Храм преп. Иосифа Волоцкого

В 1998 году силами немногих верующих в поселке Сахарово под руководством священника Геннадия Ульянича начато восстановление храма в честь преподобного Иосифа Волоцкого, расположенного в здании  музея и домашней церкви И.В. Гурко

Наш сайт на видеохостингах:

Все страницы рубрики "Храм преп. Иосифа Волоцкого"



КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ИГУМЕНА ВОЛОЦКОГО:

Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (1439 - 1515)

 Пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (в ми­ру Иоанн Са­нин) ро­дил­ся в се­мье вот­чин­ни­ка, вла­дель­ца се­ла Яз­ви­ще Во­ло­ко­лам­ско­го кня­же­ства. Точ­ная да­та рож­де­ния пре­по­доб­но­го не уста­нов­ле­на, но боль­шин­ство ис­точ­ни­ков ука­зы­ва­ет 1439–1440 го­ды. Пра­дед Иоси­фа – Са­ня (ос­но­ва­тель фа­ми­лии) был ро­дом из Лит­вы. О ро­ди­те­лях пре­по­доб­но­го Иоси­фа Иоанне и Ма­рии из­ве­стий по­чти не со­хра­ни­лось, за ис­клю­че­ни­ем све­де­ний о том, что они умер­ли в мо­на­ше­стве. Кро­ме пре­по­доб­но­го Иоси­фа, у них бы­ло еще три сы­на: Вас­си­ан, Ака­кий и Еле­азар. Вас­си­ан и Ака­кий при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг. Впо­след­ствии Вас­си­ан стал ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским.

В воз­расте се­ми лет от­рок Иоанн был от­дан в обу­че­ние стар­цу Во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­нию. За два го­да он изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние и стал чте­цом в мо­на­стыр­ской церк­ви. В два­дцать лет Иоанн по­се­тил Твер­ской Сав­вин мо­на­стырь, где по­зна­ко­мил­ся с ду­хов­ным на­став­ни­ком Вар­со­но­фи­ем, и «муд­ре по­сле­дуя со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию про­зор­ли­ва­го и свя­та­го стар­ца Вар­со­но­фия, при­шел еси в оби­тель пре­по­доб­на­го Па­ф­ну­тия и то­го умо­лил еси при­я­ти тя в по­слу­ша­ние».

В Бо­ров­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­стриг юно­шу в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Во­сем­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф под ру­ко­вод­ством свя­то­го по­движ­ни­ка. По пре­став­ле­нии сво­е­го учи­те­ля он был на­зна­чен игу­ме­ном Бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рым управ­лял око­ло двух лет. В этой оби­те­ли он ввел об­ще­жи­тель­ный устав, что вы­зва­ло недо­воль­ство неко­то­рых ино­ков. Пре­по­доб­ный Иосиф вы­нуж­ден был по­ки­нуть оби­тель и от­пра­вил­ся в па­лом­ни­че­ство по рус­ским свя­ты­ням. Так он ока­зал­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Здесь он еще бо­лее укре­пил­ся в же­ла­нии со­здать но­вое мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие. Из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря он уда­лил­ся в Во­ло­ко­лам­ские пре­де­лы, где в 1479 го­ду при сли­я­нии рек Стру­ги и Сест­ры в ле­су ос­но­вал оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Иосиф ввел са­мое стро­гое об­ще­жи­тие и со­ста­вил для него соб­ствен­ный устав, зна­чи­тель­ная часть ко­то­ро­го взя­та из Уста­ва преп. Ни­ла Сор­ско­го. Пре­по­доб­ный Иосиф вос­пи­тал це­лую шко­лу ино­ков-по­движ­ни­ков. Мно­гие по­стри­же­ни­ки Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря бы­ли ар­хи­пас­ты­ря­ми и за­ни­ма­ли важ­ней­шие ка­фед­ры Рус­ской Церк­ви: мит­ро­по­ли­ты Мос­ков­ские и всея Ру­си Да­ни­ил († 1539) и свя­той Ма­ка­рий († 1563), ар­хи­епи­скоп Вас­си­ан Ро­стов­ский († 1515), епи­ско­пы Си­ме­он Суз­даль­ский († 1515), До­си­фей Кру­тиц­кий († 1544), Сав­ва Кру­тиц­кий, по про­зва­нию Чер­ный, Ака­кий Твер­ской, Вас­си­ан Ко­ло­мен­ский, свя­ти­те­ли ка­зан­ские Гу­рий († 1563) и Гер­ман († 1567), свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской († 1576).

На цер­ков­ных Со­бо­рах 1490 и 1504 го­дов пре­по­доб­ный Иосиф вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем ере­си жи­дов­ству­ю­щих, воз­ник­шей в Нов­го­ро­де. Он ре­ши­тель­но до­би­вал­ся осуж­де­ния упор­ству­ю­щих от­ступ­ни­ков. Кро­ме ос­нов­но­го его со­чи­не­ния «Про­све­ти­тель», на­прав­лен­но­го про­тив этой ере­си, пе­ру свя­то­го при­над­ле­жат так­же 24 по­сла­ния к раз­лич­ным ли­цам, крат­кая и про­стран­ная ре­дак­ции мо­на­стыр­ско­го Уста­ва.

Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения "нестяжателей".

На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года - жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).

В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.

В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.

Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 9 сен­тяб­ря 1515 го­да и был по­гре­бен близ ал­та­ря Успен­ско­го хра­ма сво­ей оби­те­ли. Со­бо­ром 1578 го­да пре­по­доб­ный Иосиф был при­чис­лен Цер­ко­вью к мест­но­чти­мым свя­тым, а в 1591 го­ду – к об­ще­рус­ским.

Источники: https://azbyka.ru/
                       https//drevo-info.ru/

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ИГУМЕНА ВОЛОЦКОГО:
ЧИТАТЬ 




Сохранившееся здание Домовой церкви Гурко, фото1998 год


Вид храма 2009 год

После отставки  в возрасте 66 лет Иосиф Владимирович вернулся в свое родовое гнездо. Здесь в Сахарово главным делом его жизни становится строительство нового здания для домашнего музея. 

Современный вид храма преподобного Иосифа Волоцкого

 Исторические сведения:
 Работы над строительством домашнего музея семьи Гурко велись 3 года и закончились к 1898 г.  Южную сторону здания, построенного в стиле XVIII века, украшали  большие арочные окна и лепной фамильный герб над входом. Внутри, напротив окон, в подобных по форме нишах были устроены зеркала. Визуально они увеличивали площадь картинного дома.
 Автором проекта павильона был архитектор императорского двора Леонтий Николаевич Бенуа, который считался другом семьи Гурко.


 После смерти Иосифа Владимировича  в восточной половине домашнего музея (картинного дома)  была устроена семейная церковь. В июле того же года она была освящена во имя преподобного Иосифа Волоцкого, небесного покровителя фельдмаршала. В подвал музея, в новый семейный склеп по желанию вдовы был перенесен прах фельдмаршала.
При последнем владельце усадьбы Гурко его сыне Владимире Иосифовиче прилагались достаточные усилия к надлежащему содержанию церкви и всех остальных зданий. Но после событий 1917 года все хозяйство усадьбы постепенно пришло в негодность.

В 1925 году по решению советских органов останки супругов Гурко были изъяты из склепа, выставлены на всеобщее обозрение, а затем закопаны где-то возле  мелиоративной канавы.
 Здание церкви и музея было отдано сначала под клуб, потом под спортивный зал.
В господском доме располагалось общежитие военнослужащих, дом отдыха НКВД.

В 1997 - 1998 годах силами немногих верующих в поселке Сахарово и под руководством недавно рукоположенного в священники отца Геннадия было начато восстановление разрушенного храма Иосифа Волоцкого. Наш храм стал вторым в России в честь святого Иосифа  после одноименного монастыря под Волоколамском.
Первое десятилетие для прихода было наиболее трудным. Практически начинали  с нуля. В оконных проемах нужно было сменить рамы, в дверных - поставить двери, устроить хотя бы простые дощатые полы, которых совсем не было. Кровля текла, карнизы разрушались, лепнина тоже.
Множество забот свалилось на отца Геннадия. Помогали неравнодушные люди, пенсионеры, рабочие, руководители предприятий. Первым помощником стал постоянный староста прихода Яковлев Владимир. После запуска  газового котла службы в приходе стали регулярными.

10 лет отца Геннадия не покидала надежда разыскать утерянные останки заслуженного полководца. Были задействованы поисковые отряды. Поиски в Сахаровском парке увенчались успехом. В 2009 году начались работы по идентификации останков. Наконец, в 2011 году, на 110-й год кончины фельдмаршала в обновленном Храме состоялась торжественная церемония перезахоронения праха И.В. Гурко и его супруги Марии Андреевны.

Ниже фрагменты видеозаписи памятного события. Итог тринадцати лет работы настоятеля храма. Смотрите хронологию  первой половины дня 22 сентября 2011 года.


Под рубрикой страницы планируются , сообщения об этапах восстановления внутреннего убранства храма, отчеты о проведенных мероприятиях, сообщения от прихожан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий