В поселке Сахарово в 2005 году освящена часовня в честь Тверских новомучеников и исповедников. На иконе часовни Собор новомучеников, связавших с Тверской землей свою жизнь.
23 Исповедника веры, прославленные Русской Православной Церковью в ОКТЯБРЕ, были связаны жизнью с Тверской землей. В настоящем сообщении - семь имен Новомучеников
В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви архиепископ Фаддей (Успенский) причислен к лику святых как новомученик.
Иаков
Иванович Бобырев (1883 - 1937), священник, священномученик
Память 4
октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 25
ноября 1883 года в селе Букреевка Курского уезда Курской губернии в
крестьянской семье. Окончил пять классов церковно-приходской школы и
двухклассное училище.
С 1901 года
- учитель церковноприходской школы в селе Щетино.
В 1903 году
поступил псаломщиком в храм села Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915
года, когда был призван в армию. В 1918 году он вернулся в то же село и
продолжил служить псаломщиком.
В 1920 году
был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика.
В конце
1920-х годов за невыполнение плана хлебозаготовок был приговорен к трем годам
высылки из Курской области. Он выехал в село Высокое Нерльского района
Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах
Алексий, обосновавшийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. Отец
Иаков жил как ссыльный, под надзором, и обязан был два раза в месяц являться на
отметку в районное управление милиции.
В феврале
1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Высокого. Крестьяне
полюбили ссыльного священника за ревностное отношение к службе.
13 декабря
1931 года он был арестован по обвинению в антисоветской агитации, церковный
совет сразу же обратился с прошением к властям:
"13 декабря 1931 года по какой-то неизвестной причине взяли у нас священника Иакова Бобырева. Мы, церковный совет, просим, чтобы вернули его к нам опять служить, потому что мы не замечали за ним никаких незаконных действий. Налог он уплатил в свое время, жил тихо, никуда не ходил, так как опасался, потому что был высланный. Агитации он никакой не вел, и мы думаем, что его взяли по чьей-нибудь клевете. И мы, церковный совет села Высокого, просим отпустить его к нам на службу".
Священномученик Иаков Бобырев Тверская тюрьма 1932 г. |
Священник
Иаков отказался признать себя виновным. 13 марта 1932 года тройкой при ОГПУ был
приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в
Свирских лагерях Ленинградской области.
После
окончания заключения в конце 1936 года о.Иаков вернулся в с.Высокое и снова
стал служить в храме.
27 сентября
1937 года священник снова был арестован по обвинению в контрреволюционной
деятельности, заключен в тюрьму в Кашине. В качестве свидетелей были допрошены
председатель сельсовета, бригадир колхоза, рядовые колхозники, а из
крестьян-единоличников – неверующие. Самыми характерными показаниями,
вобравшими в себя все лжесвидетельства, были показания бригадира колхоза. Он
показал:
"Яков Бобырев
настроен враждебно против советской власти, в результате чего, безусловно,
скрыто проводит контрреволюционную деятельность среди колхозников, что и
отражается на проводимых сельскохозяйственных работах в колхозе. Особенно в
религиозные праздники – народ уходит в церковь, и работа срывается в колхозе,
точно указать факты его агитации не могу, так как он очень скрыто проводил
контрреволюционную деятельность. Со своей стороны считаю, его бы давно надо
было убрать из нашего селения, этим самым дали бы нормально проводить работу в
колхозе без всяких срывов".
4 октября
следователь допросил священника.
– Вы
обвиняетесь в проведении антисоветской деятельности. Расскажите о фактах вашей
антисоветской деятельности.
– Я виновным
себя в проведении антисоветской деятельности не признаю, и антисоветских фактов
агитации с моей стороны за время после прибытия из ссылки не было, – ответил
священник.
– Следствие
располагает достаточными данными о вашей антисоветской агитации. Требую
правдивых ваших показаний.
– Вторично
показываю, что с моей стороны антисоветской агитации не было.
– Следствие
располагает данными, что в конце июля месяца 1937 года среди колхозников вы
вели агитацию за срыв предвыборной кампании в Верховный Совет, указывая, что
"только одни коммунисты будут голосовать и будут только их выбирать".
Признаете ли такое антисоветское высказывание?
– Нет, с
моей стороны агитации в антисоветском духе о выборах в Верховный Совет не
было...
– Следствие
имеет данные, что вы в августе 1937 года угрожали колхозникам расправой с
контрреволюционным высказыванием о неизбежной перемене существующего строя в
СССР. Признаете ли такой факт контрреволюционного высказывания?
– Нет,
колхозникам я никому не угрожал, а также контрреволюционного высказывания о
перемене существующего строя в СССР я не говорил, такого факта я не признаю.
– Следствие
располагает данными, что вы в момент общественно-политической кампании по
подписке на заем обороны страны вели антисоветскую агитацию среди колхозников
против подписки на заем. Признаете ли это?
– Это я
отрицаю, агитации против подписки на заем я не проводил. Это такое мнение
создалось у председателя сельсовета. А было это потому, что один раз я
остановился поговорить с гражданином села Высокого, но я ему о том, чтобы не
подписываться на заем, ничего не говорил.
15 октября
1937 года тройкой УНКВД по Калининской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян
17 октября 1937 года.
Реабилитирован
6 июня 1989 года Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13673203.html
Михаил
Константинович Твердовский (1881 - 1937), священник, священномученик
Память 4
октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в
1881 году в Саратове.
8 сентября
1937 года был арестован в селе Загородье Максатихинского района Калининской
области по обвинению в "антисоветской агитации". 15 октября 1937 года
тройка при УНКВД по Калининской области приговорила его к высшей мере
наказания.
Расстрелян
17 октября 1937 года.
Реабилитирован
1 июня 1989 года Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
Николай
Михайлович Верещагин (1893 - 1937), священник, священномученик
Память 4
октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10
декабря 1893 года в селе Глебове Старицкого уезда Тверской губернии в семье священнослужителя.
Окончил
Тверскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника уже в то время,
когда начались послереволюционные гонения. Служил в селе Глебове, где служил и
его отец.
Когда летом
1937 года начались гонения, сотрудник Старицкого НКВД, собирая сведения о
подлежащих аресту и уничтожению священнослужителях, допросил одного из крестьян
села Глебова, который согласился лжесвидетельствовать против священника и
показал:
"...Приблизительно
в июле 1937 года колхозники колхоза "Рабочий путь" приехали за камнем
к церковной ограде. Среди этих колхозников лично при мне Верещагин, ведя
контрреволюционную агитацию, заявил: "Вы зря забираете церковный камень.
Знайте, что скоро крах советской власти. Неверующих будут высылать, а их вожаков
всех уничтожат". ...В дополнение этих контрреволюционных фактов надо
заявить, что Верещагин бродяжничает по колхозам и также проводит
контрреволюционную агитацию, говоря: "Разве это жизнь в колхозах, это
старая барщина, где также верующий мог посещать церковь только с разрешения
барина". Наконец, заслуживает внимания то, что Верещагин в качестве
церковного старосты пригласил неизвестную личность – Подгурного Стефана
Андреевича – поляка, который прибыл в наше село Глебово в 1930 году и с того
времени также проживает в церковной сторожке и враждебно настроен, но хитрый,
открыто не выступает".
В тот же
день следователь допросил и пришельца. Вероятно, опасаясь за свое положение,
проявив крайнее малодушие, Стефан Андреевич согласился лжесвидетельствовать
против священника и оклеветал его.
20 сентября
о. Николай был арестован и заключен в тюрьму города Ржева. В тот же день
следователь допросил его. Священник твердо стоял на своем, отказываясь
лжесвидетельствовать, и допрос был недолгим:
– Следствие
располагает данными о том, что вы систематически проводили контрреволюционную
агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Признаете ли
себя виновным в этом ? – спросил следователь.
– Нет,
виновным себя не признаю, так как контрреволюционную агитацию я не проводил.
– Почему вы
не хотите дать справедливых показаний? Следствие располагает данными о том, что
вы в июле 1937 года среди колхозников, которые забирали камень от церковной
ограды, вели контрреволюционную агитацию, указывая, что скоро настанет крах
советской власти, и тому подобное.
– Да,
действительно, в июле сего года забирали камень, но среди работающих я
контрреволюционную агитацию не проводил.
– Вы упорно
не даете справедливых показаний, между тем следствие располагает данными, что
вы систематически проводили контрреволюционную агитацию. Вы признаете себя
виновным в этом?
– Нет,
виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу.
15 октября
Тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила о. Николая к расстрелу.
Расстрелян
17 октября 1937 года.
Реабилитирован
6 июня 1989 года Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к
лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/13673199.html
Николай
(Могилевский) (1877 - 1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский,
священноисповедник
Память 12
октября и 26 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников
Церкви Русской, Казахстанских и Екатеринославских (Укр.), в Соборах Брянских,
Липецких и Полтавских (Укр.) святых
В миру
Феодосий Никифорович Могилевский, родился 9 апреля 1877 года, в день Светлого
праздника Пасхи, в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии. Назвали его в
честь св. мученика Феодосия. Приходился троюродным братом сщмч. Иоанну
Могилевскому (+ 1918).
«Отец у нас
был строг, - вспоминал владыка, - он был очень требовательным к порядку и
исполнению заданных нам работ». Он был большим знатоком церковного пения.
Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям. О
матери владыка Николай вспоминал: "Мама наша была сама любовь. Она никогда
не кричала на нас, а если мы провинимся, что, конечно, бывало, то она посмотрит
так жалобно, что станет ужасно стыдно". Большое значение в воспитании
Феодосия имела его бабушка Пелагия. "Долгими зимними вечерами, — вспоминал
владыка, — забирала нас бабушка на печь и начинались нескончаемые рассказы о
святых угодниках Божиих". Часто вспоминал владыка и своего дедушку,
который тоже был священником.
Окончил
Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По
окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы.
В 1903
году поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь Тверской епархии и в 1904
году был пострижен в монашество, наречен Николаем.
27 мая 1905
года был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября того же года была совершена
его хиротония во иеромонаха.
В 1911 году
успешно закончил Московскую духовную академию.
С 1911 по
1912 год - помощник инспектора Московской духовной академии.
С 1912 по
1913 год - инспектор Полтавской духовной семинарии.
С 1913 по
1916 год - инспектор Черниговской духовной семинарии.
В 1915 году
возведен в сан игумена.
С 10 октября
1916 по 12 июня 1917 год - архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря
в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школы.
12 июня 1917
года - первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии.
15 ноября 1919 года был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской
епархии. Рукоположение в Чернигове совершили архиепископ Черниговский Пахомий и
епископ Новгород-Северский Иоанн.
С 1920 года
- епископ Сосницкий, викарий той же епархии.
С конца 1922
года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий
последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре на острове "Божье
дело", приписанном к Ниловой пустыни.
6 августа
1923 года был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии.
С 19 октября
1923 года управлял Тульской и Одоевской епархией. Положение в епархии в то
время было очень тяжелое. Обновленцы захватили подавляющее большинство
приходов. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ
Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот
собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами,
может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание
настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами.
Тульское епархиальное управление принимало все меры для привлечения
православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства
твердо держались намеченной тактики.
8 мая 1925
года был арестован и провел в заключении больше двух лет.
По
освобождении, 16 сентября 1927 года был назначен на Орловскую кафедру.
Владыка
вспоминал:
"27
июля 1932 года я был арестован и отправлен в Воронеж, где велось следствие. Об
условиях жизни говорить не приходится, потому что в те годы вся наша страна
испытывала нужду".
"Когда
следствие подошло к концу, мы со следователем расставались друг с другом с
сожалением. Он доверительно сказал мне:
- Я рад, что
хоть какую-то пользу принес Вам своим расследованием, что мне удалось доказать
правильность Ваших показаний, а это для Вас немало значит - теперь Вам
переквалифицируют статью и дадут не больше пяти лет, вместо ожидаемых десяти.
- За что же мне дадут пять лет? - невольно вырвалось у меня.
Архиепископ Николай (Могилевский) Тюремное фото |
- За вашу
популярность. Таких, как Вы на некоторое время надо изолировать, чтобы люди
забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа
и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут!
Неожиданно
было для меня услышать оценку моего служения из уст представителя данного
учреждения, но это было именно так. — Господи! Слава Тебе! Слава Тебе, Господи!
Я, грешник, как умел, так и служил Тебе! - Только и мог я произнести от
радости, наполнившей мое сердце. Теперь уже никакой срок не будет страшить
меня".
Вспоминая
свои странствия по лагерям, владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл
довольно долгое время:
"После
закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован
исправительно-трудовой лагерь, в который я и попал. Когда я переступил порог
этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что
трудно было ее сдержать. Вот и привел меня Господь в Саровскую пустынь — думал
я — к преподобному Серафиму, к которому в течении моей жизни неоднократно
обращался я с горячей молитвой".
"Я
перецеловал в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще
цела келья преподобного Серафима. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и
считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам
которого Господь посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении
Литургию и причащаться Святых Христовых Таин".
В 1941 году
владыка Николай был возведен в сан архиепископа.
Весть о
начале Великой Отечественной войны застала владыку в преддверии совершения им
Божественной Литургии.
"Я
служил проскомидию, - вспоминал владыка, - когда один из моих друзей в тиши
алтаря сообщил мне эту ужасную весть. Что я мог сказать пастве, в слезах
ожидавшей не моего, а Христова утешения? Я только повторил то, что сказал
некогда св. Александр Невский: "Не в силе Бог, а в правде!"
27 июня 1941
года архиепископ Николай был вновь арестован и помещен в тюрьму г. Саратова.
Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, он был направлен в
Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар
Актюбинской области.
Когда много
лет спустя владыке задали вопрос:
"Как он
отнесся к этому переселению? Не было ли в его сердце ропота или обиды?" —
Владыка отвечал: "На все воля Божия. Значит было необходимо перенести мне
это тяжелое испытание, которое закончилось большой духовной радостью."
"А вы
подумайте, что будет, если человек всю жизнь станет проводить в неге и
довольстве, в окружении близких и родных людей? Жизнь, пресыщенная благами
земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему.
Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой
беды."
Владыка ехал
на вольную ссылку, но в арестантском вагоне. На станцию Челкар поезд прибыл
ночью. Охранники вытолкали владыку на перрон в нижнем белье и рваном ватнике. В
руках у него было только удостоверение, с которым он должен два раза в месяц являться
в местное отделение НКВД на отметку. Оставшуюся часть ночи он пересидел на
вокзале. Настало утро. Надо было куда-то идти. Но как идти зимой в таком виде?
Да и идти было некуда. Владыке пришлось обратиться за помощью к старушкам, и
подали ему кто - телогрейку, кто - шапку, кто - залатанные валенки. Одна
старушка приютила его в сарае, где у нее находились корова и свинья. Владыке в
это время шел уже 65-й год. Голова его была бела, и вид его невольно вызывал
сострадание. Владыка пытался устроиться на работу, но никто не брал его, - он
выглядел старше своих лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть
с голоду.
Так, до
глубокой осени 1942 года владыка продолжал влачить свое нищенское
существование. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у
него развилось худосочие, тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись
вши. Силы покидали не по дням, а по часам… И вот пришел момент, когда иссякли
последние силы и владыка потерял сознание.
Очнулся он в
больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Было светло и тепло, над владыкой
склонились люди. Он закрыл глаза, решив, что все это ему кажется. Один из
склонившихся проверил пульс и сказал: — Ну вот, почти нормальный! Очнулся наш
дедушка! Поправлялся владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же
стал стараться принести пользу окружающим. Кому воды подаст, кому судно
принесет, кому постель поправит, кому скажет доброе слово. В больнице полюбили
этого доброго старичка. Все стали называть его ласково: "Дедушка". Но
только один молодой врач знал трагедию этого "дедушки", знал, что
выпиши его из больницы, и опять пойдет он просить милостыню и жить рядом с
коровой и свиньей.
И вот настал
день, когда врачу предложили выписать "дедушку" из больницы. Владыка
Николай стал молиться Господу, снова отдавая себя в Его волю: "Куда Ты,
Господи, пошлешь меня, туда и пойду!" И вот, когда все собрались
проститься с добрым "дедушкой", вошла нянечка и сказала: — Дедушка,
за вами приехали! — Кто приехал? — спросили все разом. — Да тот самый татарин,
который вам иногда передачи приносил, разве не помните?
Конечно,
владыка не мог забыть, как регулярно, через каждые десять дней, ему передавали
от какого-то незнакомого ему татарина пару татарских лепешек, несколько яиц и
несколько кусочков сахара. И еще знал Владыка, что именно этот татарин подобрал
его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу.
Ошеломленный, Владыка пошел к выходу. Действительно, у больничных дверей стоял
татарин с кнутом в руках. — Ну, здоров, бачка! — сказал он архиерею и улыбнулся
добродушной улыбкой. Владыка тоже поздоровался с ним. Вышли на улицу, татарин
посадил владыку в сани, сел сам и они поехали. Был конец зимы 1943 года. —
Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне?
Ведь вы меня совсем не знаете, — спросил владыка. — Надо помогать друг другу, —
ответил татарин, — Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою
жизнь. — Как сказал вам Бог? — изумленно спросил Владыка. — Не знаю как, —
ответил татарин, — когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: "Возьми
этого старика, его нужно спасти".
Для владыки
началась спокойная жизнь. Татарин имел связи и смог устроить так, что через
некоторое время в Челкар приехала Вера Афанасьевна Фомушкина, его духовная
дочь, которая так же была сослана, но в другую местность. Вера Афанасьевна не
стала скрывать от окружающих, кто такой тот "дедушка", которого
заботливо выходили челкарцы.
10 октября
1944 года архиеп. Николай направил народному комиссару Внутренних дел СССР
"усердную просьбу", в которой просил снять с него звание
"вольного ссыльного", разрешить уехать в Россию "и там занять
епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода". Постановлением
Особого Совещания при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР от 19 мая 1945
года владыка Николай был освобожден досрочно.
5 июля 1945
года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская епархия,
управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).
Владыка
прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года. Он начал свое служение в маленькой,
отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько
месяцев до его приезда.
Необыкновенная
ревность была у владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для
приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда
благоговейно, никогда не спешил. А когда, бывало, владыка служит, а хор
заторопит службу, он сейчас же выглянет из алтаря и спросит: — Кто тут на поезд
спешит? Всем станет стыдно и хор сразу замедляет темп. Как-то раз приехал
владыка в собор в половине седьмого вечера, а вечерня, которая началась в шесть
часов, уже почти отошла. И владыка сказал: — Давайте-ка начнем сначала, к
божественной службе так небрежно относиться нельзя. И вечерня началась сначала.
Владыка встал на клирос и пел".
В то время
владыке шел уже 70-й год. Владыка не только требовал строгого исполнения
устава, но всегда разъяснял смысл богослужений, почему нужно петь или читать
именно то, а не иное.
С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией.
В феврале
1955 года возведен в сан митрополита по случаю 35-летия пребывания его во
епископстве.
Скончался 25
октября 1955 года. Накануне, 24 октября, владыка еще немного говорил. Он сказал
каждому что-либо особенно ласковое, как бы прощаясь. Около 5 часов вечера
сделался у него сердечный приступ с острой болью, после которого он уже не
говорил и лежал с закрытыми глазами.
28 октября
1955 года епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом
духовенства отпел митрополита Николая в кафедральном соборе г. Алма-Аты. Всю
дорогу от храма до кладбища (а это около 7 км) гроб с дорогими останками несли
на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40 тысяч человек.
Кладбище было переполнено народом так, что шествовавшее за гробом духовенство с
трудом достигло могилы. У могилы отслужили литию, и преосвященный Ермоген
предал земле тело почившего святителя.
Митрополит
Николай (Могилевский) был прославлен в сонме новомучеников и исповедников веры
православной на Архиерейском Соборе 2000 года.
8 сентября
2000 года по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия
(Кутепова) честные мощи святителя-исповедника Николая были обретены на
городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алма-Аты. Празднование обретения
мощей внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 24 апреля 2012
года.
Воспоминания
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) |
В июле 1947
года владыка должен был лететь в Москву на заседание Сессии Священного Синода.
Во время посадки в самолет архиерей со своими спутниками стоял у трапа и
благословлял всех входящих в самолет пассажиров. Владыка ездил и летал всегда в
рясе, несмотря на то, что часто подвергался за это насмешкам. И на этот раз
пассажиры, заметив что их благословляет духовное лицо, начали над ним смеяться,
послышались язвительные восклицания: — Ну, нам лететь не страшно, с нами святой
летит! Почти никто из пассажиров не сказал доброго слова. — А я не слушал их, —
рассказывал по возвращении владыка — я их жалел. Ведь люди даже не подозревают,
что не от своего ума и понятия говорят хулу, а выполняют злую волю врага рода
человеческого. Я спокойно благословлял всех. Все сели, самолет поднялся в
воздух. Прошло некоторое время и вдруг забеспокоились летчики. В конце концов
старший пилот объявил об опасности — отказывает один мотор. Положение было
угрожающее, надвигалась катастрофа. Среди пассажиров начиналась паника. Но
владыка сказал: — Давайте помолимся! Ни одна душа не погибнет! — а потом
добавил, — лишь немного в грязи выпачкаемся. Владыка встал и начал молиться. Волнение
пассажиров не спадало. Никто не обращал на владыку никакого внимания, но через
несколько минут все стали затихать, вставать со своих мест и прислушиваться к
его молитве. А он молил Господа спасти всех, кто летит этим самолетом. В это
время самолет стал падать вниз. Но, к удивлению летчиков, которые знали, каким
должно быть это падение, самолет не падал, как обычно, а как бы планировал и
тихо опускался вниз. Самолет упал в какое-то заболоченное, но неглубокое
озерцо. Когда люди немного успокоились от пережитого ими страха, то стали
подходить и благодарить владыку. Подошел и старший пилот: — Произошло чудо,
отец, — сказал он — простите за наши насмешки! — Бог простит, — ответил
владыка. — Бога благодарите и Его Пречистую Матерь, и возлагайте свои надежды
на святителя Николая.
В памяти
старшего иподиакона Ария Ивановича Батаева ярко запечатлелось одно из посещений
ими города Уральска.
"Было
это, — вспоминает Арий Иванович, — летом в начале 50-х годов. Владыка совершал
богослужение в Михайло-Архангельском соборе города Уральска. После службы он
стал беседовать с верующими. Народ пожаловался Владыке на зной и засуху в
Уральской области, так как с того времени, как растаял снег, на землю не выпало
ни единой капли дождя. Владыка сказал: — Давайте помолимся Царю Небесному,
может быть он услышит нашу молитву. Стали совершать чин молебного пения поемый
во время бездождия. И совершилось чудо — небо, на котором не было ни единого
облака, потемнело, покрылось густыми тучами и пошел не проето дождь, а хлынул
ливень, как из ведра. От страшных раскатов грома дрожали стены старинного
уральского собора. Владыка приостановил молитву и сказал: "Православные!
Разве это не чудо?!". Завершив молебен и подождав, когда утихнет ливень,
все вышли во двор, вдохнули свежего, чистого воздуха. Владыке нужно было пройти
пешком метров 200 от храма до дома настоятеля, но после ливня пыльная дорога
стала месивом грязи. Тогда народ, исполненный любви и благодарности к Владыке,
тут же выстлал этот путь снятой с себя одеждой".
Молился
владыка со слезами, особенно при совершении Божественной Литургии, когда пели
"Тебе поем, Тебе благословим…", он всегда плакал. Он говорил, что
плачет от радости, что Господь сподобил его совершать эту Литургию и от
счастья, что он может принести молитвы за всех своих духовных чад, за всех
пасомых. Часто он просил своих пасомых: — Вот я учу вас, други мои, вы же
видите, я старик, — ведь Господь спросит с меня за вас. А вы забываете мои
слова, не исполняете того, чему я учу вас. С вас тоже спросит Господь, почему
вы мои слова не запоминаете и не стараетесь их исполнять. Прошу вас,
запоминайте мои слова и поступайте так, как я учу вас, други мои.
Усердный
молитвенник, особенно любил и почитал владыка Матерь Божию. К большому
духовному утешению своей паствы, в праздник Успения Пресвятой Богородицы
Владыка, впервые в Алма-Ате, стал совершать дивный чин погребения Плащаницы.
Когда с кем-нибудь случалось несчастье или кто-либо заболевал, владыка первым
делом советовал как можно строже исповедаться, причаститься и только после
этого приступать к исправлению того положения, в котором человек оказался, или
к лечению болезни. — Нечистая исповедь — вот корень всех наших бед. А почему?
Потому, что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные
напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам не
до Него.
В дни Святой
Пасхи и Рождества Христова двери дома у владыки не закрывались. Все
христосовались, славили Господа! Все! Все! Все! "На Пасху, — вспоминают
клирошане, — после службы в храме мы ходили домой к владыке поздравить его с
праздником. Всю Пасху, бывало, пропоем, а ему все мало, все просит:
"Давайте еще попоем… ведь такая радость у нас!"
После каждой
Литургии владыка, стоя на амвоне, благословлял каждого, несмотря на то, что в
воскресные и праздничные дни в храме присутствовало до тысячи человек и более.
— Владыка, —
бывало, скажут ему его чада, — вам ведь трудно после службы еще столько времени
благословлять. Дали бы общее благословение и ехали бы домой отдыхать.
— Э-э, вы не
знаете, как наш православный народ любит архиерейское благословение и дорожит
им! — отвечал Владыка и, помолчав, продолжал — да, бывает, что я иногда так
устаю, что подумаю: "Дам общее благословение". А за этой мыслью
является другая: "А вдруг меня Господь сегодня призовет к Себе и спросит,
как я расстался со своей паствой?" Эта мысль придает мне силы, и я
благословляю народ.
С большим
усердием, слезной молитвой молился владыка и у себя дома. Мать Вера каждое утро
и каждый вечер вешала возле аналоя сухие полотенца и забирала их уже мокрыми,
омоченными слезами Владыки.
Из
воспоминаний Валентины Павловны Шитайловой, г. Елец:
Владыка сам
часто с нами стоял на клиросе, он любил с левым хором петь раннюю обедню. Сам
тон задавал. У него был бархатный баритон, очень мягкий, красивый. Когда
владыка пел, он пронизывал душу своим пением. Особенно в Великий пост — он
выходил на кафедру и пел "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…"
— пел задушевно, тоскующе. Его голос лился по храму, стояла гробовая тишина,
лишь слышно, как бряцают звонцы кадила и как люди плачут.
А сам
владыка всегда плакал. Особенно видны были его слезы на бархатном постовом
облачении при вечернем электрическом освещении — как жемчужные нитки блестели
слезы на его саккосе. И что замечательно — если плачем мы, — мы ни петь, ни
читать при этом не можем. А владыка плачет и ясным голосом подает возгласы.
Молитвы
Тропарь,
глас 7
Яко
светозарное светило,/ лучами Божественных дарований сияющее,/ яви тя Солнце
Правды Христос Бог наш,/ тьму безбожия и злонравия далече отгоняюща,/ и зарями
богопознания осияюща вопиющих верно:/ Радуйся, святе Николае,/ Христов
исповедниче и Казахстанский чудотворче.
Кондак, глас
8
Избранный от
Предвечнаго Архиерея и Церкви Зиждителя,/ данный Казахстану ходатаю изрядный и
заступниче пречудный, святителю Николае,/ ублажая подвиги и труды твоя,/ любве
ради Господа тобою подъятыя,/ восхваляем дивнаго во святых Своих Бога нашего,/
давшаго тебе благодать величия Своего/ и научившаго нас любовию пети тебе:/
Радуйся, святе Николае,/ Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.
Источники: https://azbyka.ru
Фаддей
(Успенский) (1872 - 1937), архиепископ Тверской, священномученик
В 1997
году Архиерейским собором Русской православной церкви архиепископ Фаддей
(Успенский) причислен к лику святых как новомученик.
Память 13
октября в день обретения мощей в 1993 году, 18 декабря в день кончины, в
Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Тверских и
Житомирских (Укр.) святых
В миру Иван
Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского
уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского. Дед
будущего святителя также был священником, и знавшие его почитали как человека
высокой духовности, как настоящего молитвенника, как человека, имевшего
глубокую веру и любящее, кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других
любил Ивана, которого в шутку называл архиереем.
В 1892 году
окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую
духовную академию, во время обучения в которой окончательно определился в
выборе своего дальнейшего духовного пути, решив стать монахом. Вскоре, после
окончания академии в 1897 году, был пострижен в монашество с наречением ему
имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время -
иеромонаха.
Первым
назначением иеромонаха Фаддея стала должность преподавателя Смоленской духовной
семинарии. В 1900 г. он переводится в Уфимскую духовную семинарию, где за
диссертацию "Единство книги пророка Исаии" получает степень магистра
богословия. В 1902 г. отец Фаддей становится инспектором, а затем - ректором
той же семинарии с возведением одновременно в сан архимандрита. Еще через год -
новое назначение - ректором Олонецкой духовной семинарии.
В 1902 году им была написана книга "Записки по дидактике", а в 1908 году - объемное исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием "Иегова", за которое ему была присуждена степень доктора богословия.
Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) 1908 г. |
21 декабря
1908 года был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской
епархии. Став архиереем, он не изменил подлинно аскетической направленности
своей жизни, и пасомые сразу же почувствовали в нем настоящего подвижника,
образец кротости, смирения и чистоты.
В 1917 году
Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того,
как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов
своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к
власти большевиков последовал первый арест владыки. Сразу же после его ареста в
Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой
отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо
политической деятельности. Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен
в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за
пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного
населения.
Весной 1922
года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой
определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из
этих мест. Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению. В
сентябре 1922 года по "делу" святителя Фаддея, к тому времени
возведенного уже в сан архиепископа, было составлено обвинительное заключение,
где, в частности, говорилось:
"... принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность... Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области".
Архиепископ Фаддей (Успенский) Внутренняя тюрьма ОГПУ 1922 г. |
Из Москвы
архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во
Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом,
так и в психологическом отношениях.
"Поместили
в большую камеру вместе с ворами, - вспоминал впоследствии митрополит Кирилл, -
свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу.
Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня
удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на
полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все
спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал:
"Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна
наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не
унывайте. Христос ведь с нами."
Моя рука
была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то
огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей
участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку,
благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник".
Летом 1923
г. срок ссылки архиепископа Фаддея закончился, и он временно поселился в
Волоколамске, а служить ездил в московские храмы.
Осенью того
же года Священный Синод под председательством Патриарха Тихона назначил
архиепископа Фаддея на Астраханскую кафедру, где церковное управление было
незаконно захвачено обновленцами; но большая часть духовенства и верующего
народа не признавала власти живоцерковников и не подчинялась ее распоряжениям.
Святителю Фаддею предстояло объединить вокруг себя православных и восстановить
каноническое подчинение Астраханского епархиального управления законной власти
Святейшего Патриарха.
Архиепископ Фаддей (Успенский) Астрахань, 1920-е гг. |
В декабре 1923 г. будущий священномученик выехал к месту своего нового служения. Ехал он без сопровождения, в старой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем. Как только поезд остановился в Астрахани, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, затем стали предлагать свои услуги для доставки багажа и с удивлением обнаружили, что никакого багажа у их нового архиерея просто нет.
Владыка был
крайне смущен столь торжественной встречей; выйдя на перрон, он смутился еще
больше, увидев толпу встречающих; а на привокзальной площади - настоящее
людское море...
Сразу же по
приезде какие-то сердобольные старушки принесли владыке большое количество
только что сшитой одежды; староста храма в честь святого князя Владимира,
заметив на ногах святителя ветхие, с заплатами сапоги, принес ему новую
добротную обувь. Но архиепископ Фаддей, верный своим монашеским обетам, все
раздавал нуждающимся, оставляя себе лишь крайне необходимое для жизни.
Жил
святитель Фаддей на удивление скромно. Весь его архиерейский "дом"
размещался в двух маленьких комнатках. Одна служила столовой, приемной и
кабинетом, вторая - спальней. Каждое утро и каждый вечер Владыка шел одной и
той же дорогой, через парк в храм, на богослужение. Каждый раз его встречали
люди, чтобы идти в храм вместе с ним. И долгое время потом эта дорога
называлась "Фаддеевской".
Где бы
святитель ни жил, он никогда не имел ничего своего. Угощали его обедом или чаем
- он ел и пил, если нет - никогда не спрашивал. Он всегда и везде считал себя
гостем, зависимым от того, кто ему помогал или прислуживал.
За время
своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей сплотил вокруг себя почти все
духовенство, не прибегая при этом ни к каким организационным мерам.
Обновленческий раскол был преодолен, хотя Владыка ни одного из обновленцев не
подвергал административным прещениям и ни одного слова не сказал против них
публично. Пример его личной жизни был действеннее любых мер и красноречивее
всех слов.
Денег
Владыка ни от кого не брал, и некоторые астраханские приходы взяли на себя
материальные расходы, связанные с содержанием квартиры, ее отоплением и
освещением. В управлении епархией он почти устранился от административной
части. У него не было канцелярии, была только именная печать для
ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях. За всю свою
архиерейскую деятельность Святитель ни на кого не накладывал дисциплинарных
взысканий, никто не слышал от него даже упрека или слова, сказанного в
повышенном тоне. Он всегда и всюду ходил в своей единственной заплатанной рясе,
в старых, перечиненных сапогах, имел одно дешевое облачение и одну митру. Но он
всегда был готов сказать слово утешения любому человеку, оказать ему реальную
помощь, просто выслушать. Ежедневно: утром и вечером - служба в церкви; днем -
прием посетителей, постоянно толпившихся на лестнице, в коридоре и во дворе
дома, где снималось жилье для святителя. Однажды какой-то сельский священник,
знавший о предельной простоте приема посетителей архиереем, пришел к нему прямо
с парохода в шесть часов утра. И был принят. Этому священнику ждать пришлось
всего минут десять, пока владыка умывался...
В октябре
1926 года в связи с арестом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия
(Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для
исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью. Но
на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской
области без права выезда. Пребывая здесь, с 27 июня по 27 октября 1927 года
числился архиепископом Пятигорским, но отбыть по назначению не мог. Митрополит
Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его 27 октября 1927
года на Саратовскую кафедру, а через непродолжительное время на Тверскую.
Только в марте 1928 года владыка Фаддей получил разрешение на выезд из
Кузнецка. В Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической
жизни, закончившейся мученической смертью.
В Твери, как
и в Астрахани, владыка Фаддей был окружен всеобщей любовью верующих. Неизменно
сохранявший высокий духовно-аскетический строй своей жизни он являл собою людям
необычайную духовную красоту. К последним годам жизни святителя относится целый
ряд удивительных свидетельств очевидцев об открывшихся в нем сверхъестественных
духовных дарованиях - прозорливости и исцеления. В сознании тысяч верующих он
стал окружен ореолом святости и нравственного совершенства.
Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) Тверь, 1936 г. |
В середине тридцатых годов начался новый этап усиленного давления на православие со стороны безбожной власти, опиравшейся в своей церковной политике на вероотступное обновленчество. Храмы повсеместно отбирались в пользу обновленцев. Православное духовенство вынуждали к отказу от своего служения. 29 сентября 1936 г. тверские власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но Владыка продолжал совершать богослужения в последнем сохранившемся в епархии у православных храме за Волгой, а местное духовенство по-прежнему сносилось с ним как со своим правящим архиереем.
Летом 1937
г. в Твери, как и повсюду, начались массовые аресты. Было арестовано почти все
духовенство епархии. В октябре того же года один из священников после
продолжительных пыток согласился подписать клеветнические сведения об
архиепископе Фаддее. В качестве лжесвидетелей охотно выступили представители
обновленчества.
20 декабря
1937 г., около восьми часов вечера, в дом святителя пришли сотрудники НКВД,
предъявившие ордер на обыск и на арест. В результате тщательного и
продолжительного обыска они не обнаружили ничего кроме одного облачения,
потира, дароносицы, двадцати семи свечей, нескольких четок, святоотеческих книг
и тетрадей с записями духовного характера. Один из участвовавших в обыске в
изумлении спросил:
- На что же
вы живете?
- Мы живем
подаянием, - ответил архиепископ.
На допросах
в тюрьме Владыка держался мужественно, сохраняя спокойствие и отрешенность даже
в самых критических ситуациях. Следователи всеми мерами требовали от него
признания в заведомо лживых обвинениях и добивались узнать, как и кто помогал
ему материально.
"В
контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю, - твердо
свидетельствовал святитель. - Материальная помощь передавалась мне лично в
церкви в виде доброхотных подношений. Фамилии этих лиц я назвать не имею
возможности, так как их не знаю."
Через десять
дней после ареста архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в
том, что
"являясь
руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с
ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники
которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания
участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и
повстанческих ячеек, осуществлял руководство по сбору средств на построение
нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации".
Святитель
Фаддей (Успенский) был казнен 31 декабря 1937 года. Ходили слухи, что его
утопили в яме с нечистотами. После его смерти тюремный врач предупредила
верующих, что вскоре владыку повезут хоронить. Место, где было зарыто
мученическое тело, узнали две женщины, оставшиеся преданными святому и по его
кончине. Весной 1938 г. после Пасхи они вскрыли могилу и переложили останки
священномученика в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке
пасхальное яйцо. На месте захоронения, на тверском кладбище "Неопалимая
Купина" в Затверечье, был поставлен крест и на нем сделана надпись. Но
вскоре этот крест был уничтожен властями (крест был восстановлен в 1990-х
годах). Память о архиепископе Фаддее и почитание его как святого сохранились
среди верующих Твери до нынешнего времени. Существует ряд свидетельств о его
посмертном молитвенном предстательстве пред Богом за тех, кто хранил эту
память.
26 октября
1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные
останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском Тверском
соборе.
Прославлен в
лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года.
Оценки
современников
Свт. Тихон
(Белавин), патриарх:
"Знаете
ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие
светильники Церкви - явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой
крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на
здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана
такая сила духа".
Священник
Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани,
принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:
"Долго
я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне
казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку
Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то
переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал
меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно
сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но
и здесь, на Ваших глазах".
Тропарь,
глас 1
Хвала Богу и
жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и
молитвою Небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть.
Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых
препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиих крепость, слава, яко мученика,
Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Источники:
https://drevo-info.ru/articles/8326.html
Александр
(Щукин) (1891 - 1937), архиепископ Семипалатинский, священномученик
Память 17
октября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и
Церкви Русской, в Соборе Курских святых
В миру
Александр Иванович Щукин, родился 13 мая 1891 года в Риге в семье священника о.
Иоанна и Елизаветы Щукиных. Дед его - Василий Щукин - служил диаконом в Риге,
отец окончил Московскую духовную академию, был рукоположен во священника и
преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях;
кроме того, на него была возложена обязанность преподавания латинского и
греческого языков.
У о. Иоанна
и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспоминала, что отец любил детей,
но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут
плохие христиане. Но он и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных
правил, хотя сам все свое свободное время отдавал молитве. Также и жена его
Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с
удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос
тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и
сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали
шуметь, он выходил и останавливал их: "так нельзя, потише,
пожалуйста".
Он не был от
природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним
подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. Он
хотел быть священником.
В 1911 году
окончил Рижскую духовную семинарию первым студентом, в 1915 году - Московскую
духовную академию со степенью кандидата богословия, с причислением к первому
разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без
новых устных испытаний.
С началом
первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда
к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем
в Нижегородскую семинарию.
Наступил
1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Александр стал просить
отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли
Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное
попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в
Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобного Александра
Свирского.
В 1918 году
нижегородские власти арестовали о. Иоанна. Полгода пробыл он в заключении,
заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения о. Иоанн
стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.
Александр (Щукин) Епископ Лысковский викарий Нижегородской епархии |
Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 23 августа 1923 года он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.
Во время его
отсутствия о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он
ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью. И как прежде, так и
теперь, владыка Александр спешил исполнить пожелание отца. Владыка прибыл
накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с
ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.
Первой
службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия
по новопреставленному отцу. Похоронили о. Иоанна рядом с храмом, где он служил.
Не напрасно
Александр был облечен саном. Он был прекрасным проповедником и добрым
наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, многоскорбно собирая
в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад.
Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они выказывали расположение к
иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Желтоводском
Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где
была чтимая икона Троеручицы. В Лыскове его посещал епископ Варнава (Беляев),
принявший к тому времени подвиг юродства.
В Макарьеве
владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати
лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.
В сентябре
1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя.
Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.
В 1929 году,
в день памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра
и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все
нижегородское духовенство.
На допросе у
следователя епископ Александр отвечал:
- Проповеди
я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту
религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и
выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах,
соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения
православно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповедях против
безбожия.
Ответы
епископа вызвали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день
владыка написал пояснение:
"вопросами,
оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской
апологе тики, а именно: о конечности мира, происхождении человека через
творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии
души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории,
касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие
проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность
православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической,
общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь".
В тюрьме ему
обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он отказался, был
помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь
подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников
камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже
унывать.
После ареста
епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому -
хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой
счет, так как у него больное сердце.
- Вы не по
адресу обратились,- отвечал Вышинский, - вам нужно обращаться в Красный Крест.
Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет
отправлен на три года в Соловки.
11 января
1929 года следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что
он "как
идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с
антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в
единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы "о
бесчинстве коммунистов-безбожников..." Имея преданных ему монахов и
монахинь... Давал им указания, как бороться с безбожниками... рассылал их по
селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с
культурными учреждениями государства [3]... Руководствуясь положением об
органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь,
утвержденного ВЦИКом от 28/1 II-24 года и объявленного в приказе ОГПУ за № 172
от 2/IV-24 года... дело... передать в Особое Совещание... для вынесения
приговора во внесудебном порядке..."
26 апреля
1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в
концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ
относительно мест содержания духовенства - на Соловках.
В Соловецком
лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.
Когда
закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили. 31
декабря 1931 года был назначен епископом Болховским, викарием Орловской
епархии. 27 июля 1932 года получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти
Архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.
Церковь
тогда подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и
расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как
государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше
людей. Церкви пустели. Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться
народом.
Видя
оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против
архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти
решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все
обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ
уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил
полгода.
С 30
сентября 1935 значился архиепископом Курским, но в Курск не поехал.
18 марта
1936 года назначен архиепископом Ржевским, викарием Тверской епархии.
C 18 июня
1936 г. по сентябрь 1936 г. - архиепископ Тульский
В конце 1936
года владыка получил назначение в Семипалатинск.
Архиерейские
кафедры пустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.
Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск:
- Уйди на
покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь.
- Как бы я
вас ни любил, - отвечал архиепископ,- но. я не для того взял посох, чтобы его
оставить.
В августе
1937 года архиепископ был арестован. Он в последний раз благословил своих
духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие
ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался
мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему
обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации -
архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их
называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки,
отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления Тройки
УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос.
- Вы
являетесь членом и руководителем церковной контрреволюционной шпионской
организации. Дайте показания...
- Членом
контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным
себя не признаю,- отвечал архиепископ.
- Вы лжете.
Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в
развертывании контрреволюционной работы...
- Никаких
установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал.
- Как член
контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную
агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей
контрреволюционной деятельности.
- Никакой
контрреволюционной агитации я среди населения не проводил и в этом виновным
себя не признаю,- спокойно ответил владыка.
Все это
следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к
расстрелу.
Через два
дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр был расстрелян.
Всем
близким, кто интересовался судьбой владыки, власти отвечали, что он сослан на
десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места
и времени, что он умер в лагере.
Священник
Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в
заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили святителя, и народу
собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая
часть пришедших стояла на улице. Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда
положила четки святителя, крест и Евангелие. После отпевания народ молитвенно
попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма.
Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели:
"Волною морскою..."
Причислен к
лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/11548.html
Сергий
Петрович Гусев (1886 - 1937), священник, священномученик
Память 18
октября, в Соборе Московских святых, Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе
новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 5
июля 1886 года в селе Горбасьево Завидовского уезда Тверской губернии в семье
священника.
В 1906 году
окончил епархиальное училище иконописания и с 1907 года был учителем в
церковно-приходской школе.
В 1914 году
он был взят на фронт, а в 1918 году мобилизован в Красную армию и служил на Кавказе
начальником банно-прачечного отряда.
В 1921 году
был демобилизован и стал служить псаломщиком в Троицкой церкви села Бирево
Клинского района Московской области.
19 марта
1922 года рукоположен во диакона к Троицкой церкви.
В 1927 году
был переведен в храм Воскресения Словущего Николо-Железовского погоста (ныне -
деревня Шипулино) Клинского района Московской области.
24 сентября
1934 года рукоположен во священника и назначен настоятелем означенного храма.
Осенью 1937
года сотрудники НКВД стали собирать сведения для ареста священника. Некоторые
свидетели, вызванные на допрос, показали, будто отец Сергий говорил, что
«обильный урожай 1937 года вызван не успехами экономической системы новой
власти, а милостью Божией, так как Господь увидел, что народ голодает
девятнадцать лет при советской власти, и этому голодному народу послал урожай».
Другие свидетели показали, что священник часто посещал верующих женщин, живущих
в рабочих казармах при Высоковском хлебокомбинате. Представитель местных
властей, плохо знавший отца Сергия, ничего о нем не мог показать, и тогда
следователь сам заполнил протокол допроса и прочитал его вслух. Но свидетель не
согласился с прочитанным, однако ему «убедительно» было доказано, что протокол
не обходимо подписать, и он его подписал.
Священномученик Сергий Гусев Таганская тюрьма, 1937 г. |
8 октября 1937 года отец Сергий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москву и в течение пяти дней беспрестанно допрашивался.
– Вы
арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания по этому
вопросу.
–
Контрреволюционной деятельности я не вел.
– Следствие
обличает вас во лжи. Вам зачитываются показания свидетеля... о вашей
контрреволюционной деятельности. Подтверждаете ли вы их?
– Показания
свидетеля я отрицаю.
– Признаете
ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В
предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
13 октября
следствие было закончено, и 25 октября тройка НКВД по Московской области
приговорила отца Сергия к расстрелу.
Расстрелян
31 октября 1937 года, погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под
Москвой.
Причислен к
лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 25 марта
2004 года для общецерковного почитания.
Источники: https://azbyka.ru
https://drevo-info.ru/articles/3984.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий