В поселке Сахарово в 2005 году построена и освящена часовня в честь Тверских новомучеников и исповедников. На иконе часовни Собор новомучеников, связавших с Тверской землей свою жизнь.
23 Исповедника веры, прославленные Русской Православной Церковью в ОКТЯБРЕ, были связаны жизнью с Тверской землей. В настоящем сообщении - имена шести Новомучеников
Павел
Михайлович Березин (1866 - 1937), священник, священномученик
Память 24
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1866 году в селе Маковницы Софрониевской волости Кашинского уезда Тверской
губернии в семье священника.
О
первоначальном его воспитании и образовании сведений нет, но, по всей
видимости, он окончил, как и большинство детей духовенства, семинарию, после
чего поступил на историко-филологический факультет Варшавского университета.
Окончив университет, он вернулся на родину, в Тверскую губернию и стал
преподавать Закон Божий в Новоторжской учительской семинарии.
Женился.
В 1903
году был рукоположен в сан священника.
По
свидетельству прихожан, он был выдающимся проповедником и говорил проповеди за
всеми церковными службами.
Отец Павел
рано овдовел, и когда начались гонения, дети, будучи взрослыми, жили уже не с
ним, и это дало возможность его сыну беспрепятственно получить образование в
Ленинградском университете.
В 1920-х
годах о. Павел служил в Вознесенском храме села Котова Молоковского района, и в
этом же селе, где было тогда несколько домов, он снимал комнату.
Дом
священника стоял неподалеку от школы, у многих родители были глубоко верующими
людьми и ходили с детьми в церковь. Некоторые просили у священника книги для
чтения. Отец Павел давал им книги по Закону Божию, Священную историю Ветхого и
Нового Завета, сборники рассказов нравственного содержания. По прочтении дети
возвращали книги и просили почитать другие. Это продолжалось до января 1929
года, когда однажды директор школы, войдя в класс до начала занятий, увидела,
что ученики с увлечением читают какие-то книги; такого еще не бывало, это
настолько поразило ее, что она несколько минут стояла молча, не зная, что
сказать. Некоторые дети стали показывать книги, говоря: "Смотрите, Татьяна
Васильевна, какие нам дали книги". Она стала отбирать книги, и, видя это,
дети попрятали их под парты. Но директор настояла, чтобы книги отдали ей. Среди
них была книга "Таинство святого причащения" и множество проповедей.
– Откуда вы
получили эти книги? – спросила директор.
Дети
ответили, что их им дал священник.
Отобранные
книги она отправила секретарю волостной партийной ячейки с соответствующим
сопроводительным письмом.
Узнав от
детей о том, что директор отобрала у них книги, о. Павел пришел к ней в школу и
сказал:
- Эти книги
принадлежат мне, и я прошу мне их и вернуть. Вы живите – как хотите, а я буду
жить – как я хочу, у вас свое, а у меня свое. Вы вот как воспитываете детей,
разве можно так воспитывать, что дети бегают у вас по церковной ограде и по
могилам?
Директор
книг не отдала. Впоследствии начальник волостной милиции вызвал священника и
потребовал, чтобы о. Павел больше не давал детям религиозную литературу.
"Раз этого делать нельзя, то этого делать не буду", – ответил
священник. На этом все бы и закончилось, если бы не было распоряжения
центральных властей о начале кампании против Церкви.
21 сентября
1929 года директор школы была вызвана к следователю и подтвердила, что
священник действительно давал детям читать религиозные книги. После нее в тот
же день к следователю была вызвана учительница школы, которая показала:
"Находясь
на квартире, занимаемой мною в селе Котове, однажды к моей квартирной хозяйке явилась
в посидки гражданка села Котова Платонова Анна, каковая в процессе разговора с
моей хозяйкой сказала, что батюшка дал интересную книгу ей и велел последнюю
прочитать ее дочери Соне, ученице моего класса. Разговор Платоновой с моей
хозяйкой я услыхала через переборку, так как я сама лично находилась в другой
комнате. Выйдя из своей комнаты в комнату беседующих женщин, я спросила у
Платоновой, что у нее за книга и откуда последнюю она получила. Платонова на
мой вопрос ответила, что книгу ей дал священник села Котова Березин, но книги
она при себе не имела. На следующий день мною о разговоре с Платоновой было
сообщено уполномоченному... Последний просил достать книгу, для чего я пошла к
Платоновой. Получить книгу от Платоновой мне не удалось в силу того, что она
заявила: "Березин книгу отдавать никому не велел". Кроме того, мне
лично самой приходилось слышать от гражданки села Новое Котово Филипповой Анны,
что во время исповеди Березин говорил ей, что не нужно пускать на спектакль
дочку в силу того, что спектакли – бесовское наваждение".
В тот же
день следователь допросил местного комсомольца, подавшего заявление на
поступление в члены партии. Он показал:
"Я
слышал от ныне умершей Николаевой, что Березин давал ученикам школы книги,
как-то: Закон Божий, Священную историю и тому подобное. И что Николаеву Березин
приглашал несколько раз зайти... а также она говорила, что поп Березин говорил
ученикам после занятий в школе, давая литературу: "Читайте, она вас
приведет к добру..." Мероприятий Березина против колхоза я не знаю. Мне
пришлось слышать от комсомольца Хорева Николая Андреевича... что ему его мать
Варвара Хорева говорила, чтобы он ушел из комсомола, что в комсомоле его
испортят и о. Павел его ругает..."
Получив эти
показания, следователь вызвал на допрос Варвару Хореву, которая показала:
"Священник
о. Павел на исповеди мне стал говорить, что у тебя есть сын комсомолец, на что
я ответила, что есть, а у меня в семье верно, есть сын Николай Хорев, состоящий
в комсомоле. Когда я ответила о. Павлу Березину, что сын комсомолец вреда нам
не делает, он, Березин, ответил, что так нельзя позволять".
22 сентября 1929 года о. Павел был арестован и заключен в камеру при Молоковском отделении милиции. На следующий день следователь допросил священника; о. Павел, отвечая на вопросы, сказал:
Павел Березин. Бежецкая тюрьма 1929г. |
"В
предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и по делу объясняю, что
при селе Котово, где я служу в церкви, а также проживаю, имеется школа, в
которой обучаются ребятишки окружающих селений. Было два или три случая, когда
ко мне некоторые ученики-ребятишки обращались по нескольку человек с просьбой
дать почитать книжек, ввиду чего я им давал книжки "Закон Божий",
"Молитвы", "Священная история Ветхого и Нового Завета",
рассказы нравственного характера, и некоторые из этих книжек я получил от
ребятишек обратно, а часть книжек в школе учительница Васильева отобрала у
ребятишек и мне их не вернула, а куда она их дела, я не знаю... С
учительницами, ввиду невозвращения ими мне моих книжек, даваемых ребятишкам, я
не ругался совершенно, а только их просил возвратить эти книжки. Кому именно я
давал из учеников литературу персонально, фамилии учащихся припомнить не
могу... Ко мне однажды обратилась гражданка Платонова за книжкой, и я ей дал
книжку, но при этом не говорил дать книжку почитать дочери. При религиозных
обрядах, проповедях и исповедях я никогда не использовал свое положение в целях
проведений мероприятий против власти... Против того, чтобы молодежь посещала
красные уголки, против комсомола никогда ничего не предпринимал".
После
допроса о. Павел был отправлен под конвоем в Бежецкую тюрьму, все небольшое
имущество его было описано и изъято, причем из списка изымаемого не
вычеркивалось ничего, не исключая рясы, одеяла с подушкой и карманных часов.
В течение
двух последующих дней следователи допросили некоторых жителей села:
"Я сама
никому не говорила и ни от кого не слышала, что монастырщики хотят нашу деревню
поджечь и побить за то, что арестовали священника, а говорил ли кто об этом, я
не знаю. В церковь села Котова я не хожу уже около пяти лет, а ранее ходила и
однажды слышала, как священник Березин в проповеди сказал, что "вот теперь
такое время настало, женщины стали делать аборты, это грех, и из-за этого детей
стало мало", на что в деревне Новой села Котова женщины смеялись. Говорил
ли поп Березин в проповедях или на исповедях что-либо относительно власти, я не
слышала и не знаю. У нас в деревне живут довольно хорошо Старшиновы, и были ли
случаи со стороны Старшиновых какие-либо преследования комсомольцев, я не знаю
и не слышала".
"Проживая
в селе Котове, я ходила в церковь молиться. После службы священник Павел
Березин иногда говорил проповеди, в которых он, как я понимаю, говорил о Боге,
а говорил ли он что-либо о власти, налоге, колхозе и тому подобном, я хорошо не
знаю, да у меня забита голова семейными трудами, о которых я все в церкви и
думаю, и что он, Березин, в проповедях говорил, я не всегда слушала. На
исповеди Березин меня спрашивал, слушаются ли дети меня. На что я отвечала, что
слушаются, и больше он мне ничего не говорил. Верно, я от Березина принесла
дочери своей почитать книжку с картинками, и эту книжку я давала своей дочери
почитать, а за книжкой я сама ходила к Березину, думая, что у него есть книжки,
но он меня не зазывал к себе за книгой".
"В 1929
году я действительно ходила в церковь села Котова к священнику Березину на
исповедь, во время которой он, Павел Березин, меня о грехах не спрашивал, а
только сказал: "На спектакле была?" Я ответила: "В деревне Новой
села Котова была на спектакле". На что он мне ответил, что на спектакли
ходить нельзя, грешно. Павел Березин на исповеди сказал моей матери:
"Зачем отпускаешь детей на спектакли?" Но я все равно ходила на
спектакли, но также ходила и в церковь. В церкви проповеди Березина я слушала,
но из них ничего не понимала".
Не
удовлетворившись этим, следователь допросил комсомольцев, один из которых стал
показывать против своих односельчан Ивана Феоктистова и Семена Старшинова,
будто бы они выступали против организации колхоза. Причем пожаловался, что хотя
местные власти уже несколько раз лишали Семена Старшинова избирательных прав,
его всякий раз в конце концов восстанавливали. Большим преступлением было
сочтено то, что на сельском сходе, посвященном самообложению, на котором было
принято решение о 25% самообложении, ни Старшинова, ни Феоктистова не было, а
когда они принимали участие, сход принял решение только о 15% самообложении.
Вызванный на
допрос Алексей Александров (в 1918 году он командовал продотрядом) показал, что
Семен Старшинов и вся его семья до сих пор не может примириться с советской
властью. Впрочем, ничего конкретного он назвать не смог, а, желая себя
оправдать, сказал, что "Старшиновы очень хитрые и осторожные, на собраниях
открыто против того или другого мероприятия не выступают и действуют через
других. Через кого, я, конечно, сказать не могу".
Был вызван
на допрос председатель церковного совета Дмитрий Петров, который сказал:
"Мне
как председателю церковного совета приходится в церкви бывать и слушать
проповеди священника Березина, которые он говорит часто. В проповедях он
говорил, что в настоящее время нравственность пала, дети не слушаются
родителей, развивается преступность, хулиганство и так далее".
Деревенский
комсомолец Семен Егоров на допросе дал против Семена Старшинова показания самые
нелепые: будто тот, когда Михаила Егорова в 1918 году выбирали уполномоченным
от уезда, дал ему такой наказ: "Если советская власть даст нам хлеба,
пусть существует, а если не даст, то такая власть нам не нужна", а также
будто бы он хотел убить Михаила Егорова и выдрать нерадивых крестьян за
незаботу о церкви.
Семен
Старшинов на допросе сказал: "Выбирался ли в 1918 году Михаил Егоров в
уполномоченные от общества, я не помню, а также не помню, давал ли какой ему
наказ от имени общества. Драть за неисправность исповедей я никого не собирался
и не предполагал это делать".
Был вызван
на допрос и член сельсовета давал показания, всецело руководствуясь партийными
директивами:
"Мне
как члену сельсовета и комсомольцу-общественнику приходится ощущать
ожесточеннейшую классовую борьбу в нашей деревне. Поповщина с группой кулаков
Семеном Старшиновым, Иваном Феоктистовым противодействовали всякой общественной
работе комсомольской ячейки... Противодействие исходит сразу из двух лагерей.
Попы обрабатывают в церкви во время исповеди, проповедей, как например, поп
Березин во время исповеди спрашивал, комсомолец ли сын. Когда она ответила:
"да", то он начал ей говорить нехорошее. Старшиновы, Феоктистов и их
подкулачники проводят свою деятельность вне церкви, в закоулках и в уголках,
вне и во время собрания... Когда приехал землеустроитель Крузе, то женщины
подняли шум-гам, затопали ногами и с криками: "не надо
землеустроительства" собрание сорвали..."
Вызванный на
допрос Иван Феоктистов сказал: "Когда было собрание по вопросу
землеустройства, меня дома не было".
Одна из
участниц собрания на допросе показала:
"В 1928
году на сходе обсуждали вопрос о землеустройстве и во время собрания я
говорила, что нужно подождать землеустройства до прихода с заработка мужиков,
так же говорили и другие женщины... И землеустройство у нас в деревне не
состоялось... Делили ли землю в прошлом году и до конца ли собрания был
землеустроитель, не помню... В церковь я ходила, и проповедей, что священник
Березин говорил, я не понимала, а на исповеди у меня Березин спрашивал о
грехах".
На основании
подобных показаний 29 сентября ОГПУ арестовало Семена Старшинова и Ивана
Феоктистова, они были заключены в Бежецкую тюрьму.
ОГПУ
допросило учительницу, которая сказала:
"Священник
села Котова Павел Березин в конце января 1929 года среди детей-школьников
распространял церковную религиозную литературу, каковую мы отобрали у детей,
принесших эту литературу в школу. После чего священник Березин приходил к
заведующей школой и требовал книги обратно. Открытых антисоветских выступлений
я с его стороны не слыхала, на исповеди женщинам-матерям не велел пускать своих
детей на спектакли... мол, там дьявольское наваждение. Когда в деревне Новой
села Котова организовался колхоз, братья Старшиновы, главным образом Семен Платонович,
и Феоктистов, бывший торговец, – оба лишенные избирательных прав – среди
крестьян-колхозников агитировали: "У вас ничего не выйдет, нахóдитесь в
лаптях, все передеретесь..." В результате колхоз развалился и лишь через
несколько месяцев вновь организовался".
В тот же
день был допрошен крестьянин, который сказал:
"Священник
Павел Березин был в хороших отношениях со Старшиновым. Каждый праздник у него
останавливался, пил чай. Никаких суждений по поводу соввласти не было. Ведет ли
священник антисоветскую агитацию, я не знаю. Сам я никогда против советской
власти не выступал".
13 октября
следователь ОГПУ составил текст постановления, в котором писал:
"Рассмотрев
следственный материал по делу, в коем они достаточно изобличаются в том, что
вели антисоветскую агитацию, направленную на срыв проводимых соввластью
кампаний... стремились развалить комсомольскую организацию путем угроз, влияния
на родителей и так далее, постановил: привлечь Березина, Старшинова и
Феоктистова в качестве обвиняемых, предъявив им обвинение в антисоветской
агитации".
20 октября
обвиняемые были вызваны в последний раз к следователю; на вопрос, согласны ли
они с предъявленным обвинением, о. Павел сказал:
- По
существу... виновным себя не признаю. Антисоветской агитации в проповедях и частных
беседах не вел, разваливать комсомольскую ячейку путем влияния на родителей не
стремился. Все предъявленные обвинения считаю чистейшей клеветой.
Иван
Феоктистов сказал: "По существу предъявленного обвинения виновным себя не
признаю. Антисоветской агитации не вел, самообложение не срывал, даже на этом
собрании не присутствовал, землеустройство я не только не срывал, но сам был
инициатором его проведения".
В конце
ноября 1929 года дело было направлено в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для
внесудебного разбирательства. 13 января 1930 года Особое Совещание приговорило
священника Павла Березина к высылке в Северный край на три года, а крестьян
Семена Старшинова и Ивана Феоктистова – к лишению свободы сроком на шесть
месяцев. 23 марта священник этапом прибыл в один из северных лагерей, откуда
его отправили в ссылку в город Мезень Архангельской области.
Вскоре о.
Павел направил прошение во ВЦИК с ходатайством об освобождении. Оно было
удовлетворено, и 18 июля 1931 года священник выехал из Архангельска в село
Котово Тверской области, где стал служить в той же церкви. Он жил один, сын
Дмитрий учился в университете и почти не писал. Соприкосновение с безбожием,
несмотря на сохранившееся глубокое уважение к отцу-священнику, привело к тому,
что молодой человек утратил веру и на одно из писем о. Павла к нему весной 1937
года отвечал:
"Дорогой
папа! Уже давно получил твое письмо, но все не мог выбрать время, чтобы
ответить. Тем более, что это дело для меня очень сложное, так как это первое
мое письмо к тебе.
За присланные
деньги меня благодарить не следует, так как это все же моя обязанность, хотя ты
принадлежишь к другому миру и, вероятно, враждебно относишься к тому делу, за
которое мы, большевики, боремся. Но я знаю о твоем тяжелом положении, и мне
всегда очень хочется тебе помочь, но возможности для этого пока нет, так как я
окончу университет лишь осенью, а стипендия невелика для Ленинграда. Но как
поступлю на работу, при первой же возможности буду тебе помогать. И не уверяй,
что Бог не оставит меня своей милостью. Когда вы, верующие, "творите
добро", вы обязательно ждете награды за это, если не в земном, то в
загробном мире. Мы же, неверующие, делая какое-либо хорошее дело, не думаем ни
о какой награде. Для нас лучшая награда – это сознание того, что сделанное нами
дело полезно для человеческого общества, что оно есть хотя бы небольшой вклад в
общее дело построения социалистического общества, где все будут радостно и
счастливо жить и работать. Кстати, я думаю, что у тебя об этом будущем
обществе, вероятно, существуют неправильные представления как о чем-то сером,
угнетающем личность, превращающем человека в животное, а человеческое общество
в стадо. Враги социализма всегда старались и стараются изобразить его именно в
таком виде, и неудивительно, если ты этому и поверил. Но хватит о политике.
Тебе это, вероятно, неприятно, но если хочешь, то в следующих письмах можно
завязать полемику...
Я тебя
уважаю... Я понимаю, что теперь тебе особенно трудно отказаться от своих
взглядов, так как у каждого обладающего определенным уровнем нравственности
человека должны быть какие-то духовные идеалы. Для нас они заключаются в
достижении всеобщего счастья как материального, так и духовного, в работе, в
науке, в литературе, в музыке и т. д. У тебя этих идеалов в современной жизни нет,
и естественно, что единственное утешение ты находишь в религии".
Странно было
о. Павлу, получившему блестящее образование в университете, всегда
интересовавшемуся вопросами научными, социальными и современной жизни, получить
упрек от сына в том, что он плохо знает теорию и практику социализма и не верит
в построение земного рая без Бога.
27 июля 1937
года о. Павел был арестован и заключен в Краснохолмскую тюрьму. На следующий
день состоялся допрос.
- Скажите,
гражданин Березин, чем вы занимались до революции и после революции?
- До
революции и после я занимался исключительно служением и больше ничем не
занимался вплоть до 1937 года, исключая только срок отбывания в ссылке.
Хозяйства не имел никакого.
9 августа
следователь допросил председателя сельсовета, который на вопрос, что он знает о
священнике, сказал:
"Павла
Михайловича Березина я знаю со дня его приезда в погост Котово, он служил все
время в приходской церкви... В конце 1936 года в церкви погоста Котово
собравшимся в церкви колхозникам после службы читал проповедь, в которой
говорилось: "В настоящий момент при советской власти мы находимся в ужасно
плохом положении. Избегнуть такого положения можно только исключительно
через... крепкую веру в Бога". Проповеди в церкви Березин читает после
каждой службы, стараясь привлечь внимание людей к вере в Бога... В 1936 году в
марте Березин читал проповедь такого содержания: "Миряне, знаете ли вы,
почему пошел разврат в семьях, разводы мужа с женой и снова женитьба, частая
смерть людей... Это все оттого, что вы забываете Бога и не обращаете внимания
на Церковь". Кроме таких проповедей, Березин в 1937 году собирал
нелегальные собрания прихожан, тайно и без разрешения органов советской власти,
на которых обсуждались вопросы исключительно церковного характера".
13 августа
следователь снова допросил священника.
- Расскажите
о ваших контрреволюционных проповедях среди верующих и чем вы
руководствовались.
- В своих
проповедях я очень много говорил о том, что мы сейчас наблюдаем упадок
нравственности, и в смысле нравственности мы находимся в ужасном, отчаянном
положении; люди, видя такое положение, кончают жизнь самоубийством... Упадок
нравственности есть результат упадка веры, а это все вместе ведет к физическому
вымиранию людей.
Допросы шли
не переставая, днем и ночью.
- Гражданин
Березин, где и когда вы собирали нелегальное собрание верующих, какие
обсуждались вопросы?
- 25 апреля
1937 года в сторожке Вознесенской церкви во время перерыва в службе собрались
на отдых верующие. Я решил воспользоваться этим моментом для того, чтобы
довести до сведения верующих то, что Калининский архиепископ отстранил от
службы священника Одинцова за склоку. Больше никаких вопросов в это время не
обсуждалось, и я сказать ничего не могу. Вы можете со мной делать что хотите,
но я сказать не могу, потому что других вопросов не было.
В
обвинительном заключении следователь написал:
"Березин,
возвратившись после отбытия срока наказания, продолжал систематически проводить
антисоветскую контрреволюционную агитацию, выражавшуюся в открытых выступлениях
перед верующими с антисоветскими и контрреволюционными проповедями, в которых
распространял провокационные слухи об... упадке нравственности, объясняя это
существованием советской власти и коммунистической партии. Распространял
провокационные слухи о разложении семьи, о разврате среди населения, при этом
сохранял контрреволюционную литературу".
3 октября
тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Павла к расстрелу.
Расстрелян 7
октября 1937 года.
6 июня 1989
года был реабилитирован прокуратурой Тверской обл. по 1937 году репрессий.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13676895.html
Виталий
(Кокорев) (1890 - 1937), монах Ниловой пустыни, преподобномученик
Память 24
сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10
августа 1890 года в деревне Дьяково Федосеевской волости Старицкого уезда
Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кокорева. Окончив сельскую школу,
отправился в Валаамский монастырь, известный в то время своими схимниками и
старцами. Здесь юноша прожил полгода, а затем, устоявшись в своей решимости избрать
монашеский путь, вернулся на родину и поступил в 1912 году в число послушников
Ниловой пустыни. Через некоторое время он был принят в число братии и пострижен
в монашество с именем Виталий.
В Ниловой
пустыни монах Виталий подвизался до ее закрытия в 1928 году. Монахи, несмотря
на закрытие монастырей и их разрушение, и вне их стен старались вести
молитвенный образ жизни и жить по монастырскому уставу. Для этой цели они
организовывали монашеские общины. В одной из таких общин, которая называлась "Божье
дело", и продолжал подвизаться монах Виталий. Через год община была
закрыта, а монахи арестованы по обвинению в неуплате налогов. Монах Виталий был
приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и сослан в
город Николаевск-на-Амуре на Дальний Восток.
В Тверскую
область и родные места он вернулся только в 1935 году. Один из знавших его
священников посоветовал ему устроиться на свободное место сторожа в храм села
Хвошня Пеновского района и заодно нести в храме при богослужениях послушание
пономаря. Он так и сделал: устроился на работу в храм сторожем, а жил в деревне
Пустошка, снимая комнату у крестьян.
В январе
1937 года начальник Пеновского районного отделения НКВД стал вызывать на
допросы жителей района, членов сельсовета, бригадира колхоза и колхозников,
выбирая тех, кто был враждебно настроен к Церкви и желал скорейшего закрытия
храма.
Они
показали, что дьячок хвошнянской церкви монах Виталий ходит по домам
крестьян-единоличников и в самый день Всесоюзной переписи, 1 января 1937 года,
он посещал некоторых крестьян; что верующие, и в частности монах Виталий,
собирались вместе и читали вслух Евангелие, а также пели церковные песнопения,
что происходило это в рабочее время, и представитель местных властей потребовал
от них, чтобы они разошлись.
В самый день
праздника Рождества Христова, 7 января, начальник Пеновского отделения НКВД
допросил монаха Виталия.
- Следствие
располагает данными о том, что вы проводили нелегальные сборища верующих в
деревне Пустошка Слаутинского сельсовета, где обрабатывали в антисоветском
направлении верующих, особенно из единоличников.
-
Нелегальных сборищ верующих я не организовывал, в деревне Пустошка я очень
часто посещал верующих... в октябре 1936 года я один молился по молитвеннику...
было это часов в десять вечера, и, как видно, многие узнали об этом молении...
Сведений
этих было недостаточно для ареста, и монах Виталий после допроса был
освобожден. В конце июля и начале августа последовали указы об уничтожении
Церкви, и тогда уже 4 августа монах Виталий был арестован и заключен в
Осташковскую тюрьму и 6 августа допрошен.
- Скажите,
признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности?
- Нет,
виновным себя не признаю.
- Следствием
установлено, что вы группировали вокруг себя единоличников, среди которых вели
антисоветскую агитацию. Скажите, признаете ли себя в этом виновным?
- Я посещал
квартиры единоличников... и сам живу у единоличницы... Посещая квартиры
единоличников, я никогда не вел с ними антисоветских разговоров, так что
виновным себя в антисоветской агитации не признаю.
- Скажите,
какую цель вы преследовали, посещая единоличников?
- Посещая
единоличников, я никакой корыстной цели не преследовал.
- Посещая
единоличников, какие разговоры или беседы вы с ними вели?
- Сейчас
припомнить этих разговоров не могу.
Снова НКВД
допросил "дежурных свидетелей". В частности, был вызван такой
противник церкви в селе, как председатель колхоза "Путь Ленина". Он
рассказал, что церковники просили его продать старый сарай для починки крыльца
в церкви, но он отказал им. Также он показал, что заходил в церковную сторожку,
где в это время были единоличники. Он потребовал от них, чтобы они разошлись.
Но и в следующий раз, когда по доносу одного из колхозников он зашел в
церковную сторожку, он застал крестьян читающими Священное Писание и сказал:
- Как вам не
стыдно собираться в рабочее время!
Один из
присутствующих ответил:
- А вам
какое дело, что мы здесь собрались, вы работаете в колхозе, а мы работаем на
стороне и покупаем хлеб в кооперации.
Он стал
настаивать, чтобы все разошлись.
- По-моему,
– заключил председатель свои показания, – у них организована антисоветская
группировка…
После этого
снова был допрошен монах Виталий.
- Чем вызван
ваш уход из Ниловой пустыни?
- Я ушел из
Ниловой пустыни потому, что монастырь со всеми монахами разогнали и вместо
монастыря организовали детскую колонию.
- Как вы
устроились дьячком и одновременно церковным сторожем хвошнянской церкви, кто
вас туда рекомендовал?
- По
прибытии из ссылки мне кто-то из служителей церковных сказал, что в хвошнянской
церкви требуется сторож, и я пошел и был принят на работу.
- Сколько
раз вы присутствовали на заседании церковной двадцатки в течение 1936 и 1937
годов и какие там вопросы обсуждались?
- Я был на
заседании церковной двадцатки один раз, когда меня нанимали. От других собраний
я отходил и, когда был еще, не помню.
- Проживая у
гражданки Марии Вишняковой, куда часто собирались единоличники и верующие
колхозники, что вы им рассказывали и внушали?
- Собирались
или нет у Марии Вишняковой верующие, я не знаю, сам же я избегал собраний. С
отдельными лицами встречался.
- Какие у
вас, церковников, были разговоры о конституции, займе и о положении в колхозах?
- О
конституции я слышал, что люди довольны конституцией. О займе я разговаривал
лишь с уполномоченным при подписке на заем. О колхозах велся разговор, что
нынче хороший урожай и колхозники этим довольны.
Чтобы
склонить обвиняемого к самооговору, следователь устроил очную ставку монаха
Виталия с председателем колхоза, который сказал, что в марте 1936 года, зайдя в
здание церковной сторожки, он застал здесь заседание двадцатки.
- Обвиняемый
Кокорев, вы признаете, что в марте 1936 года в сторожке хвошнянской церкви было
нелегальное сборище церковников, на котором вы присутствовали и вели
антисоветскую пропаганду? – спросил следователь.
- В марте
1936 года никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях
я не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался.
- Свидетель,
скажите, – обратился следователь к председателю колхоза, – в августе 1936 года
на нелегальном сборище был Кокорев или нет, что там обсуждали?
- В августе
1936 года я зашел в сторожку и в повышенном тоне сказал: "Зачем собрались
в рабочее время?" Александров, бывший кулак, заявил: "А какое вам
дело до нас, нечего здесь ходить, вы работаете за трудодни, но ничего не
получаете, а мы, где хотим, там и работаем, и купим себе хлеба, торговля
свободная". Я предложил им разойтись, так как они собрались в рабочее
время и отвлекают колхозников; через несколько минут они разошлись.
- Вы,
обвиняемый Кокорев, были на сборище в сторожке церкви в августе 1936 года, где
Александров выступал с антисоветскими выражениями, споря с вошедшим
председателем колхоза?
- В августе
1936 года на нелегальном сборище в сторожке церкви я не был ни разу и не помню,
было ли такое собрание, где бы Александров и другие присутствовали и их
разогнал председатель колхоза.
Были вызваны
и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных
следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября
Тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу.
Расстрелян 7
октября 1937 года.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
https://drevo-info.ru/articles/13676897.html
Патриарх Тихон. Раскрашенная фотография, работа Ольги Ширниной |
Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя |
Иконостас на могиле патриарха Тихона. Фото 7 апреля 1965 г., архив Церковно-археологического кабинета МДА |
Иларион
(Громов) (1864 - 1937), иеромонах, преподобномученик
Память 28
сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, Бутовских
новомучеников и преподобных русских Святогорцев
В миру
Громов Ивaн Aндреевич, родился в 1864 году в селе Крупшево Каблуковской волости
Тверского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Обрaзовaние имел
"низшее".
Иван
Андреевич поступил послушником в Пантелеимонов монастырь на Афоне, где
подвизался до 1914 года, когда был переведен на подворье монастыря в Москве.
Здесь он принял монашеский постриг с именем Иларион, был рукоположен во
иеромонаха и назначен старшим монахом, руководил различными монастырскими
послушаниями.
С 1922 года,
в связи с начавшимися гонениями на Русскую Православную Церковь и массовым
закрытием монастырей, иеромонах Иларион стал служить сверхштатным священником в
храме Григория Неокесарийского в Москве.
В декабре
1930 года ОГПУ по распоряжению советского правительства приступило к
мероприятиям по выселению из Москвы священнослужителей, монахов и монахинь закрытых
монастырей и активных мирян. 28 декабря 1930 года был арестован и отец Иларион.
Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к
выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в
группы, которыми занимались отдельные следователи.
17 января
1931 года иеромонах Иларион был вызван в ОГПУ на допрос. Убедившись из
расспросов, что перед ним иеромонах, следователь спросил его, ведет ли он
агитацию против советской власти, а также что он отвечает верующим, когда те
спрашивают, есть ли в настоящее время гонения советской власти на религию. Отец
Иларион ответил: «Агитации против советской власти я не веду, верующим, которые
обращаются ко мне по вопросу о гонении на религию, я всегда объясняю так, что всякая
власть дается от Бога, а поэтому всякой власти надо подчиняться и переносить
все гонения на религию». Выяснив, что иеромонах Иларион считает, что при
советской власти гонения есть, следователь отпустил его, взяв подписку о
невыезде.
29 января
1931 года следственные действия, касающиеся той группы, в которую входил
иеромонах Иларион, были закончены и составлено обвинительное заключение, где
писалось, что они, «монахи, монашки, бывшие домовладельцы и торговцы, будучи
активными церковниками-монархистами, группируясь вокруг реакционных московских
церквей, систематически ведут антисоветскую агитацию о религиозных гонениях,
чинимых советской властью... Квартиры их являются убежищем для всякого рода
контрреволюционного элемента».
8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР за "aнтисоветскую aгитaцию" приговорило всех к трем годам ссылки. Половина арестованных была отправлена в Казахстан, а половина, в которую попал и иеромонах Иларион, в Северный край на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге, где условия работы и жизни были самые тяжёлые. Сюда было сослано много духовенства, и многие здесь умерли от болезней и непосильного труда.
Преподобномученик Иларион Громов |
В 1934 году,
по окончании срока ссылки, отец Иларион вернулся в Москву и попытался по документам,
выданным в ссылке, получить паспорт, но ему в этом было отказано. Он уехал во
Владимир, получил документы и поселился у своего духовного сына в городе
Петушки, где прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для
духовного окормления своих духовных чад. Здесь он ходил в храм Ризоположения на
Донской улице, но поскольку ввиду надзора властей за церковной жизнью служить
не мог, служил на квартирах своих духовных детей, – во многих из них были
устроены небольшие домашние церкви, в частности в квартире диакона Иоанна
Хренова, служившего когда-то в храме Сорока Мучеников вблизи Новоспасского
монастыря. Материально помогал отцу Илариону его духовный сын Николай Рейн.
10 января
1937 года, в один из приездов в Москву отца Илариона сбил трамвай. Травма была
не смертельна, но все же за ним потребовался уход, и его взяла к себе духовная
дочь, которая выправила ему паспорт по документам, данным ему во Владимире.
Впоследствии в течение нескольких месяцев он жил у разных духовных детей,
поскольку на одном месте оставаться долго было опасно – гонения на Церковь не
только не утихали, но все более и более усиливались.
27 августа
1937 года иеромонах Иларион был арестован, заключён в Бутырскую тюрьму в городе
Москве и допрошен. Отец Иларион не признал себя виновным, и следователь не
настаивал, для него было достаточно показаний лжесвидетеля, с которым отец
Иларион был знаком, а также и того, что священник был судим за
контрреволюционную деятельность в 1931 году.
5 октября
1937 года следствие было закончено. Отца Илариона обвинили в том, что «он
являлся активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы,
на квартирах своих единомышленников совершал тайные богослужения, проводил
систематическую антисоветскую агитацию, высказывал фашистские настроения,
распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в
СССР гонении на религию и духовенство».
8 октября
тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР за "учaстие в
контрреволюционной церковной монaрхической оргaнизaции" приговорила отца
Илариона к расстрелу.
11 октября
1937 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне
Бутово под Москвой.
31 июля 1989
года реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.
Причислен к
лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая
2003 года для общецерковного почитания
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/3763.html
Память 29
сентября в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в
Соборах Белорусских и Галицких святых
В миру Иван
Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской
волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители
были простые, набожные и благочестивые христиане, а прадед - одним из первых
латышей, принявших православную веру. Постоянно помогая родителям в тяжком
крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем
он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной
натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. В августе 1887 года он
зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в
Рижскую духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне
1897 года он окончил полный курс семинарии с дипломом 1-й степени.
В 1897-1899
годах был учителем в Ляудонской приходской школе, а с 1899 по 1900 - в Либаве
(ныне Лиепая).
Затем с 1900
по 1904 года учился в Киевской духовной академии, которую окончил с отличием и
степенью кандидата богословия. Здесь, в 1903 году принял монашество по совету
праведного Иоанна Кронштадского, 23 сентября 1903 года был рукоположен в сан
иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха. Во время учебы в академии
руководил пением академического хора.
Преподаватель
С 1904 года
– преподаватель Священного Писания в Черниговской духовной семинарии. Быстро
стал известен как талантливый педагог.
С 1906 года
- инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер,
участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных
волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.
26 сентября
1907 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Вологодским, и вскоре
назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского
Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному
труду архимандрита Иоанна семинария неузнаваемо преобразилась.
Викарный
епископ
11 марта
1912 года хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Хиротонию
в Александро-Невской лавре возглавили митрополит Московский Владимир
(Богоявленский) и митрополит Киевский Флавиан (Городецкий).
В 1912 году
совершал епископское служение в Одессе.
4 апреля 1913 года назначен на вновь открытую викарную кафедру Екатеринославской епархии, с титулом епископа Таганрогского и Приазовского. Уже на этой кафедре владыка подвергся лживым обвинениям и заточению. Когда епископа заточили в тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения своего святителя. Не будучи в состоянии противостоять людям, гонители выпустили владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой, с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный молебен.
Епископ Иоанн (Поммер) |
7 (20)
сентября 1917 года назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
Пензенский
архиерей
С 22 апреля 1918
года - епископ Пензенский и Саранский, позднее был возведен в сан архиепископа.
Здесь ему
пришлось вести борьбу с «народной Церковью» организованной в Пензе лишённым
сана архиепископом Владимиром (Путятой) - одной из первых неканонических
церковных группировок обновленческого типа, которая, при поддержке большевиков,
разрушала епархиальную жизнь. Еретичествующие раскольники захватили
кафедральный собор Пензы и основные храмы.
К новому
месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице
1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого
трогательного внимания, поселив в загородном мужском монастыре во избежание
внезапного нападения. Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить
Петропавловскую церковь города, но владыка Иоанн вдохновенной проповедью
обратил колеблющихся следовать за Христом и истинной Церковью. Уже первые
службы привлекли к нему сердца множества верующих.
Большевистская
власть с самого начала отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У
владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для
преследований. Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя
свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг
Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, сломали двери и один из
нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа. Но монах
спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке и пуля попала владыке в
ногу, нанеся лишь небольшую рану, в то время как другие иноки ударили в набат.
В келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие которые хотели на месте
совершить самосуд над покушавшимися, и только решительное вмешательство
епископа спасло им жизнь.
Большевики
не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они
открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал
архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки
Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный
обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов,
а сам владыка был увезен в губчека на очную ставку. В храмах уже было начали
служить панихиды по "новопреставленному" архиепископу Иоанну, но в
этот раз большевики отпустили его.
В праздник
Усекновения главы Иоанна Предтечи раскольники предприняли попытку захвата
Петропавловской церкви, но владыка вдохновил народ на защиту храма. Тогда
архиепископа Иоанна арестовал ЧК, он был заключен в темницу и приготовлен к
расстрелу. Но народ Божий требовал освобождения архипастыря и в последний срок,
около часу ночи в день назначенной казни, ему было объявлено, что он свободен.
За время
заточения святого исповедника безбожные власти упразднили все органы
епархиального управления, но вскоре владыке удалось добиться восстановления
епархиального совета и прочих органов.
28 июля 1919
года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли
рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое
ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время
отсрочена. Посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения
гонителей. К Пензе приближалась Белая армия и гонения на Церковь ужесточились,
были арестованы виднейшие церковные служители.
В это время
по приглашению приходов архиепископ отправился в длительную поездку по епархии.
Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим
духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу,
в октябре 1919 года, владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в
придуманной чекистами контрреволюционной организации.
В то время
арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и
клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и
расстрелян иподиакон владыки. Эта же участь была уготована и святому. Но
владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму,
он был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей
его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен
обмороженный в опьянении преступник. Увидев архиепископа, он начал цинично
издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это
архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому
обитателю камеры, отогрел его, кормил и ухаживал за ним. Христианское отношение
пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого.
Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в
беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского
милосердия.
В Москве
делом архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК.
Гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку, но не
смогли доказать вины и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.
Рижский
архиепископ
Так владыка
Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и патриарх назначил его
архиепископом Рижским и Митавским. Пензенские клирики и миряне не хотели
отпускать его, но ввиду неотступности просьб латвийской паствы святитель Тихон
дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его
благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных
местах служения в России.
В 1921 году
владыка Иоанн вступил в управление епархией и по его ходатайству Латвийская
Церковь получила широкую автономию оставаясь в составе Церкви Российской:
данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Синодом и
Высшим Церковным Советом.
Владыка
Иоанн пользовался большим авторитетом среди православных верующих — как латышей
и так и русских. В 1923 на Соборе Православной Церкви в Латвии был принят её
устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия национальностей,
предусмотренные канонами права.
В 1926-1931
годах владыка состоял депутатом латвийского Сейма, в котором активно защищал
интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями
левых партий. В 1926 году он добился принятия закона о юридическом положении
Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право
«свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её
учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные
права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных
обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали
обжалованию в светских учреждениях. Во исполнение этого закона уже 1 декабря
1926 была вновь открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка
решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его
участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных
заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда
культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты
народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.
Мученичество
Здоровье
архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни.
Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у
Кишозера. Здесь архиепископ Иоанн был убит в ночь на 12 октября 1934.
Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным
пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него
выстрелили из револьвера и живого предали огню.
Существовали
три основные версии причин гибели владыки. Согласно первой, принятой в
советское время, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса
за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московским
Патриархатом, так как после гибели владыки Иоанна Латвийская Церковь перешла
под омофор Константинопольского Патриархата. Однако объективные доказательства
этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее
союзником правительства в борьбе против левых сил.
Вторая
версия связана с конфликтами внутри Латвийской Церкви, в том числе с
разногласиями между владыкой Иоанном и общественной организацией Русское
Студенческое Христианское Движение. В ходе расследования убийства архиепископа
некоторые члены этой организации были арестованы, деятельность самого движения
на территории Латвии запрещена. Однако и эта версия не нашла подтверждения.
Наиболее
распространённая версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью
советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской Церкви
с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях
на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти.
Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн
был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей
стране. Существует предположение, что вечером 11 октября владыку навестил
приехавший в Ригу знаменитый певец Леонид Собинов, и убийцы могли ворваться в
дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно
скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило
делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело
покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным
поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и
косвенных доказательствах.
Почитание
В 2001 году
был прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской Православной
Церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на
торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра
Вике-Фрейберга, представители Сейма, местного самоуправления, католической и
лютеранской церквей.
В том же
году решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя владыки Иоанна
включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
В 2003 году
состоялось перенесение обретённых нетленными мощей священномученика Иоанна из
храма Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище Риги в кафедральный
собор Рождества Христова
Источники: https://azbyka.ru
Соловьев
Матвей Ефимович (1868-1937), псаломщик, председатель церковного совета,
мученик.
Память 30
сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских
новомучеников.
Родился
10 октября 1868 года в деревне Сенино Талдомского уезда Тверской губернии в
семье крестьянина Ефима Соловьева.
С 1889 по
1893 год он служил в городе Кронштадте в 148-ом полку в качестве младшего
унтер-офицера.
С 1894 по
1902 год служил в Семеновской и Озерской волостях в полиции урядником. После
революции Матфей Соловьев поселился в деревне Сенино и занялся сельским
хозяйством.
В 1929 году он был избран председателем церковного совета Благовещенской церкви села Георгие-Хотчи Талдомского района, а также нес послушание псаломщика в той же церкви. На предложения безбожников отказаться от службы в храме и вступить в колхоз он отвечал категорическим отказом. Властями у храма была отнята церковная сторожка, которую переделали в пекарню. Матфей Ефимович ездил в Москву хлопотать об отмене этого решения. «Проездил даром, – сказал он в ответ одному из вопросивших о результатах этой поездки, – куда ни придешь, нигде толку не добьешься, на нас и внимания не обращают, все руководители заняты; делами занялись – троцкистов ищут».
Мученик Матфей Соловьев |
Летом 1937
года безбожные власти начали самые беспощадные гонения на Русскую Православную
Церковь. Всюду шли аресты духовенства и верующих, безбожники задались целью
уничтожить Церковь Христову.
11 сентября
1937 года Талдомское районное отделение НКВД арестовало псаломщика Матфея
Соловьева и он был заключен в камеру предварительного заключения в городе
Талдоме. На следующий день состоялся допрос. Следователь, подробно расспросив о
жизни и о службе в полиции, стал обвинять Матфея Ефимовича в антисоветских
высказываниях, которые заключались в критике колхозной жизни, и антисоветской
деятельности, которую он якобы проводил среди крестьян. Все эти ложные
обвинения Матфей Ефимович категорически отверг.
– С кем вы
за последнее время поддерживаете близкие связи по деревне? – поинтересовался
следователь.
– …Имел
близкое отношение со священником Александром Невским, с ним я вместе служил в
одной церкви, часто заходил к нему на квартиру по церковным делам.
– Какие
разговоры вы вели с ним на политические темы?
– На
политические темы у меня с ним разговоров не было.
16 сентября
следствие было закончено. Из Талдома Матфея Ефимовича перевели в Таганскую
тюрьму города Москвы.
10 октября
1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила по ст. 58-10 УК РСФСР
за "распространение среди церковников и местных крестьян гнусной
конттреволюционной клеветы" его к расстрелу.
13 октября
1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной
общей могиле.
Причислен к
лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26
декабря 2003 года для общецерковного почитания.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/3854.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий