22 сентября, 2021

Новомученики Тверские, сентябрь, 3 раздел

 Рядом с храмом Иосифа Волоцкого в поселке Сахарово стоит часовня освященная в честь Тверских новомучеников и исповедников. На иконе  часовни Собор подвижников веры, связавших с Тверской землей свою жизнь. 

28 Исповедников веры, прославленных Русской Православной Церковью в СЕНТЯБРЕ, были связаны жизнью с Тверской землей. В настоящем сообщении - имена десяти Новомучеников

предыдущая страница                                                                    

Священномученик Захария (Лобов) архиепископ Воронежский и Задонский
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Алма-Атинской епархии.
(часть жизни святого связана с тверской землей)
22 сентября (н.с) - день памяти святого в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых.
Житие священномученика Захарии (Лобова) архиепископа Воронежского и Задонского   читать


Мученик Василий Шикалов
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года Василий Шикалов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
(жизнь святого связана с тверской землей)
22 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие мученика Василия Шикалова   читать


Священномученик Алексий Успенский пресвитер
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Алексий Успенский причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания
(жизнь святого связана с тверской землей)
 22 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Алексия Успенского пресвитера   читать


Священномученик Сергий Уклонский пресвитер
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(часть жизни святого связана с Тверской землей)
22 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Сергия Уклонского пресвитера   читать


Священномученик Константин Колпецкий пресвитер
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 23 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Константина Колпецкого пресвитера   читать



Священномученик Василий Малинин пресвитер
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Алексий Успенский причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания
(жизнь святого связана с тверской землей)
 23 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Василия Малинина пресвитера   читать


Священномученик Иоанн Софронов пресвитер
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 23 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Иоанна Софронова пресвитера   читать


Священномученик Исмаил Кудрявцев пресвитер
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 23 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Исмаила Кудрявцева пресвитера   читать



Священномученик Николай Павлинов пресвитер
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 23 сентября (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Николая Павлинова пресвитера   читать


Священномученик Григорий Раевский пресвитер
Прославлен в 1999 году как местночтимый святой Тверской епархии, для общецерковного почитания - Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
29 сентября (н,с,) - день памяти святого в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Тверских святых
Житие священномученика Григория Раевского пресвитера   читать

 ⏬ Читать жизнеописания  святых новомучеников:

Житие священномученика Захарии (Лобова) архиепископа Воронежского и Задонского
09 (22) сентября
Священномученик 
Захария лобов
архиепископ Воронежский и Задонский

Захария (Лобов) (1865 - 1937), архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик

Память 9 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых

Детство и юность

В миру Лобов Захар Петрович, родился 23 марта 1865 года в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника (губернского коллежского регистратора) Петра Федоровича и Александры Павловны Лобовых (православного исповедания).

В 1882 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду и поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где проучился 4 курса по II разряду, закончил образование в Донской духовной семинарии в 1888 году по I разряду.

В августе 1888 года вступил в брак с Александрой Андреевной (1869 - 1917), в их семье родилось семь детей:

Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1914 году, преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, после революции преподавал в Донском университете, проживая в Новочеркасске по адресу: Арсенальная, 13.

Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка.

Алексей (1894 - 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге.

Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе.

Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина.

Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий

Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище (В период первого своего ареста епископ Захария указывал, что Вера и Ольга работают машинистками в одном из учреждений Ростова-на-Дону, проживают на ул. Садовая, 99-б.).

Священство

7 сентября 1888 года был определён на священническое место к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки (ныне пос. Первомайское Ростовской обл.), 13 ноября 1888 года - рукоположен во священника архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием (Миролюбовым).

14 февраля 1890 года переведён в Богородице-Рождественский храм хутора Ажинова, 23 марта того же года - в Петропавловский храм города Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.), являлся строителем собора. Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).

16 мая 1900 года был переведён в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, - в Троицком храме.

С 1900 года был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.

В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).

25 июля 1903 года был перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.

С 1905 года - член епархиального Миссионерского комитета.

11 мая 1906 года был возведен в сан протоиерея. С 1906 года - член Донского епархиального совета.

22 декабря 1908 года уволен с должности штатного члена Донской духовной консистории.

С 1909 года - законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года - законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.

С 1910 года - казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.

С 1915 года - член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия, став его председателем.

В 1917 году овдовел.

28 марта 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья.

В 1922 году проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста епископа Митрофана (Гринёва) в 22 января 1923 года церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова.

Епископство на Донской земле

После принятия монашества с сохранением прежнего имени, но в честь иного святого - праведного Захарии, родителя Иоанна Предтечи, 5 октября 1923 года был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии. Чин хиротонии в Троицком храме Новочеркасска совершали митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и епископ Каменский Иннокентий (Бусыгин), присланный специально для этого патриархом Тихоном из Москвы.

14 октября того же года, в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским викариатством.

Духовником епископа Захарии был известный в Ростове и Нахичевани-на-Дону старец - протоиерей Иоанн Домовский. В деле епископа Захарии сохранилась копия письма о. Иоанну, в котором епископ именует его своим духовным отцом, проникнутое к нему глубоким уважением].

В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь.

Служение в Донской епархии епископа Захарии как православного иерарха патриаршего поставления было нелегальным. Вместе с нелегально действовавшим митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), официально уволенным на покой, владыка Захария организовал сопротивление обновленцам. Иерархи Митрофан и Захария рукополагали православных священников по всей епархии. Им содействовал простой церковный народ, требующий от власти допускать православных священников на свои приходы. При народной поддержке и любви епископ Захария служил в храмах Новочеркасска. Вёл тайную переписку со священниками из разных округов Донской и Ростовской епархий, Украины, в том числе со своим духовным отцом - противником обновленчества и подвижником благочестия отцом Иоанном Домовским. В письмах владыка Захария писал, что по милости Божией с большой радостью совершает богослужения при большом стечении народа, однако не знает, долго ли он еще сможет находиться на свободе и осуществлять свое служение. Вскоре все церкви Новочеркасска объединились вокруг владыки Захарии.

С октября 1923 года состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным. Дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

28 февраля 1924 года был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован по доносу обновленеского архиепископа Мелхиседека (Николева). Содержался в ростовской тюрьме. 27 марта 1924 года ему предъявили обвинение:

в хранении с целью распространения воззваний контрреволюционного характера;

в измышлении и распространении ложных сведений о гонении советской власти на Церковь, поддержке «Живой Церкви»;

в возбуждении национальной вражды и розни;

«в присвоении себе функций юридического лица, выразившихся в назначении на должность благочинных и вообще священников, в то время как эта власть принадлежит епархиальному управлению» (по статьям 72, 73 и 83 уголовного кодекса).

В 1924 году владыка Захария был этапирован в Бутырскую тюрьму в Москве.

Карательные органы обвиняли епископа в том, что он распорядился всем своим последователям тайно молитвенно поминать на богослужении «контрреволюционного» патриарха Тихона. На что епископ справедливо заметил, что в разъяснении Наркомюста сказано о запрете гласного поминовения патриарха, такого он и не благословлял, а о тайном поминовении ничего не сказано. Епископ характеризовался как «опасный для существования советской власти на Дону элемент», поэтому его необходимо было заключить в концентрационный лагерь. В связи с тем, что в основе всего материала против Лобова лежали агентурные донесения, дело не было передано в суд, а направлено в комиссию по административным высылкам при НКВД. В этом деле ОГПУ проявило свою типичную циничность и нечистоплотность: ранее почти в том же самом материале, собранном на Лобова, органы не нашли состава преступления, когда же им пребывание епископа на Дону стало неудобным, они с лёгкостью приняли обратное решение. Карательные органы видели в материалах дела только то, что хотели видеть и закрывали глаза на невыгодные для обвинения факты. Так например, епископ Захария в личной переписке, отслеженной ОГПУ, предостерегал своих последователей от каких бы то ни было политических мотивов. В письме протоиерею Петру Ледковскому в город Морозовск он писал: «При этом усердно молю в своих беседах и проповедях держаться истинно такого православия, нисколько не примешивая политику. Покажите всем, что мы не контрреволюционеры, а только сыны своей святой православной и апостольской Церкви, в которой мы ищем одно только – спасения и славы Божией». В июне дело было в Москве, рассматривалось, «на высшем уровне». Его взял под контроль сам начальник VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков, куратор церковных дел и секретарь антирелигиозной комиссии (АРК). 29 июля дело епископа, заключённого в Бутырской тюрьме, рассматривалось сотрудницей VI отделения СО ОГПУ Якимовой. На документах стоит надпись: «Утверждаю… Ягода». Статьи обвинения в 6-м отделе были несколько изменены: «распространение контрреволюционных воззваний и антисоветская агитация путём проповедей» (ст.ст. 69 и 72 УК). Ту же самую квалификацию поддержал и Е.А.Тучков. 26 сентября 1924 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ еп. Захария был приговорен к 2 годам концлагеря . Деятельность епископа Захарии, хотя она была чисто церковной, квалифицировалась органами ГПУ как "участие в контрреволюционной тихоновской группировке" В материалах ГПУ имеется характеристика: "Лобов - злейший враг Советской власти".

Ссылка на Соловки

Отбывал заключение на Соловках, где тогда находилось большое число архиереев. В заключении владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства». Запомнился соузникам как строгий постник и молитвенник.

3 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать епископа Захарию после отбытия срока заключения на Соловках в г. Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола) Марийской автономной области на 3 года. Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию митрополита Сергия». Резко осудил от имени отбывавших с ним ссылку архиереев и священнослужителей прекращение церковного общения с митр. Сергием Глазовского еп. Виктора (Островидова). Еп. Захария писал в письме обратившемуся к нему в связи с выступлением еп. Виктора священника Вятской епархии: «Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви». Когда к нему обратился с письмом еп. Виктор, Захария пытался убедить его покаяться в грехе отступления.

27 января 1928 года был досрочно освобожден решением особого совещания при Коллегии ОГПУ. В конце февраля отбыл в Тверь, был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии. С 24 апреля того же года - епископ Бежецкий, викарий той же епархии.

24 апреля 1929 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Воронежской и Задонской епархией. В Воронеж он прибыл в пасхальные дни того года.

Воронежский архиепископ

Захария (Лобов) архиепископ 
Воронежский 1930-е гг.

Служение на Воронежской кафедре принесло владыке немало скорбей: массовое

закрытие церквей, гонение на церковнослужителей и т. д. Архиепископ, как мог, противостоял этим явлениям. Он боролся с закрытием храмов и сумел отстоять несколько действующих церквей.

Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением заслужил немалую любовь своей паствы. На каждую архиерейскую службу собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень.

Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском Адмиралтейском храме, совершая богослужения сначала в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а по его закрытии в марте 1932 года - в Успенском храме.

В июне 1930 года организовал в Воронеже свечной завод, который был закрыт в начале 1931 года из-за непосильных государственных налогов.

30 сентября 1931 года был вызван на зимнюю сессию Временного Священного

Синода. 14 апреля 1932 года уволен от присутствия в Синоде. Вернулся в Воронежскую епархию. С марта 1933 года, во время отбывания ареста Курским владыкой Онуфрием (Гагалюком), по совместительству управлял Старооскольской епархией.

По соловецкому заключению Воронежский святитель был знаком со многими прославленными иерархами Православной Церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году в Воронеже два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у владыки Захарии останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).

В доносе на архиепископа Захарию заявлялось что владыка "В проповеди говорил: «Над русским православием поднят меч»". Это было квалифицировано как антисоветская пропаганда, и вскоре последовал арест.

Священномученик Захария (Лобов)
архиепископ Воронежский и Задонский

23 мая 1935 года был арестован и помещён в воронежскую тюрьму, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской Адмиралтейской церкви — священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей. Виновным себя не признал.

Показания других свидетелей – ктитора церкви села Манино Калачеевского района Ф. Анипкина, бывшего псаломщика М. Меркулова, владельца дома, где квартировал архиепископ Захария, М. Гурова - отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были.

В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября владыке вынесли обвинительный приговор по ст. 58-10 УК РСФСР - пять лет ИТЛ и денежный штраф 25 тыс. руб. за неполную выплату налогов за закрытый свечной завод. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в Соловецкий лагерь, и в тот же день митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой.

На Соловках владыка пробыл недолго. Вскоре, в 1936 году был этапирован через Мичуринскую тюрьму в Казахстан.

Арест и ссылка в Карлаг. Расстрел

8 февраля 1936 года прибыл в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага). Владыка Захария был дневальным по бараку. В личном деле имеется следующая характеристика:

"Вежлив с администрацией и заключенными, дисциплинирован, проводит читку газет и обучает неграмотных заключенных".

От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере тяжело заболел, ослеп. Медкомиссией поставлен диагноз: старческая дряхлость, паховая грыжа, установлена инвалидность.

14 сентября 1937 года был осуждён по обвинению в "контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, направленной против решений партии и правительства, дискредитации вождей партии и правительства, в нелегальной переписке с духовенством Воронежской обл." по статье 58-10 УК РСФСР, с приговором высшей меры наказания - о расстреле.

Кроме того, его обвиняли в групповом Пасхальном богослужении.

Из протокола допроса самого архиепископа видно, что он признал:

"...Переписку с 4 архиереями и духовенством и 1500 рублей прислали ему на личный счет. Никого никак не называл, зная возможных последствиях, и в политику не вмешивался. "Это дело не мое". Встречал Пасху сам, без облачения пел "Христос Воскресе". Виновным себя признал лишь "в получении денег и церковной контрреволюционной агитации, которой я доказывал, что существует Бог".

21 сентября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к расстрелу. Расстрелян в день приговора в 24 часа, вместе со священником Иосифом Архаровым, погребен в безвестной могиле.

30 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Воронежской области на основании статей 3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года [База данных о жертвах репрессий Воронежской области].

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Алма-Атинской епархии.

Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: "Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить".

С 15 января 2014 года начал действовать единственный в России храм во имя священномученика Захарии (Лобова) в городе Новошахтинске.

Молитвословия

Тропарь, глас 5:

Памяти Господней добрый хранителю /, истинный Евангелия служителю /, священномучениче Захарие преславне /, душу свою за Истину положив /, не престай за ны отче молити Владыку Христа /, даровати нам крепость духовную //, мир и велию милость.

Кондак, глас 2:

Предтечева родителя соименника /, и ревности онаго о Бозе подражателя /, священномученика пречуднаго Захарию восхвалим вернии /, сей бо попечения о пастве Христовой не остави в горьких работах /, и по кончине тепле молит Христа Бога /, во еже избавити ны от прелести лукаваго /, и верность Церкви сохранити.

Величание

Величаем Тя, / святый священномучениче Захарие, / и чтем честная страдания твоя, / яже за Христа во утверждение на Руси Православия \ претерпел еси.

Источники:   https://azbyka.ru
                      https://drevo-info.ru/articles/15482.html


Житие мученика Василия Шикалова
09 (22) сентября
Мученик
Василий Шикалов

Василий Яковлевич Шикалов (1875 - 1937), староста Вознесенской церкви села Вознесенье Бологовского района Калининской области, мученик.

Память 9 сентября  в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 12 апреля 1875 года в селе Большая Дубровна Валдайского уезда Новгородской губернии.

Был прихожанином Вознесенской церкви села Вознесенье Бологовского района Калининской области и последнее время выполнял в ней обязанности старосты.

В конце 1920-х годов власти потребовали от Василия Яковлевича выполнения твердого задания по сдаче сельскохозяйственной продукции, которое было невыполнимо по существу. За невыполнение задания он был арестован и приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а все имущество его было конфисковано.

Вернувшись в начале 1937 года в родное село, Василий Яковлевич послал ходатайство о пересмотре своего дела. Летом 1937 года ходатайство было удовлетворено, он был признан невиновным, и имущество ему было возвращено.

2 сентября 1937 г. он был арестован вместе со священником Алексием Успенским, их обвинили в совместной контрреволюционной деятельности.

6 сентября следователь допросил Василия Яковлевича.

– Следствию известно, что вы совместно со священником Алексеем Успенским вели контрреволюционную деятельность. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Я, будучи церковным старостой, распространял среди населения крестики. Всего я распространил до ста пятидесяти крестов, а также на меня было возложено распространение молитв и венчиков; эти молитвы мной были приобретены в городе Ленинграде на рынке у церкви Иоанна Предтечи с рук у неизвестного мне гражданина.

– Следствию известно, что вы собирались и вели контрреволюционную деятельность в доме у священника Алексея Успенского. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Да, действительно, я у священника в доме был в июне месяце, но зачем я к нему ходил, теперь не помню.

– Следствию известно, что вы во время распространения молитв и крестов вели контрреволюционную агитацию. Что вы можете сказать по данному вопросу?

– Во время распространения молитв и крестов я никакой контрреволюционной агитации не вел

19 сентября Тройка НКВД по Калининской области приговорила священника и старосту к расстрелу.

Протоиерей Алексий Успенский и староста Василий Шикалов были расстреляны 21 сентября 1937 года.

6 июня 1989 года они были реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года Василий Шикалов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Источники:   https://azbyka.ru
                      https://drevo-info.ru/articles/22005.html


Житие священномученика Алексия Успенского пресвитера
09 (22) сентября
Священномученик 
Алексий Успенский
пресвитер

Алексий Глебович Успенский (1879 - 1937), протоиерей Вознесенской церкви села Вознесенье Бологовского района Калининской области, священномученик.

Память 9 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 22 сентября 1879 года в селе Шолы Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика, отец умер, когда Алексею было чуть больше года.

По окончании духовной семинарии был рукоположен во священника. Служил на разных приходах, с конца 1920-х гг.- в Тверской епархии.

В начале 1930-х годов был арестован по обвинению в неуплате налогов, часто выдвигавшемуся против священнослужителей в то время, и осужден к 6 мес. ИТЛ с конфискацией имущества. Без средств к существованию остались его жена, Ве­ра Александровна, и дети – дочь восьми лет и два сына – шести и трех лет.

Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, стал сно­ва служить в хра­ме и вско­ре был воз­ве­ден в сан протоиерея.

В начале 1937 года определен в Вознесенскую церковь села Вознесенье Бологовского района Калининской области.

Проявил себя ревностным пастырем, учил, как сохранить веру Христову в тяжелые времена гонений, храм стал центром духовной жизни для неск. многолюдных деревень и поселков. Бывали случаи, когда под давлением безбожной власти и пропаганды крестьяне называли своих детей нехристианскими именами, но таковых священник, не боясь ответственности, отправлял в сельсовет, чтобы они предварительно переписали имена своих детей на христианские, и только после этого приходили крестить. У него в храме, несмотря на большое число прихожан, никогда не было общей исповеди; о. Алексей старался поговорить с каж­дым, а кгда нужно, то поддержать. В одном из доносов, которые писались на священника говорилось, что в последнее время, т.е. с началом служения о. Алексия в Вознесенском храме, в приходе стало наблюдаться религиозное оживление. Прихожане уже поговаривают, чтобы восстановить колокольный звон. Вокруг храма собралось много монахинь, храм даже стали посещать жены партийных работников.

2 сентября 1937 г. священник был арестован вместе со старостой храма Василием Шикаловым, их обвинили в совместной контрреволюционной деятельности.

6 сентября о. Алек­сий был вызван на допрос.

– Следствию известно, что вы, гражданин Успенский, совместно с церковным старостой Василием Шикаловым вели контрреволюционную деятельность. Что вы можете сказать по данному вопросу?

– Да, действительно, я как священник производил в деревнях Бологовского района крещения новорожденных в домах населения, скрывая это от органов советской власти... На крещение детей в домах без разрешения на это местных органов власти я не имел права, так как по положению моя деятельность должна была производиться лишь в церкви. Кроме того, моя деятельность выразилась в том, что совместно с церковным старостой мы распространяли среди населения нательные крестики и иконы с молитвами; эта деятельность с нашей стороны проводилась с целью укрепления веры. Наряду с этим, в целях борьбы за веру среди населения, у людей, приносивших детей для крещения и уже давшим им имена, не значившиеся в православных святцах, я таких детей не крестил и отсылал в сельский совет для перерегистрации, чтобы дали новые имена. Мною во время литургии при чтении заупокойных поминаний было поминовение царей Николая и Александры в присутствии верующих. Это мною делалось без всякого намерения.

– Следствию известно, что вы у себя в доме устраивали сборище церковников и чтение Библии, при этом вели контрреволюционную деятельность.

– Библия у меня в доме была, читали ее я и моя жена. Библия у меня существовала с 1909 года до момента моего ареста.

– Следствию известно, что вы среди населения распространяли провокационные слухи через Шикалова о гибели советской власти.

– Я сам в церкви говорил проповеди о том, что вера Христова падает, но она будет жить. Что же касается контрреволюционных высказываний Шикалова, то мне о них ничего не известно.

19 сентября Тройка НКВД по Калининской области приговорила священника и старосту к расстрелу.

Протоиерей Алексий Успенский и староста Василий Шикалов были расстреляны 21 сентября 1937 года.

6 июня 1989 года они были реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Алексий Успенский был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Источники:   https://azbyka.ru
                      https://drevo-info.ru/articles/22003.html


Житие священномученика Сергия Уклонского пресвитера
09 (22) сентября
Священномученик 
Сергий Уклонский
пресвитер

Сергий Михайлович Уклонский (1864 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 9 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 5 мая 1864 года в села Тесове Можайского уезда Московская губернии в семье священника.

В 1879 году окончил Звенигородское духовное училище, в 1886 году - Вифанскую духовную семинарию по II разряду.

Вступил в брак. Сын Михаил (27.05.1895 г.р., выпускник Вифанской семинарии в 1917 г.

В 1888 году был рукоположен во священника к церкви села Рассудово Подольского уезда.

В начале XX века служил в Покровской церкви села Куликово Дмитровского уезда.

В 1921 году возведен в сан протоиерея епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским) и назначен благочинным 8-го округа.

После ареста епископа Серафима и захвата церковной власти обновленцами о.Сергий сделал все зависящее от него как благочинного для противостояния давлению живоцерковников. За неявку на совещание благочинных, созванное по распоряжению обновленческого Московского епархиального управления, 6 марта 1923 года он был уволен от должности благочинного, с занесением в формуляр. Он созвал собрание духовенства 8-го округа, на котором была принята резолюция о «неприятии обновленческих изменений и обновленца благочинного». Обновленческое епархиальное управление 17 апреля того же года постановило "поставить на вид неуместное и незакономерное действие протоиерея Уклонского… и предупредить, что если он будет продолжать самостоятельное исправление обязанностей благочинного, то он будет отставлен от места".

В 1924 году о.Сергий перешел в церковь села Чернеево Дмитровского уезда.

В начале 1930-х был вынужден уехать в Тверскую губернию. Служил в селе Алешенка близ Бологого, затем в селе Новое (переименовано в Свердлово) на Волге.

29 января 1931 года был судим по ст.61 УК РСФСР за неуплату налога и приговорен к году принудительных работ.

В то же время скончался, после ссылки, его сын. К 1937 году о. Сергий выглядел "выстаревшимся человеком с комичными жестами и ужимками".

26 февраля 1937 года он был переведен в церковь села Мшенцы (Васильевский мох) Корытновского сельсовета Бологовского района Калининской области.

Священник увещевал прихожан молиться Богу, исповедоваться, поститься, крестить детей; ходил по домам крестьян, беседовал о вере, крестил. На его службу собирались из соседних деревень и более отдаленных мест, приезжали монахини закрытых монастырей. На местный праздник Девятой Пятницы собралось духовенство из окрестных храмов и другие гости. О. Сергий попросил монахинь обойти жителей села и получить согласие на его приход в день праздника с тем, чтобы, имея их подписи, получить на это разрешение в сельсовете. Председатель сельсовета составил донесение, и 2 сентября 1937 года священник был арестован.

19 сентября 1937 года постановлением «тройки» УНКВД по Калининской области был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 21 сентября 1937 года.

6 июня 1989 года реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Источники: https://drevo-info.ru/articles/13673627.html


Житие священномученика Константина Колпецкого пресвитера
10 (23) сентября
Священномученик 
Константин Колпецкий
пресвитер

Константин Алексеевич Колпецкий (1885 - 1937), священник, священномученик

Память 10 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 15 мая 1885 года в селе Фроловском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника.

Учился в Тверской духовной семинарии и был рукоположен в сан священника.

В 1931 году был арестован и осужден за неуплату налога на шесть месяцев заключения в исправительно-трудовой лагерь.

В 1935 году снова был арестован за неуплату налогов и заключен на один год в исправительно-трудовой лагерь.

Вернувшись из заключения, стал служить в храме села Сукромля Новоторжского района Тверской области.

5 августа 1937 года был арестован. Арестованных свозили поначалу в сельсовет. В комнате, куда привели о. Константина, находилось трое арестованных крестьян. Почувствовав, что ему уже никогда не выйти на волю, о. Константин в волнении стал ходить из угла в угол по комнате. Конвоир окликнул его и потребовал, чтобы священник сел, но о. Константин не послушался, и тогда конвоир набросился на него с кулаками.

В тот же день о. Константин был заключен в Калининскую тюрьму. 9 августа состоялся краткий допрос.

– Расскажите о вашей антисоветской контрреволюционной агитации, которую вы вели среди населения.

– Никакой антисоветской контрреволюционной агитации я среди населения не вел.

– Вы следствию говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний.– Вторично подтверждаю, что я никакой антисоветской контрреволюционной агитации не вел.

20 сентября тройка при УНКВД по Калининской обл приговорила о. Константина к расстрелу.

Расстрелян 23 сентября 1937 года в Калинине.

1 июля 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Источники:   https://azbyka.ru
                      https://drevo-info.ru/articles/13675362.html


Житие священномученика Василия Малинина пресвитера
10 (23) сентября
Священномученик 
Василий Малинин
пресвитер

Василий Васильевич Малинин (1898 - 1937), священник, священномученик.

Память 10 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 26 марта 1898 года в селе Васьянском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника.

Первоначальное образование получил в Кашинском духовном училище, затем поступил в Тверскую духовную семинарию, которую окончил в 1918 году.

В 1921 году был рукоположен в сан священника ко храму в селе Конаково Тверской губернии (по БД ПСТГУ, служил в Покровском храме с. Кононова Кашинского уезда Тверской губ.). У него не было ни земли, ни большого хозяйства, все имущество священника и его семьи составляли дом, два козленка и семь кур.

В 1932 году был арестован по указу от 7 августа 1932 года, обвинен в краже колхозной соломы и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. Дома осталась семья – супруга Антонина Александровна и трое детей, семи, шести и двух лет. Два года проработал священник на каторге в лагере и в 1934 году был досрочно освобожден.

Василий Малинин г. Кашин 1936 г.

 Вернулся в тот же храм села Конаково, где возобновились богослужения. Вскоре онбыл назначен благочинным, но в апреле 1936 года был освобожден от этой должности по собственному прошению.

В марте 1937 года власти потребовали, чтобы священник заплатил пятьсот рублей в качестве налога, в противном случае он будет арестован, а церковь закрыта. За богослужением священник обратился к прихожанам, сказав, что власти требуют от него уплаты налога, и попросил их собрать деньги и заплатить налог. Тут же в храме было решено собрать нужную сумму, для чего уполномочили одну из женщин отправиться по домам прихожан. Деньги были собраны, и служба в храме продолжалась.

Отец Василий за каждым богослужением говорил проповеди. Он обходил дома своих прихожан, служа молебны и панихиды, соборуя и причащая, особенно это необходимо было для тех, кто жил в дальних деревнях прихода и по болезни или старческой немощи не мог прийти в храм.

Летом 1937 года власти решили арестовать священника. По соседству с приходом о. Василия был обновленческий храм, и власти, как это делалось с 1922 года, пригласили обновленческого священника свидетельствовать против православного пастыря. Был вызван и псаломщик обновленческого прихода.

5 августа 1937 года о. Василий был арестован.

На следующий день был вызван для допроса секретарь сельсовета. Он показал:

"Священник Малинин настроен антисоветски. Вокруг себя группирует антисоветский элемент, как-то: Архангельскую Марию Васильевну, в прошлом жену попа, в 1931 году осужденного за контрреволюционную работу; меру наказания, вынесенную ему по суду, я не знаю, но можно полагать, что он расстрелян, ибо от него никаких сведений нет, сама же Архангельская говорит, что он выслан, и Пархаеву Александру Антоновну из деревни Петраково, церковную старосту, через которых и проводит контрреволюционную работу. Как пример, Пархаева состоит членом колхоза "Верный путь", но в колхозе не работает, работает церковной старостой при церкви села Конаково, в которой служит священник Малинин. В рабочие дни по религиозным праздникам идет в церковь... Колхоз "Верный путь" все время из года в год находится в прорывах. Под влиянием в лучшем случае скрытой, а временами открытой антисоветской деятельности церковников – священника Малинина, церковной старосты Пархаевой – в период сеноуборки в 1937 году из семидесяти человек трудоспособных колхозников на работу не выходило до тридцати человек колхозников, чем срывалась сеноуборка, которая не закончена и сейчас. Священник Малинин без разрешения сельсовета систематически в 1937 году ходил по квартирам колхозников своего прихода собирать деньги, хлеб и молоко. Причем ходит в квартиры не только колхозников верующих и посещающих церковь, а и ко всем без разбора, где, без всякого сомнения, ведет антисоветскую агитацию, пропагандируя свои взгляды..."

Снова был вызван священник обновленческого храма, который показал:

"Малинин группирует социально чуждый элемент: Аршинова Ивана Алексеевича из деревни Крюково – бывший церковный староста, Пархаеву Александру из деревни Петраково, работает церковной старостой, в колхозе совершенно не работает, Пархаева – мужа церковной старосты, Голубеву Екатерину, муж ее по суду сослан, а за что, хорошо не знаю, и других, через кого проводит разложение трудовой дисциплины в колхозах, направленное на развал колхозов. В своем доме по религиозным праздникам собирает в прошлом зажиточных крестьян, с которыми ведет беседы по вопросам жизни, сравнивая жизнь настоящего времени с дореволюционным временем, восхваляя жизнь при царском правительстве, порицая жизнь настоящего времени. Малинин является тихоновцем. Реакционно настроен к советской власти".

8 августа следователь допросил священника.

– Назовите свои связи по месту вашей работы.

– Близко знакомыми мне являются: Архангельская Мария Васильевна из деревни Шубино, жена священника, муж ее семь лет тому назад осужден на пять лет лишения свободы, из области отправлен в другую местность для отбывания наказания, откуда обратно не вернулся; Пархаева Александра Антоновна, церковная староста; Пархаев Арсений Иванович, муж Пархаевой; Архипов Иван Алексеевич из деревни Крюково, бывший церковный староста, умер зимой 1937 года; Калинин Василий Григорьевич, в прошлом торговец; Хохлов Дмитрий Михайлович, кум, колхозник, в прошлом крестьянин-середняк. У некоторых я бывал в доме в гостях, и они бывали у меня в доме.

– На какой почве вы завязали с ними связи?

– Эти лица в религиозные праздники приглашали меня к себе в дом с молебном, а кто с панихидой. После службы, как более зажиточная часть, делали приглашение покушать, я на это соглашался, на почве чего у меня с ними и завязано знакомство.

– В царской армии служили?

– Я Духовную семинарию закончил в 1918 году; будучи учащимся, пользовался отсрочкой и в старой армии не служил.

– Следствие располагает данными, что вы служили в армии на командной должности в чине офицера. Скажите, в какой это армии, в белой или царской армии, вы служили?

– Ни в той, ни в другой армиях не служил.

– Следствие располагает данными, что вы в период гражданской войны служили в белой армии. Подтверждаете вы это?

– Нет, не подтверждаю.

– Являясь священнослужителем, по квартирам колхозников ходили вы с какой целью?

– По квартирам колхозников я ходил с целью получения за требы денег, хлеба, молока и других продуктов, считая это вполне заработанным. Кроме этого, на квартиры колхозников я ходил причащать больных, соборовать, крестить детей и отпевать умерших.

– Следствие располагает данными, что во время посещения вами квартир колхозников, вы вели с ними беседы. Расскажите, на какую тему они велись?

– Беседы велись чисто по хозяйственным вопросам, я спрашивал, как они живут, сколько трудодней заработали, и так далее.

– Скажите, в церкви проповеди вы читали? И на какую тему?

– Читал на тему Евангелия.

– Скажите, посещения квартир колхозников вы проводили с разрешения местной власти и кто персонально вам разрешал это делать?

– Ходил по своему усмотрению, разрешения ни у кого не брал.

– Следствие располагает данными, что в вашем доме собирались лица, с которыми вы вели беседы по вопросам жизни, сравнивали жизнь настоящего времени с дореволюционным периодом. Подтверждаете вы это?

– Да, подтверждаю, посещения моего дома колхозниками были, разговоры на эту тему велись.

– Следствие располагает данными, что при ведении таких разговоров с колхозниками вы восхваляли жизнь при царе и порицали жизнь настоящего времени. Подтверждаете это?

– Нет, не подтверждаю, наоборот, ряд колхозников высказывали недовольство тем, что они мало получили на свои трудодни; в этих случаях я спрашивал их о количестве выработанных ими трудодней и говорил им, кто больше имеет трудодней, тот больше получает на них.

– Следствие располагает данными, что во время посещения вами квартир колхозников, вы среди последних проводили антисоветскую противоколхозную агитацию. Подтверждаете вы это?

– Этого я никогда не делал.

– Скажите, кто именно из колхозников высказывал недовольство на малые заработки на трудодни?

– Фамилии я их сейчас назвать не могу, не помню.

– Как вы смотрите на новый проект конституции СССР?

– С положительной стороны.

– Следствие располагает данными, что в июне сего года, в праздник Анны Кашинской, вы и священник Колпецкий высказывались против новой конституции, вернее, проекта новой конституции СССР. Подтверждаете вы это?

– Нет, этого не было. Священника Колпецкого я не знаю.

– Вы обвиняетесь в том, что, будучи священником, группировали вокруг себя социально чуждый элемент, через который вели антисоветскую работу на развал колхозов. Лично сами ходили по квартирам колхозников, среди которых вели антисоветскую, противоколхозную агитацию, высказывались против проекта новой конституции СССР. Признаете себя виновным в этом?

– Виновным себя в вышеуказанном обвинении не признаю. Пусть докажут это свидетели.

На этом допрос был окончен. 20 сентября Тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу.

Священник Василий Малинин был расстрелян 23 сентября 1937 года.

6 июня 1989 года он был реабилитирован Тверской областной прокуратурой.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Источники:   https://azbyka.ru
                       https://drevo-info.ru/articles/22010.html


Житие священномученика Иоанна Софронова пресвитера
10 (23) сентября
Священномученик 
Иоанн Софронов
пресвитер

Иоанн Васильевич Софронов (1875 - 1937), священник, священномученик

Память 10 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 1 января 1875 года в селе Павловском Тверской губернии в семье крестьянина.

Был призван в армию, где служил писарем в полковой канцелярии.

Окончил годичные курсы при духовной семинарии. До революции крестьянствовал, а когда пришло время гонений, был рукоположен в сан священника.

В 1931 году был арестован за невыполнение хозяйственных обязательств, наложенных на него государством, и приговорен к одному году исправительно-трудового лагеря.

В 1936 году о. Иоанн стал служить в храме села Волоскова. 26 июля сотрудник НКВД допросил представителей местных властей, считая, что те дадут показания, порочащие священника. Был допрошен председатель сельсовета, который сказал:

"Священник Софронов в религиозные праздники, особенно в горячие дни, стал дольше служить обедни. 21 июля сего года на религиозный праздник "Казанскую" он во время служения призывал верующих к сбору средств на ремонт церкви. 23 июля сего года, когда я его пригласил в сельсовет для уплаты налога в сумме 1220 рублей, он платить отказывался и говорил, что платить не будет, а потом заявил: "Эх, Русь, до чего же ты дожила!" Религиозная работа сейчас заметно сказывается на состоянии колхоза "Серп и молот" села Волоскова. Благодаря проведенной священником Софроновым религиозной работе праздник "Казанскую" колхозники справляли три дня..."

Допросили председателя названного колхоза, он показал:

"Я знаю, что староста (бывшая) производила денежные сборы и хлеба среди колхозников и единоличников села Волоскова и всего прихода. Это было в 1936 году. Собранные деньги и хлеб употреблялись на ремонт церкви (красили крышу). Священник Софронов в воскресные дни всегда службу проводит с затяжкой, то есть до двух часов дня, в результате такого явления колхозники верующие, приходя из церкви, выходят на работу часа в четыре вечера, а некоторые и совсем не выходят..."

29 июля о. Иоанн был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Допросы начались сразу же после ареста. К сожалению, во многих случаях запись допроса, сделанная следователем, есть единственное свидетельство о жизни и мученическом подвиге исповедника веры.

- Обвиняемый Софронов, вы обвиняетесь по статье пятьдесят восемь пункт десять. Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?

- В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, потому что я против каких бы то ни было мероприятий партии и советской власти подрывной работы не проводил.

- Вы следствию лжете, следствию известно о том, что вы проводили контрреволюционную деятельность и подрывную работу среди членов колхоза Волосковского сельсовета. Признаете ли себя виновным в этом?

- Я себя виновным в контрреволюционной деятельности не признаю.

- Следствию известно, что вы собирали в селе Волосково единоличников и давали задание по сбору средств от населения, в то же время вели агитацию с ними же, чтобы не вступали в колхоз, так как жизнь колхозная ведет к обнищанию и гибели. Подтверждаете ли вы это?

- Виновным себя в этом отношении не признаю.

На этом допрос был прерван - по слабому ли состоянию здоровья шестидесятидвухлетнего священника или потому, что следователь применил к нему пытки, - неизвестно; возобновился допрос в тот же день позже.

- Обвиняемый Софронов, вы следствию давали в предыдущем допросе ложные показания; следствию известно о проведении вами контрреволюционной деятельности, а поэтому требуем от вас показаний.

- То, что было показано в предыдущем допросе, иного сказать в свое оправдание ничего не могу. Контрреволюционной деятельности никогда не проводил и виновным себя не признаю.

- Вы следствию даете ложные показания, следствию известно, что вы в июне 1937 года среди членов колхоза села Волоскова проводили контрреволюционную агитацию, направленную к развалу колхоза, заявляя: "Зачем вы, православные, работаете в колхозе, все равно ничего не получите, все государство у вас отберет, кто не работает в колхозе, тот живет лучше". Подтверждаете ли вы это?

- Такого случая агитации среди членов колхоза с моей стороны никогда не было. Себя виновным в этом не признаю.

20 сентября Тройка НКВД приговорила священника Иоанна Софронова к расстрелу.

Расстрелян 23 сентября 1937 года.

Был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Источники:   https://azbyka.ru
                       https://drevo-info.ru/articles/13676815.html


Житие священномученика Исмаила Кудрявцева пресвитера
10 (23) сентября
Священномученик 
Исмаил Кудрявцев
пресвитер

Кудрявцев Измаил Иванович (1876 - 1937), священник, священномученик.

Память 10 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1876 году в селе Садуново Кимрского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кудрявцева. Окончил три класса церковно-приходской школы.

Был призван в армию, где прослужил в звании старшего унтер-фицера с 1898 по 1902 год, когда был демобилизован и вернулся домой.

С 1908 по 1910 год служил урядником в одном из сёл Кимрского уезда. После революции 1917 года избрал путь церковного служения и был рукоположен в сан священника.



В 1932 г. был арестован и осужден по 58 статье, в 1934 г. вернулся из-за заключения досрочно, по болезни.

После освобождения служил священником в храме села Архангельского Кимрского района.

Начало 1937 года ознаменовалось закрытием храмов. Кимрский райисполком распорядился о закрытии храма в селе Архангельском под выдуманным предлогом его аварийного состояния. Отцу Измаилу удалось отстоять храм, но 7 августа 1937 года НКВД арестовал его. Был допрошен культработник села, который показал:

— Мне известно, что служитель религиозного культа, бывший кулак-лишенец Кудрявцев Измаил Иванович, проживающий в селе Архангельском Кимрского района, среди верующих систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную против советской власти. Мне известно, что Кудрявцев Измаил Иванович, вопреки решению президиума Кимрского РИКа в начале 1937 года (в нём было указано о немедленном закрытии церкви ввиду её технической непригодности, которая могла вызвать несчастные случаи во время служения), организовал верующих на невыполнение указанного решения и призывал верующих к неповиновению советской власти.

На допросе следователь спросил о. Измаила:

— Лишались ли вы избирательных прав и подвергались ли раскулачиванию?

— Да, действительно, я лишен избирательных прав, и хозяйство, которое я оставил сыну, Кудрявцеву Федору Измаиловичу, в 1929 году было раскулачено.

— Были ли вы судимы?

— Был судим или нет, я не знаю, но в 1932 году я арестовывался по линии ОГПУ по статье пятьдесят восьмой и вернулся в 1934 году.

— Следствие располагает данными, что вы среди населения ведёте активную контрреволюционную агитацию против советской власти и партии. Признаете ли вы это?

— Антисоветской агитацией я не занимался.

— Следствие от вас требует правдивых показаний, а вы лжёте и стараетесь укрыть следы своего преступления: как враждебно настроенный против советской власти, занимались распространением провокационных слухов против существующего строя.

— Я следствию показываю одну лишь только правду, борьбы против советской власти не вёл.

8 августа было составлено обвинительное заключение и дело передано в Тройку НКВД по Калининской обл., которая 20 сентября вынесла постановление — расстрелять священника.

23 сентября 1937 года священник Измаил Кудрявцев расстрелян.

6 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой (по 1937 г.).

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источники:   https://azbyka.ru
                      https://drevo-info.ru/articles/16411.html


Житие священномученика Николая Павлинова пресвитера
10 (23) сентября
Священномученик 
Николай Павлинов
пресвитер

Николай Алексеевич Павлинов (1881 - 1937), священник, священномученик

Память 10 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 20 ноября 1881 года в селе Бологое Бологовской волости Великолуцкого уезда Псковской губернии в семье псаломщика. Окончил в Великих Луках школу и духовное училище.

В 1899 году был назначен псаломщиком ко храму в селе Бологое.

В 1907 году переведен в Великие Луки.

24 мая 1911 года рукоположен во диакона к Троицкому храму.

Дьякон Николай Павлинов

В 1921 году был переведен в храм Иоанна Предтечи в Твери.

В марте 1928 года был рукоположен в сан священника митрополитом Тверским Серафимом (Александровым) и был назначен на должность настоятеля Богоявленского храма в селе Никитское недалеко от Твери. Этот приход был в то время захвачен обновленцами, и отца Николая направили сюда, поскольку он был известен священноначалию как непоколебимо придерживающийся православия. Приход присоединился к патриаршей Церкви, и отец Николай прослужил здесь полгода. Староста и псаломщик храма, сочувствовавшие обновленцам, были недовольны таким исходом дела и предпочли закрыть с помощью властей храм, после чего здание было отдано под школу.

15 сентября 1928 года отец Николай подал прошение за штат и стал странствовать. Несколько раз он приезжал в Москву и здесь останавливался при храмах у своих церковных знакомых. Питался он в это время подаянием.

Приехав в начале марта 1930 года в Москву, он утром 8 марта пришел к дверям Мосторга на Рогожской заставе и стал просить милостыню. Через час к этому месту, где собрался народ, подошел милиционер. Он увидел, что среди толпы стоит священник и что-то говорит, но слов не было слышно. Подойдя ближе, милиционер спросил: «Что вы здесь делаете?» - «Прошу подаяния. Шествую из одного города в другой», - ответил отец Николай. Милиционер потребовал, чтобы священник проследовал за ним, и доставил его в 43-е отделение милиции, где он сам служил помощником начальника.

В тот же день священник был допрошен, подтвердив во время допроса, что он действительно живет милостыней. На следующий день помощник начальника оперотдела Грундманд отправил служебную записку в 6-е отделение секретного отдела ОГПУ, где писал, что священник задержан за нищенство и что вокруг него собиралась толпа. В это время отец Николай содержался при комендатуре ОГПУ. 10 марта его допросил следователь ОГПУ Савельев. Отвечая на вопросы, отец Николай сказал:

"С 1928 года я являюсь странствующим священником, ходя по разным местностям города Москвы и окрестностей, собирал милостыню. 8 марта, когда я стоял и собирал милостыню около магазина у Рогожской заставы, ко мне подошел милиционер и отправил в отделение милиции, где я и был арестован. Больше добавить ничего не могу".

20 марта следствие было закончено, и обвинение гласило: "Бродяжничая и собирая милостыню, вел агитацию о гонении на духовенство".

23 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца

Николая к трем годам ссылки в Северный край. На следующий день после приговора он был переведен в Бутырскую тюрьму, откуда с очередным этапом отправлен на север.

Священномученик Николай Павлинов
тюрьма ОГПУ 1930 г.

По окончании срока ссылки отец Николай приехал в Тверь, и архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил его настоятелем в храм в селе Березино Тургиновского района Тверской области.

10 августа 1937 года он был арестован по обвинению в "антисоветской и контрреволюционной деятельности" и заключен в тюрьму в Твери.

Лжесвидетели - председатель и секретарь сельсовета, допрошенные 21 августа, показали, что священник будто бы поддерживал фашистский режим в Германии, занимался антисоветской и контрреволюционной деятельностью и под видом церковного служения запугивал население загробной жизнью и тем самым заставлял его бороться против советской власти. Священник якобы говорил: "Братья-мужики, боритесь против антихристов-коммунистов. Они направляют вас к тому, чтобы все на том свете переживали страшные муки. Помните, братья, что без святой Церкви нет действительной жизни. Церковь – это то святое место, где вы можете получить облегчение души, православная вера должна направлять вас на истинный путь. Молитесь Богу, и Он вам поможет".

В тот же день был допрошен сам священник.

– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Признаете себя виновным? – спросил следователь.

– Только в том, что среди колхозников проводил антисоветскую агитацию, чтобы в религиозные праздники колхозники не работали, – ответил священник.

– Вы лжете. Следствие требует от вас правдивых показаний.

– Больше никакой антисоветской и контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил.

– Расскажите, обвиняемый Павлинов, о вашем контрреволюционном выступлении в селе Березино.

– Примерно в начале 1937 года в селе Березино во время проработки вопроса о выборах в советы я выступил с тем, что в советы нужно выбирать людей религиозных, чтобы укрепить Церковь, этим самым уничтожить безбожную советскую власть.

– Что еще вы можете показать о своих контрреволюционных действиях?

– Больше показать ничего не могу, – ответил священник.

На этом допросы были закончены. 10 сентября тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила отца Николая к расстрелу.

Расстрелян 23 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на окраине Твери.

27 апреля 1989 года реабилитирован прокуратурой Тверской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года.

Источники:   https://azbyka.ru
                      https://drevo-info.ru/articles/13676825.html

Житие священномученика Григория Раевского пресвитера
16 (29) сентября
Священномученик 
Григорий Раевский
пресвитер

Григорий Григорьевич Раевский (1888 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 16 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Тверских святых.

Родился 28 сентября 1888 года в селе Новое Клинского уезда Московской губернии (ныне деревня Свердлово Конаковского района Тверской области) в семье диакона.

По окончании Вифанской духовной семинарии женился на Лидии Васильевне Беляевой, дочери священника села Завидова.

Григорий Раевский, студент Московской
духовной семинарии


В 1912 году рукоположен во иерея к Успенской церкви того же села. Позднее был возведен в сан протоиерея, исполнял обязанности благочинного. По взаимному с супругой согласию удочерил сироту Анну. Они воспитывали ее как свою, и впоследствии, когда у них в 1922 году родилась дочь Нина, они между детьми не делали никакой разницы, и сами девочки относились друг к другу как родные сестры.

28 июня 1927 года арестован по обвинению в распространении ложных слухов, заключен в московскую Бутырскую тюрьму. На следствии выяснилась полная невиновность священника, и власти вынуждены были через два месяца его освободить.

В декабре 1929 года председатель Завидовского сельсовета запретил священнику посещать дома прихожан для совершения рождественского служения, на что о. Григорий, по словам председателя сельсовета, сказал: «Ваша задача задушить религию, но мы будем противостоять».

В начале февраля 1930 года в Завидовском сельсовете проходила кампания по массовому вовлечению крестьян в колхозы, в связи с чем собирались закрыть церкви. На последнюю, как считали, воскресную службу 9 февраля в храме собралось на исповедь и причастие множество людей. Поскольку большинство жителей села находились в церкви, местные власти были вынуждены отменить намеченную на это время демонстрацию в поддержку коллективизации и отказаться от планов закрытия сельского храма.

Священники Григорий Раевский (справа) и Николай Дмитров


Началось расследование. Были вызваны комсомольцы, члены бригады по коллективизации, председатель Завидовского сельсовета и местный работник политпросвета (избач). Вот некоторые из показаний, которые они дали:

"Раевского хорошо знаю. Последний зачастую говорит проповеди в церкви, в особенности в престольные праздники, в Троицу, Петров день, в Успенье и Михайлов день.

Начинает проповедь на тему праздника и кончает: "Время, верующие, теперь пришло тяжелое, отец с сыном, брат с братом не уживаются вместе и восстают друг на друга. Идет сейчас гонение на религию". Кроме того, также Раевский говорил, то есть сопоставлял евангельское учение с настоящим моментом: "Почему отец с сыном не уживаются? Так как отец верит в Бога, а сын нет". И призывал верующих еще сильнее веровать в Бога и не поддаваться вражьему учению".

"Демонстрация была сорвана благодаря поповской и кулацкой агитации. По имеющимся сведениям, священник Григорий Раевский в церкви произнес проповедь. Привел пример: "Братья, когда тонет корабль, то команда спасается, но капитан должен погибнуть". Из слов Раевского видно, что он до тех пор будет бороться с советской властью, пока не погибнет. А поэтому считаю дальнейшее пребывание попов в Завидове безусловно опасным для строительства коллективизации"

Местный избач показал: "Священник села Завидова Раевский действительно является организатором масс на срыв всех мероприятий партии и советской власти".

Из верующих ОГПУ вызвало старосту храма, который показал:

"Я церковным старостой нашей завидовской церкви был примерно двенадцать лет... Своих священников, Раевского и Дмитрова, хорошо знаю. Больше всего говорит проповеди благочинный Григорий Григорьевич Раевский. Он говорит проповеди в престольные праздники, на Троицу, Ильин день, Успенье, Михайлов день. В эти дни в церкви бывает очень много народа. Любимые его проповеди – о блудном сыне, о страданиях Иисуса Христа. Заканчивал призывом к верующим, чтобы они своих детей воспитывали в духе Божьем, остерегались антихриста и дьявольского учения, не верили ему и не поддавались обману, ибо рассуждение о том, что Бога нет, исходит из уст злого человека... Проповедь священника Григория Раевского настолько действовала, что многие, выходя из церкви, плакали"

14 августа 1930 года священник Григорий Раевский был арестован по обвинению в «антисоветской агитации с целью срыва мероприятий, проводимых в деревне». Находился в тверской тюрьме. На следствии отрицал предъявленные ему обвинения.

Из показаний священника на допросе:

"Проповеди в прошлом году в церкви говорил редко, иногда в двунадесятые праздники, в текущем году я проповеди говорил постом. Проповеди были чисто религиозного содержания, я политики не касался и даже намеков не делал... Против коллективизации никогда не выступал. 9 февраля 1930 года участия в организации торжественного служения в церкви не принимал и не служил, а прибыл в церковь в девять часов утра и стал служить молебны после утрени. В это время народу было около шестисот человек, из них исповедников было около трехсот человек. Меня удивляет по настоящее время, чем вызвано такое посещение церкви... В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Больше показать ничего не имею и считаю показания на меня ложью".

5 января 1931 года приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области к 5 годам заключения в ИТЛ. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала близ города Вытегры.

Священномученик Григорий Раевский
Беломоро-Балтийский лагерь 1933 г.

Освобожден в январе 1934 года. Продолжал служение в Успенской церкви села Завидова. Жить было трудно, он продал дом колхозу, а сам жил с семьей сначала в доме о. Николая Дмитрова, а потом снял квартиру у одной доброй женщины неподалеку от храма. Впоследствии, когда дочь Нина осталась одна, то проданный еще при родителях дом дал ей возможность получить образование в школе, так как колхоз в течение нескольких лет выплачивал сироте небольшими суммами за этот дом.

12 мая 1935 года от скоротечной чахотки умерла супруга о. Григория. В конце зимы, придя в храм во время уборки, она пожалела труд убиравших, разулась, оттого простудилась и через три месяца скончалась. Дочь Нина осталась на попечении отца и крестного, священника Николая Дмитрова. Первые четыре класса она училась в Завидове, но в пятый класс ее не взяли из-за того, что она дочь священника, и она снова поступила в четвертый, окончила его, но ее снова не приняли в пятый, и она поступила в школу в соседнем селе в Спас-Заулке – это была уже Московская область. Пятый и шестой класс Нина проучилась там, а седьмой оканчивала снова в Завидове. Семь классов она окончила весной 1937 года. Училась она хорошо, и о. Григорий, просмотрев аттестат, похвалил ее и сказал: "Дочка, надо учиться обязательно, я не знаю, что со мной будет, но ты обязательно учись". Она исполнила завет отца, окончила полиграфический институт, занимала большую должность, но никогда не скрывала, что ее отец священник.

30 июля 1937 году арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации, направленной на опошление мероприятий советской власти и партии среди населения». Находился в тюрьме г. Калинина.

В документах следствия характеризовался как «человек убежденный и настойчивый», пользующийся большим авторитетом среди верующих. В вину о. Григорию ставились его слова в частном разговоре, что если власти хотят арестовать священника, то найдут материалы для обвинения и арестуют, несмотря ни на какие законы. Также свящ. Григорию припомнили его выступление летом 1936 года на состоявшемся по указанию представителя облкульткомиссии собрании иереев Завидовского благочиния по проекту новой Конституции СССР. Вызванный на заседание повесткой о. Григорий заявил, что, поскольку духовенство лишено избирательных прав, обсуждать проект оно не может, и отказался подписать подготовленное заявление в поддержку проекта конституции. Виновным себе не признал.

Из протокола допроса:

– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь.

– Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю, так как я никакой агитации, направленной на опошление, как вы утверждаете, мероприятий советской власти и партии, среди населения не проводил, – ответил священник.

– Скажите, как часто в церкви села Завидова вы или Дмитров произносите проповеди?

– Я лично говорил проповеди Великим постом с половины марта по 1 мая 1937 года.

– Расскажите, о чем вы говорили в своих проповедях верующим?

– В проповедях я говорил о значении исповеди, приготовлении к ней и о причащении.

– Скажите, какие вы проводили сборы среди верующих, на какие цели и сколько собрали средств?

– Сборы проводятся церковным старостой путем хождения с тарелкой; из общих сборов церковный совет или староста передают мне, я в свою очередь пересылаю по назначению – архиерею на содержание патриархии, епархиального управления, на приготовление мира...

– Следствие располагает материалами о вашей контрреволюционной деятельности, настаивает на искренних показаниях. Скажите, намерены ли вы давать искренние показания о вашей контрреволюционной деятельности?

– Еще раз говорю, что я никакой контрреволюционной деятельностью не занимался.

– Следствие располагает материалами, что вы в целях контрреволюционной агитации опошляли законы советской республики по вопросу служителей религиозного культа. Вы говорили, что если нас задумают посадить, то посадят и найдут материалы для обвинения, несмотря ни на какие законы. Подтверждаете ли вы это?

– Смысл вопроса мне понятен и знаком, я мог сказать это только кому-либо из близких людей, но со своей стороны это высказывание контрреволюционной агитацией не считаю.

– Скажите, каковы ваши взгляды и мнения по вопросу проекта сталинской конституции?

– По вопросу обсуждения проекта сталинской конституции по предложению представителей культкомиссии Калининского облисполкома все духовенство района должно было собраться у благочинного Мазурова и обсудить проект, но явились лишь я и Дмитров. Я говорил, что, поскольку мы лишены избирательных прав, обсуждать этот проект не можем. Таким образом, вопрос остался открытым.

– Следствие располагает данными, что вы высказывали свои недовольства колхозным строем, говорили, что колхозники хотят ходить в церковь, но не могут, ибо не имеют дней отдыха.

– Это я отрицаю.

29 сентября Особой тройкой при УНКВД по Калининской области приговорен к расстрелу.

Расстрелян 29 сентября 1937 года в Калинине. Погребен в безвестной общей могиле.

Прославлен в 1999 году как местночтимый святой Тверской епархии, для общецерковного почитания - Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Источники:   https://azbyka.ru
                       https://drevo-info.ru/articles/18512.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий