Здесь,
в селе Осипово, прошла безвыездно его жизнь до 1928 года, когда он был
переведен в целях укрепления прихода в храм села Таложня Новоторжского уезда.
До его
приезда духовная жизнь в Таложне из-за нерадивости священника была в
небрежении. Отец Иоанн сразу же наладил частые службы не только в храме, но и
служение молебнов в домах прихожан. За каждой службой он говорил проповедь,
призывая православных к нравственному совершенствованию и духовному
возрождению; он объяснял слово Божие так, чтобы оно стало доступным пониманию
каждого прихожанина. Отец Иоанн призывал к частой молитве, к внимательному
отношению к окружающей человека действительности, научая понимать, что все случающееся
с нами есть действия Промысла Божия, и как таковые имеют глубокое значение в
деле спасения нашей души. Во время служб о. Иоанна храм стал наполняться
молящимися, в дом Божий потянулись люди, чуть было не отошедшие от веры, в
прихожанах стала воскресать любовь ко храму и богослужению как орудию их
собственного спасения, службы стали восприниматься как нечто живительное и
необходимое, подобно воздуху, без чего может наступить духовная смерть.
Безбожные власти, видя оживление духовной жизни в приходе, стали принимать свои
меры.
В 1929 году
единственный в этих местах член коммунистической партии на сельском сходе
поставил вопрос об отмене празднования церковных праздников - Ильина дня и
Преображения Господня. Против такого предложения выступили староста храма
Антоний Кузьмин и крестьяне Бойков и Скачков. Подали протестующие голоса и
многие крестьяне с места, но власти записали решение собрания так, будто
большинство стоит за отмену.
На следующий
день староста храма собрал прихожан, которые постановили: продолжать
празднование церковных праздников. Из сельсовета о. Иоанну было послано
распоряжение, чтобы он в эти праздники отменил службы, но священник
проигнорировал запрет и продолжал служить по-прежнему.
В 1930 году
власти сделали попытку закрыть храм за ненадобностью, будто он мало посещаем и
население в нем не нуждается. Но не таков был этот приход, прихожане любили
храм и почитали своего священника. Тут же было собрано множество подписей, и
храм удалось отстоять.
Прихожане за
год служения у них о. Иоанна искренне полюбили его и взяли на свое попечение и
храм, и священника с его супругой Елизаветой (их единственный сын был взрослым
и жил в другом городе), возя дрова для отопления храма и дома священника,
своевременно внося деньги для уплаты налогов. И батюшка, приходя в сельсовет,
добродушно говорил: "Спасибо, что старые люди помогают, а то иначе бы
пришлось закрыть храм".
В декабре
1930 года власти все же решили добиться закрытия храма. Для достижения этой
цели они выставили такую сумму налога за пользование церковным зданием, что ни
священнику, ни прихожанам внести ее было невозможно, тем более что большинство
прихожан о. Иоанна были людьми бедными, а в самой двадцатке состояли почти одни
бедняки, с которых взять было нечего и, соответственно, выслать их под тем
предлогом, что они кулаки, невозможно. Причем на этот раз власти запретили сбор
средств для уплаты налога, а также и сбор подписей против закрытия храма и уже
готовы были праздновать свою победу.
После
богослужения о. Иоанн объявил, что от церкви требуют уплаты налога, в противном
случае храм будет закрыт. Выступил со своим словом председатель церковного
совета Антоний Кузьмин, который сказал, что церковь и рада бы заплатить все
налоги, но в церковной кассе нет стольких денег. Среди присутствующих сразу же
начался сбор денег. Первой положила пять рублей самая бедная из прихожанок
Мария Федоровна из деревни Шевково, а за нею стали жертвовать и все остальные,
и в течение получаса прихожане, полные решимости отстоять храм, собрали нужную
сумму.
Наступил
1931 год, а службы в храме продолжались, несмотря на все усилия безбожников. Но
это было время ужесточения гонений. Еще 14 февраля 1929 года центральная власть
издала обязательную для исполнения местной власти директиву, в которой, в
частности, было сказано:
"Церковно-религиозные
организации используют трудности социалистического строительства в целях
мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны...
С усилением
классовой борьбы в деревне, как одна из форм этой классовой борьбы, особенно усиливается
деятельность религиозных организаций среди реакционных и малосознательных
прослоек крестьянства. Деятельностью религиозных организаций принимает активное
участие в антисоветской работе кулачество, часто используя церковные советы как
аппараты своего влияния перевыборов в советы, агитируя против сдачи хлеба
заготовительным органам, против советской школы, коллективизации,
социалистического переустройства сельского хозяйства, против деятельности
партии, комсомола, юношеского движения, нашей работы среди женщин и против
других общественных и культурных мероприятий сов. власти и партии...
Наркому Вну.
дел и ОГПУ. Не допускать никоим образом нарушения советского законодательства
религиозными обществами, имея в виду, что религиозные организации являются
единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей
влияние на массы...".
В тех
случаях, когда Сталин привлекал к исполнению директив ОГПУ, действия властей
всегда были последовательно жестокими. И жестокости этой требовал сам Сталин. В
январе 1931 года руководящие работники ОГПУ собрались, чтобы провести совещание
о методах уничтожения крестьян. Соответствующее приглашение было прислано
Молотову. Но вместо Молотова ответил Сталин:
"Считаю
нецелесообразно, неправильно превращение конкретной и совершенно определенной
директивы ЦК о кулаке из предмета проведения в жизнь в предмет широкой
агитации, хотя бы среди актива чекистов. Достаточно будет вполне, если
директива ЦК о кулаке будет передана в ПП ГПУ (Полномочное Представительство
Государственного Политического Управления при НКВД РСФСР). на руки. Ни Молотов,
ни кто-либо из секретарей ЦК не будут принимать участие в предпринятых ОГПУ
совещаниях "ответственных работников ОГПУ". Совещание считаю излишним".
Ни о. Иоанн,
ни крестьяне, члены церковной двадцатки, не знали о принимаемых на их счет
указах, которые не замедлили осуществиться практически. Рано утром 11 марта
1931 года священник села Таложня о. Иоанн и пятеро наиболее активных в
церковном отношении крестьян были арестованы. Не надеясь на то, что они
оговорят себя, ОГПУ не спешило их и допрашивать, не предъявляло им и обвинение.
А тем временем допрашивали тех, кто стоял за безоговорочное закрытие храма. Их
ответы неизбежно обрекали священников и верующих крестьян на арест:
"Считаю, что дальнейшее пребывание Кузьмина (председатель церковного
совета) в обществе с его политическими взглядами на советскую власть не
допустимо". И так о каждом из арестованных крестьян. Только в конце апреля
ОГПУ допросило обвиняемых. Отец Иоанн Васильев, отвечая на вопросы следователя,
сказал:
- Сам я
советскую власть признаю и выполняю все ее требования. В момент моего переезда
в село Таложня председателем церковного совета был гражданин села Кузовкова
Кузьмин Антон Егорович; с Кузьминым я встречался только по делам службы,
заходил к нему в дом только во время исполнения религиозных обрядов, никаких
разговоров у меня с ним по вопросам коллективизации сельского хозяйства,
хлебозаготовок и о политике советской власти, проводимой в деревне, не было.
Сам я никаких подписей среди верующих с протестом против закрытия церкви не
собирал и не могу сказать, собирал ли их кто из членов церковного совета, так
как мне об этом ничего известно не было. Проповеди я в церкви говорил, но
касался вопросов только религиозно-нравственного характера; заявлений и
обращений с моей стороны к верующим о том, что коммунисты закрывают храмы,
служителей культа облагают непосильными налогами, сажают в тюрьмы, никогда не
было. Вину свою в том, что якобы я, служа в церкви, обращался к верующим со
словом, что коммунисты закрывают церкви, обирают нас непосильными налогами,
сажают в тюрьмы, не признаю и заявляю, что этого с моей стороны допущено не
было, и вообще разговоров антисоветского характера с прихожанами я не ве.
Арестованные
вместе со священником председатель церковного совета Антоний Кузьмин и
крестьяне Симеон Турбанский, Иларион Яковлев также не признали себя виновными.
18 июля 1931 года Тройка ОГПУ приговорила о. Иоанна и председателя церковного
совета Антония Кузьмина к пяти годам ссылки в Казахстан с отправкой этапом,
Симеона Турбанского и Илариона Яковлева - к трем годам ссылки в Казахстан с
отправкой этапом. Антонию Кузьмину было в это время шестьдесят пять лет, и вряд
ли ему удалось пережить этап и ссылку.
Отец Иоанн
пробыл в ссылке день в день и вернулся на родину в Тверскую епархию в середине
1936 года. После тяжелых условий заключения, изнурительной ссылки, хорошо зная,
за что он принял эти страдания, он, как многие мученики первых веков
христианства, переносил эти страдания радуясь. Не упрямое упорство было в его
желании не солгать, не покривить душой, а переживания радостного сопричастия
страданиям сонма увенчанных Христом святых мучеников, и ему, как и другим,
Господь протянул Свою десницу, и сами страдания были уже не страшны.
Вернувшись
на родину, о. Иоанн получил благословение на служение в храме села Яконово,
причем исповеднический подвиг только укрепил священника в решимости с ревностью
послужить Богу и вверенной его попечению пастве. Около года прослужил о. Иоанн
в храме Божием.
5 августа
1937 года председатель Яконовского сельсовета по требованию сотрудников НКВД
написал заявление, где просил "принять меры воздействия к служителю
религиозного культа Яконовской церкви Васильеву Ивану Ивановичу, который
занимался агитацией среди окружающего населения...".
В тот же
день священник был арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Против него
лжесвидетельствовали лишь представители местных властей - председатель
сельсовета и бригадир колхоза. Никто из крестьян не согласился оговорить
священника.
13 августа
после истязаний голодом и бессонницей следователь НКВД допросил священника:
- Следствием
установлено, что вы среди колхозников Яконовского сельсовета систематически
вели контрреволюционную антисоветскую агитацию. Признаете вы это?
- Не
признаю; контрреволюционной, антисоветской агитации я среди колхозников не вел.
- В июле
месяце 1937 года вы среди колхозников деревни Малиново открыто высказывали
контрреволюционные мысли против подписи на заем и вели провокационные слухи о
войне. Признаетесь в этом виновным?
- Виновным
себя не признаю, подобных разговоров у меня не было, это я отрицаю.
10 сентября
следствие было закончено и дело передано на рассмотрение Тройки НКВД, которая
29 сентября приговорила о. Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Васильев был
расстрелян 1 октября 1937 года.
Причислен к
лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного
почитания.
Скобелев
Михаил Степанович (1887-1937), священник, священномученик.
Память 18
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 14
ноября 1887 года в селе Бикалиха Тверской губернии в семье благочестивых
крестьян Степана и Евдокии Скобелевых. Родители Михаила, постаравшись дать ему
хорошее образование, отдали его в учительскую школу в Новгороде. После ее
окончания он решил избрать путь служения святой Православной Церкви. В 1910
году Михаил Степанович был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рамешки, с
которым оказалась связана впоследствии вся его жизнь и исповеднический подвиг.
В 1925 году
принял рукоположение в сан священника ко храму, где пятнадцать лет прослужил
диаконом.
В самом
начале очередного этапа гонений, в 1929 году, о. Михаил был арестован, обвинен
в неуплате налогов и приговорен к двум годам заключения в
исправительно-трудовой лагерь и к пяти годам ссылки. Жестокие условия лагеря и
ссылки не сломили волю священника, и в 1935 году он вернулся служить в свой
храм в село Рамешки.
И сразу же
начались преследования. Власти, не имея против священника обвинений
политических, потребовали от него уплаты непосильного налога, чтобы затем за
невыполнение его арестовать. В 1936 году они ему дали задание - заготовить корм
для скота, и норму дали заведомо такую, чтобы священник не справился с ней, но
затем заменили задание выплатой денег на заем. Отец Михаил не в силах был
уплатить и этих денег, он обратился на службе к прихожанам с просьбой помочь
ему: "Прошла одна буря, Бог заступился за нас, и власти сняли задание по
корью, но после тихой погоды снова наступает буря, с которой, я думаю, мы
как-нибудь справимся и соберем деньги на заем".
Противостоя
безудержной пропаганде безбожия, о. Михаил в проповеди на Рождество Христово в
начале 1937 года призвал прихожан не верить богохульникам, которые говорят, что
нет Бога, а между тем сами летосчисление ведут от Рождества Христова. Эти слова
впоследствии были выставлены как доказательство тяжелейшего преступления
священника против властей.
В 1937 году
власти стали активнее искать повод к закрытию храма. Одним из таких поводов,
которым пользовались почти все руководители сельсоветов и райисполкомов, - было
закрытие храмов под предлогом аварийного состояния здания и необходимости
ремонта. Когда в июне 1937 года такое предложение возникло и относительно
рамешковской церкви, прихожане отправились в райисполком отстаивать храм.
Власти уступили, но 17 июля арестовали о. Михаила, и тогда под предлогом
отсутствия священника храм был закрыт.
Сразу же
после ареста он был препровожден в Тверскую тюрьму и здесь жестоко допрошен.
- Вы
обвиняетесь в систематической антисоветской агитации, направленной на подрыв
существующего строя. Признаете ли себя в этом виновным? - спросил следователь.
- Виновным
себя не признаю, - ответил о. Михаил.
- Ваши
показания ложны, следствие от вас требует правдивых показаний о вашей
антисоветской агитации.
- Никакой
агитации я не вел и виновным себя не признаю.
Возможно,
следователем были применены к священнику пытки, которые сделали невозможным
дальнейший допрос, но когда о. Михаил пришел в себя, допрос был продолжен.
- Ваши
предыдущие показания ложны, следствие располагает материалами о вашей
антисоветской агитации и требует правдивых показаний о вашей контрреволюционной
работе. Признаете ли себя виновным?
-
Антисоветской агитации я никакой не вел и виновным себя не признаю.
- Ваши
показания неверны, так как 28 ноября 1935 года, во время исповеди, вы вели
агитацию против колхозов, призывая колхозников выходить из колхозов. Признаете
ли себя виновным?
- Среди
верующих на исповеди я никакой агитации против колхозов не вел и виновным себя
не признаю.
- В этот
день среди исповедавшихся граждан вы вели пораженческую антисоветскую агитацию
против существующего строя и его руководителей. Признаете ли себя виновным?
- Таких слов
я среди исповедавшихся у меня граждан не говорил и в антисоветской агитации
виновным себя не признаю.
- 5 июля
1936 года вы в церкви говорили проповедь, в которой выражали антисоветские
взгляды против заготовок и займа. Признаете ли себя виновным?
- Агитации
против заготовок и займа не вел и виновным себя не признаю.
- В конце
1936 года вы дискредитировали как центральные, так и областные и районные
газеты, называя их ложью. Признаете ли себя в этом виновным?
- В
дискредитации газет виновным себя не признаю.
- 7 января
1937 года вы сказали антисоветскую проповедь, в которой дискредитировали
районных руководителей, существующий строй и его руководителей. Признаете ли
себя виновным?
-
Антисоветских проповедей я не говорил и виновным себя не признаю.
- В начале
1937 года, в связи с событиями в Испании, вы вели пораженческую антисоветскую
агитацию против народного фронта Испании и против советского правительства.
Признаете ли в этом себя виновным?
- Я вообще
никакой антисоветской агитации не вел и виновным себя не признаю.
- Ваши
показания ложны, вы изобличаетесь свидетельскими показаниями, дайте следствию
правдивые показания.
- Антисоветской
агитации не вел, виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу.
27 сентября
Тройка НКВД приговорила о. Михаила к расстрелу. Священник Михаил Скобелев был
расстрелян 1 октября 1937 года.
Причислен к
лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного
почитания.
Источники:
https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/7143.html
Василий
Корнильевич Виноградов (1891 - 1937), крестьянин, мученик
Память 24
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1891 году в дер. Иванцево Псковской губ. в крестьянской семье. Окончил
церковноприходскую школу.
В 1931 году
был раскулачен, арестован, затем выслан из родной деревни, жил неподалеку, на
хуторе Бор Плоскошского района Псковской обл.
23 июля или 24
июля 1937 года был арестован по делу свящ. Андрея Быстрова, заключен в тюрьму в
г. Торопце, обвинен в "контрреволюционной агитации".
24 июля
следователь допросил крестьянина Василия Корнильевича.
- Следствию
известно, что вы ведете контрреволюционную агитацию, признаете себя виновным в
этом?
- Я агитации
никакой не веду и виновным в этом себя не признаю.
- Знаете ли
вы гражданина деревни Пикачи Савельева Спиридона и каковы ваши с ним
взаимоотношения?
- Гражданина
деревни Пикачи Савельева Спиридона знаю, в настоящее время он единоличник.
Взаимоотношения с ним хорошие, ссор и личных счетов у меня с ним нет. Я иногда
бывал у него, но сейчас давно не был. Он также иногда заходил ко мне по делам,
был он у меня на прошлой неделе, то есть неделю тому назад; он зашел, попросил
у меня газету с таблицей займа, которую я ему выдал, и он пошел неизвестно
куда. А больше никаких разговоров с ним не имею.
- Знаете
гражданина Никандрова Семена из деревни Иванцево?
- Никандрова
Семена, что проживает в деревне Иванцево, знаю хорошо, потому что я родился в
деревне Иванцево и жил там до момента раскулачивания, то есть до 1933 года. Он
в настоящее время в колхозе.
- Часто вы
посещаете Никандрова Семена?
- У
Никандрова Семена не был давно, то есть с 1931 года.
- Какие
разговоры вели с Никандровым Семеном?
- Разговоров
с ним не было никаких. Всегда, встретившись, поклонишься - и больше ничего.
Больше показать ничего не могу.
В середине
сентября состоялся другой допрос.- Гражданин Виноградов, какое хозяйство у вас
и вашего отца было до революции и после, каким вы репрессиям подвергались?
- Хозяйство
наше как до, а также после революции было кулацкое, за что были лишены
избирательных прав... В 1931 году хозяйство было раскулачено (изъято), но
высылать меня не высылали. О том, что меня судили, я не знаю, а поэтому
никакого срока наказания я не отбывал.
- Вы,
гражданин Виноградов, когда ходили в дом Никандрова или в дом Лозгачева,
присутствовали ли там в то же время Лозгачев, Быстров, Михайлов?
- С того
момента, как меня переселили из деревни Иванцево за пять километров на хутор, я
никогда ни к кому не заходил и вместе с Лозгачевым, Быстровым и Михайловым
нигде не был.
- Вы мне
отвечали, что вас после раскулачивания никуда не высылали, а теперь говорите,
что переселяли; как это получилось и за что переселяли?
- Года через
полтора, примерно в конце 1932 или начале 1933 года, мне было предложено со
всем семейством выехать из деревни Иванцево и указано место для жительства от
Иванцева в пяти километрах, там, где когда-то была мельница, к этому времени
развалившаяся. Вот там я поселился и жил до настоящего времени. Зимой мы
занимались лесозаготовками, летом жена и дочь собирали ягоды, вот все мои
занятия.
- Следствие
располагает данными, что вы собирались совместно с попом Быстровым, кулаком Лозгачевым,
Михайловым и Никандровым и вели антисоветские разговоры. Подтверждаете вы это?
- Я уже
сказал, что нигде, никогда не собирался и никаких разговоров не вел.
- Мы имеем
данные, что вы были в 1931 году судимы и осуждены на два года и срока наказания
не отбывали.
- Никогда я
не судился, и меня не осуждали, и поэтому никаких сроков не отбывал.
Василий
Корнильевич виновным себя не признал. 3 октября 1937 года тройкой УНКВД по
Калининской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 7
октября 1937 года вместе со свящ. Андреем Быстровым и несколькими мирянами.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676889.html
Сергей
Михайлович Михайлов (1882 - 1937), крестьянин, мученик
Память 24
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1882 году в деревне Юрино Торопецкого уезда Псковской губернии в семье
крестьянина. Окончил церковноприходскую школу.
В 1903 году
был призван в армию и служил рядовым до 1905 года.
В 1931-1932
годах был старостой храма села Зуева, где служил о. Андрей Быстров.
Сергей
Михайлович жил в родной деревне Юрино, имел большую семью и хозяйство - избу,
амбар, сарай, хлев, веялку, два плуга, телегу, три коровы, три лошади, три
овцы. В 1932 году вступил в колхоз, и часть хозяйства пришлось отдать, остались
корова и две овцы. В колхозе он работал бригадиром.
В 1935 году
был приговорен к одному году исправительно-трудовых лагерей за то, что, когда
был животноводом, у него пали три теленка.
11 августа
1937 года был арестован по групповому делу "Дело священника Андрея
Быстрова и др. Торопец, 1937г."
Состоялся
допрос.
- В
предъявленном обвинении признаете себя виновным? Вам предъявляется обвинение по
статье 58 пункт 11 УК.
- Виновным в
предъявленном обвинении себя не признаю, так как я нигде никакой агитации не
вел, а также никаких совещаний тайных я не посещал.
- Часто вы
посещали дом Лозгачева Анисима, что проживает в деревне Иванцево?
- Дом
Лозгачева Анисима не посещал с 1932 года, встречался один раз в первых числах
июня сего года в воскресенье, в кооперации. Разговоров тут у меня с ним никаких
не было, только поздоровался.
- А квартиру
Никандрова Семена сколько раз посещали и когда?
- На
квартире Никандрова Семена, что проживает в деревне Иванцево, был раза два,
куда ходил за подседелком в июне месяце, числа не припомню какого, так как
Никандров в колхозе является шорником. Разговоров у меня с Никандровым никаких
не было.
3 октября
1937 года тройкой УНКВД по Калининской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 7
октября 1937 года вместе со свящ. Андреем Быстровым и несколькими мирянами.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676891.html
Спиридон
Савельевич Савельев (1875 - 1937), крестьянин, мученик
Память 24
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1875 году в деревне Пикачи Холмского (Плоскошского?) уезда Псковской губернии в
семье крестьянина.
В Первую
мировую войну он был призван в армию и прослужил в ней 1916-1917 годы рядовым.
После
революции почти все имущество Спиридона Савельевича было изъято властями, ему
оставили лишь избу и баню.
В 1935 году
власти приговорили его к шести годам заключения за невыполнение плана сева.
В августе
1937 года был арестован по групповому делу "Дело священника Андрея
Быстрова и др. Торопец, 1937г.". Состоялся допрос.
- Ваше
имущественное положение как до революции, так и после?
- Из
имущества я имел до революции один дом, два сарая, хлев, амбар, из скота – одну
лошадь, две коровы, одну-две телки, одного поросенка, земли шесть десятин, то
же самое имел и после. В 1932 году был обложен твердым заданием, за что
отобрали одну корову. В 1935 году за непосев льна были взяты лошадь и корова, а
также сарай. В 1937 году взяли амбар за неуплату налога, сейчас имею кур одних.
- Вы часто
посещали квартиру Никандрова Семена, деревня Иванцево Жидулинского сельсовета?
- Квартиры
Никандрова Семена Никандровича, что проживает в деревне Иванцево Жидулинского
сельсовета, я никогда не посещал, так как он от меня проживает за четыре
километра.
- Следствию
известно, что вы вели контрреволюционную агитацию, признаете себя виновным в
этом?
- Нигде,
никогда я не вел и виновным себя в этом не признаю.
3 октября
1937 года тройкой УНКВД по Калининской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 7
октября 1937 года вместе со свящ. Андреем Быстровым и несколькими мирянами.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676893.html
Андрей
Петрович Быстров (1873 - 1937), священник, священномученик
Память 24
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1873 году в селе Залесье Печерской волости Псковского уезда в семье священника.
Окончил Псковскую
учительскую семинарию и работал учителем.
В 1897
году был рукоположен в сан диакона, а через два года - в сан священника и
служил в Тверской губернии в храме села Зуева.
В 1930 году
был арестован и приговорен к двум годам заключения в лагерь и пяти годам ссылки
на Урал. Вернулся он домой в 1935 году.
В 1937 году
по требованию НКВД Жидулинский сельсовет, в лице председателя и секретаря,
составил на священника характеристику, в которой говорилось, что
священник имел до революции "земли сто пятьдесят гектаров, скота имел: коров восемь штук, лошадей три штуки, овец десять штук, свиней четыре штуки. Применял наем рабочей силы. После революции в 1930 году был забран по линии НКВД и выслан в Архангельск на три года за контрреволюционную деятельность, то есть за выступление против советской власти и колхозного строительства. По возвращении из ссылки в 1934 году Быстров также повел контрреволюционную работу, как-то: в 1935-36-37 годах созывал кулаков Виноградова и других на квартиру Никандрова, где делали тайные заседания о подготовке контрреволюционных действий на местах внутри колхозов, о разложении колхозного строительства, в результате чего в колхозе Первомайский в 1936 году окончательно развалили трудовую дисциплину и вывели семь бедняцких хозяйств из колхоза, а также ставили вопрос о подготовке к новой войне, агитируя среди колхозников, что война в скором будущем должна быть, что будет уничтожена советская власть и все колхозное строительство, а будет восстановлена власть капитализма, а также вели разлагательскую работу среди колхозников о том, что все изъятое имущество им возвратят обратно и колхозников погонят из кулацких домов не в дверь, а в окна"
Священник Андрей Быстров |
24 июля 1937
года о. Андрей Быстров был арестован вместе с прихожанами - Василием
Виноградовым, Сергием Михайловым и Спиридоном Савельевым. Арестованных
поместили в тюрьму г. Торопца.
Сразу же
после ареста уполномоченный УГБ Плоскошского районного отдела НКВД допросил
священника.
- Следствию
известно, что вы ведете контрреволюционную агитацию. Признаете себя в этом
виновным?
- Я
контрреволюционной агитации не вел против советской власти, по своей же линии я
провожу, что мне нужно, то есть в отношении религиозных обрядов, так как новая
конституция нам предоставляет право. Если бы кто и говорил против власти, то
сказал бы, что власти должны подчиняться, ибо всякая власть есть от Бога.
Виновным себя в этом не признаю.
После
допросов крестьян следствие в середине сентября вернулось к допросам
священника. Допросы вел начальник районного отделения Попов.
- Гражданин
Быстров, вы до настоящего времени утверждали, что антисоветской агитации не
вели, но свидетели показания дают обратные, указывая на факты вашей контрреволюционной
деятельности. Признаете ли себя виновным и будете ли вы откровенно с органами
следствия разговаривать?
- Я все
время с органами государственными разговариваю откровенно и еще раз заявляю,
что никогда ничего против советской власти я не говорил, тем более что,
находясь полтора года в заключении и два с половиной года в ссылке, перенес все
страдания, и мне еще их переносить не хотелось, а поэтому вести какой-либо
разговор, а тем более контрреволюционный, я был не намерен...
20 сентября
помощник оперуполномоченного УГБ Плоскошского районного отделения НКВД Ливанов
составил обвинительное заключение по "делу" священника и крестьян.
Несмотря на то, что доказательств преступления не было никаких,
"дело" сочли законченным и направили на рассмотрение Тройки НКВД с
предварительного разрешения Осташковской опергруппы НКВД.
3 октября
тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. приговорила священника Андрея
Быстрова к расстрелу.
Расстрелян 7
октября 1937 года вместе с Василием Виноградовым, Сергием Михайловым и Спиридоном
Савельевым.
15 августа
1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676887.html
Никандр
Семенович Гривский (1880 - 1940), священник, священномученик
Память 24
сентября, в Соборе Архангельских святых, Соборе новомучеников и исповедников
Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 26
июня 1880 года в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье
священника. Брат священников Александра и Сергия.
В 1901 году
окончил три класса Псковской духовной семинарии и до 1905 года служил
псаломщиком.
В 1905 году
женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, дочери торопецкого торговца.
Впоследствии у них родилось пятеро детей.
В 1912
году был рукоположен в сан диакона и в том же году во священника ко храму
Рождества Христова на погосте Почеп Пожинской волости Торопецкого уезда, где
служил в то время его престарелый отец. Храм был деревянный, построен в 1868 году. Всего в приход
входило двадцать восемь деревень, в которых жили около тысячи человек.
В 1916 году от дизентерии скончались его жена Ольга, сын и дочь, и он остался с сыновьями, которым было десять и пять лет, и трехлетней дочерью.
Священник Никандр Гривский (в центре), рядом с ним его отец священник Симеон и дочь Елена. В верхнем ряду слева сыновья Владимир и Петр, 1929 г. |
О.Никандр
вел свое небольшое хозяйство. Много помогал односельчанам, как продуктами
питания, так и словами утешения. Никто не уходил без доброго участия в своих
нуждах. Сыновья помогали по хозяйству отцу. В конце 1920-х годов, из близ
лежащих сел, повадились красть у о.Никандра овечек, пшеницу, птицу и другое
имущество, но о.Никандр не озлоблялся на людей, а только усиливал свою молитву.
29 сентября
1929 года сын священника Никандра Гривского, Петр, будучи в нетрезвом состоянии,
по глупости похитил индукторную машину, с помощью которой производились
взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту в районе деревни Савино в
Торопецком районе Тверской области. Было начато уголовное дело. Когда
выяснилось, что укравший является сыном священника, ОГПУ стало исследовать, что
он собой представляет с политической точки зрения, с кем связан в деревне и не
является ли человеком авторитетным для деревенской молодежи и не объединял ли
ее. А также - что представляет собой его отец и насколько он авторитетен среди
населения.
Выяснив, что
отец Никандр в селе пользуется большим уважением, ОГПУ 13 января 1930 года
арестовало его. Во время обыска у него дома было обнаружено заявление,
подписанное несколькими десятками крестьян, которые просили уменьшить
собираемый со священника натуральными продуктами налог, так как их они отцу
Никандру не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти
подобное заявление расценили "как характеристику объединения вокруг себя
населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок".
15 января
следователь допросил священника. Отец Никандр, отвечая на вопросы следователя,
сказал:
"До
осени 1929 года я жил хорошо и в материальном отношении ни в чем не нуждался.
Нравственно же все время страдал за детей, что им негде устроиться, так как
детей священников нигде не принимали. Осенью 1929 года во время хлебозаготовок
от меня потребовали сдать 120 пудов хлеба и 350 пудов картофеля. Такого
количества я к сроку сдать не мог, и за это описали все мое имущество, которое
было продано с торгов, кроме построек. Всего мною было уплачено 46 пудов овса,
9,5 пудов ржи, 7 пудов ячменя, 3,5 пуда льняного семени и 80 пудов картофеля.
На то, что наложенное на меня к сдаче количество хлеба и картофеля невыполнимо,
я открыто никому не жаловался, но по рекомендации члена церковного совета из
деревни Крест сыну Петру сказал, чтобы он написал заявление, а я направлю его
по приходу, чтобы собрать подписи от населения в свою защиту, удостоверяющие,
что сбор продуктами я не производил, все требы выполнялись за деньги. После
того, как заявление было готово и подписи собраны, я хотел подать его в
комиссию по хлебозаготовкам, а второй экземпляр послать в Округ, но комиссия
заявление не приняла, и потому оба экземпляра остались у меня. 19 декабря, в
день празднования памяти Николая чудотворца, я после службы в церкви обратился
ко всем присутствующим и просил помочь, кто чем может, так как мое хозяйство
все было продано в уплату налога хлебозаготовок. После этого раздались голоса:
“Не беспокойся, батюшка, поможем”. Кто именно говорил, я не уловил. Не знаю,
обсуждали ли верующие этот вопрос, но сразу стали приносить, кто постного
масла, кто картофеля, печеного хлеба и так далее. Относительно колхоза ко мне
обращался только сын Петр, спрашивал, поступить или нет. Я ответил - поступай,
и больше ничего".
Вместе со
священником был арестован староста церкви Василий Федорович Чупров, который
категорически отказался признавать себя виновным, отвергнув все предъявлявшиеся
ему "факты". Еще было арестовано трое крестьян.
На следующих
допросах отец Никандр показал:
"Виновным
себя я не признаю. Контрреволюционной группировки вокруг себя не создавал. Не
препятствовал мероприятиям, проводимым советской властью. Антисоветской
агитации не вел. Подготовку к взрыву государственных учреждений я не
производил. Это сын взял на дороге подрывную машину, взял он ее в пьяном виде,
а для какой цели, не знаю".
13 февраля
1930 года ОГПУ приняло решение освободить ранее арестованных троих крестьян,
"так как они являются середняками, в прошлом никакой собственности и
принадлежности к бывшим людям не имели, а также, принимая во внимание, что их
деятельность проводилась под влиянием священника". В тот же день следствие
было закончено. Священник Никандр, его сын Петр и староста храма Василий Чупров
были обвинены в том,
"что
организованно противодействовали проводимым мероприятиям советской власти в
деревне, и в частности проводимой сплошной коллективизации в Торопецком районе,
с той же целью собирались в квартирах священника Гривского и других, где
обсуждали планы антисоветских действий. В контрреволюционных целях
подготавливали разрушение и повреждение общественных и государственных
учреждений, в целях чего участником их антисоветской группы, Петром Гривским,
была похищена подрывная машина".
4 марта 1930
года тройка при ПП ОГПУ по Западной обл. приговорила отца Никандра, как
"руководителя контрреволюционной группировки", к десяти годам
заключения в концлагере, а его сына Петра и старосту храма Василия Чупрова - к
пяти годам заключения. Все они были отправлены в Соловецкий лагерь особого
назначения.
В 1932 году
отцу Никандру, как инвалиду, было заменено заключение в лагере на ссылку до
окончания срока. Ссылку он отбывал в городе Каргополе. В 1933 году Василий
Чупров был досрочно освобожден, сын священника, Петр, был освобожден по
окончании срока заключения.
В 1936 году
отец Никандр написал заявление начальнику Каргопольского отдела НКВД с просьбой
оказать содействие в досрочном освобождении. Священнику отказали в досрочном
освобождении с формулировкой: "Принимая во внимание тяжесть совершенного
Гривским преступления".
20 июля 1938
года руководители управления НКВД по Архангельской области Некрасов, Вольфсон и
Шульман санкционировали новый арест священника по обвинению в том, что он
"высказывал контрреволюционные клеветнические измышления о колхозном
строительстве и положении трудящихся в Советском Союзе, используя религиозные
предрассудки, обрабатывал присутствующих в антисоветском духе". 27 июля
отец Никандр был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. В тот же
день он был допрошен.
- Вам
предъявлено обвинение. Признаете ли вы себя виновным? – спросил следователь.
- В
предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, – ответил священник.
- Расскажите
о ваших знакомствах в Каргопольском районе и в других местах.
- В
Каргопольском районе имею знакомых по работе из числа ссыльного духовенства.
Знаком со ссыльными священниками Николаем Романовичем Чумаевским, Иваном
Павловичем Николаевским и Шпаковским. Других знакомых в Каргопольском районе и
в других местах не имею.
В ноябре
следователь допросил ссыльных священников Николая Черникова, Дмитрия Миловидова
и Николая Чумаевского. Николай Черников показал:
"При
встрече с Гривским осенью 1937 года он стал мне высказывать жалость по
отношению к заключенным в лагерях, что они сейчас посылаются независимо от
возраста на общие, тяжелые, непосильные работы. В этот же раз Гривский высказал
клевету на советскую власть, что советская власть устраивает гонения на
верующих и духовенство и это гонение особенно усилилось за последнее время.
Советская власть судит и наказывает духовенство без всяких на то оснований и
подчас создает вымышленные дела, лишь бы лишить свободы того или иного
служителя культа".
Священник
Дмитрий Миловидов показал:
"Ссыльного
священника Никандра Семеновича Гривского я знаю как человека настроенного в
отношении советской власти отрицательно и до крайности фанатичного. Мне хорошо
известно, что Гривский свою квартиру превратил в молитвенный дом. Зимой 1938
года я зашел на квартиру к Гривскому, который служил церковную службу, и кто-то
у него был. Как этого человека фамилия и откуда он, мне неизвестно, только он
не из числа ссыльных. Также мне известно, что Гривский высказывал антисоветские
настроения относительно колхозов, говоря, что из-за колхозов были закрыты
церкви, а их служители высланы. Зимой 1938 года Гривский клеветал на советскую
власть, говоря, что люди, находящиеся в колхозах, работают как рабы, досыта их
не кормят. Такое положение можно видеть только при советской власти. Зимой 1937
года я встретил Гривского на улице, и он спросил меня, как я живу, и дополнил:
"Если нуждаешься в деньгах, иди к Августе и скажи ей, что я тебя послал за
денежной помощью". Фамилии ее я не знаю, проживала вместе с ним, сейчас из
Каргополя выехала. Я пришел к этой Августе, и она действительно дала мне помощь
в сумме двух рублей. Подобная помощь между ссыльными распределялась монахиней
Августой по указанию Гривского".
Священник
Николай Чумаевский сказал:
"Ссыльного
священника Никандра Семеновича Гривского знаю давненько. Гривский человек
замкнутый, очень осторожный и в отношении советской власти настроен враждебно.
В конце декабря 1937 года Гривский высказывал клеветнические измышления о
выборах в Верховный Совет и о конституции".
После всех
этих показаний отец Никандр был снова допрошен.
- Вы
арестованы за контрреволюционную деятельность. Расскажите следствию об этом.
-
Контрреволюционной деятельности я не проводил.
- Среди
окружающего населения и ссыльных вы вели контрреволюционную агитацию.
Расскажите об этом подробно.
-
Антисоветской агитации я не вел, и рассказывать мне не о чем.
7 января
1939 года отцу Никандру была устроена очная ставка со свидетелями Черниковым и
Чумаевским. "Показания Николая Николаевича Черникова я не подтверждаю, так
же как и свидетеля Чумаевского. А что касается разговора в отношении выборов в
Верховный Совет, то такой разговор у нас с Чумаевским был, но не в
антисоветской форме", – сказал отец Никандр.
25 июля отца
Никандра ознакомили с обвинительным заключением. 3 августа в городе Каргополе
состоялось закрытое судебное заседание Судебной Коллегии по уголовным делам в
присутствии свидетелей Черникова и Чумаевского, в отсутствие Миловидова, так
как к тому времени он уехал в Москву. Зачитав обвинительное заключение,
председатель суда спросил отца Никандра, признает ли тот себя виновным, на что
священник ответил:
"Виновным
я себя не признаю. Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался и
показания свидетелей Черникова, Чумаевского и Миловидова считаю ложными,
клеветническими. Может быть, и были какие разговоры, но не в такой форме, как
показывают свидетели. Взаимоотношения со свидетелями у меня были нормальные, и
я не могу понять, почему они на меня показывают ложь".
Опрошенные
свидетели подтвердили прежние показания. Прокурор потребовал меру наказания
определить до пяти лет заключения. Защитник попросил смягчить меру наказания. В
последнем слове отец Никандр повторил, что показания всех свидетелей являются
ложными, контрреволюционных высказываний с его стороны не было. В тот же день
священнику был зачитан приговор: "лишение свободы сроком на пять лет с
последующим поражением в избирательных правах на три года, с отбыванием
наказания в исправительно-трудовых лагерях НКВД".
16 сентября
1939 года отцу Никандру сообщили в Каргопольской тюрьме, что приговор вступил в
законную силу. На следующий день священник прибыл в Обозерский лагерный пункт
Архангельской области неподалеку от города Няндома. Священник направил
кассационную жалобу в Верховный суд, но тот оставил приговор в силе.
Скончался 24
сентября 1940 года в Обозерском лагерном пункте Архангельской области и был
погребен в безвестной могиле.
5 августа
1992 года был реабилитирован прокурором Архангельской обл. по 1939 году
репрессий.
Причислен к
лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного
Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года.
В 2018 году
его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676883.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий