15 июня, 2021

Новомученики Тверские, июнь

По дороге к храму Иосифа Волоцкого в поселке Сахарово стоит часовня в честь Тверских новомучеников и исповедников .  На ее иконе  Собор подвижников веры, связавших с Тверской землей свою жизнь. 

Это сообщение о Российских новомучениках, связанных жизнью с Тверской  землей, и память которых приходится на ИЮНЬ.

предыдущая страница                                                                    

Мученик Петр Юдин
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.
(жизнь святого связана с тверской землей)
 10 июня (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие мученика Петра Юдина   читать


Преподобномученик Дионисий Петушков, иеросхимонах
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.
(жизнь святого связана с тверской землей)
 10 июня (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие преподобномученика Дионисия Петушкова, иеросхимонаха   читать


Священномученик Петр Зверев архиепископ Воронежский и Задонский
Канонизирован в 1999 году как местночтимый святой Воронежской епархии.
Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии.
(часть жизни святого связана с тверской землей)
Память (н.с) 07 февраля, 17 июня в день обретения мощей, 9 августа в день перенесения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких, Архангельских, Воронежских, Липецких, Московских и Нижегородских святых
Житие священномученика Петра Звенева архиепископа Воронежского и Задонского  читать

      ⏬ Читать жизнеописания  святых новомучеников:



Житие мученика Петра Юдина
28 мая (10 июня)
мученик Петр Юдин
Петр Лаврентьевич Юдин (1877 - 1931), мученик.
Память 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1877 году в деревне Сиблово Горицкой волости Корчевского уезда Тверской губернии в семье крестьянина.
По профессии Петр был плотником, и в поисках работы ему приходилось ходить по Тверской и Московской губерниям. Ближайшим приходом к его дому был храм в селе Бокланово, в котором он в течение многих лет во время гонений от безбожников был помощником старосты, и на нем лежала обязанность закупать все необходимое для храма.
25 марта 1931 года собрание церковной двадцатки постановило отправить Петра Лаврентьевича в Москву для закупки свечей как человека, знающего, где что можно купить. Не откладывая исполнение поручения, Петр сразу же отправился в Москву за свечами, но здесь не смог их купить, и ему посоветовали поехать в Хотьково, чтобы узнать у монахинь, где они покупают свечи, и там купить.
Сойдя с поезда и решив во время вечерней службы спросить о свечах у монахинь, он пошел к храму вдоль железнодорожных путей. Навстречу ему попался железнодорожный рабочий. Петр Лаврентьевич подошел к нему и стал расспрашивать о его работе.
Тот в свою очередь, узнав, что Петр Лаврентьевич из Кимр, поинтересовался, задорого ли там продаются сапоги, так как кимряки издавна славились пошивом сапог, и сколько стоит у них хлеб.
Петр Лаврентьевич ответил, что и то и другое стоит дорого. Затем разговор зашел о колхозах, и рабочий спросил, насколько успешно в их местности создаются колхозы. Петр Лаврентьевич ответил, что в колхозы у них некоторые записываются, а некоторые бегут. Зашел разговор о властях, и Петр Лаврентьевич сказал, что правительство ездит на автомобилях, ест жареное, а народу вредит, в Кимрах в колхозы загоняют насильно, и все там голодают в этих колхозах. После этих слов рабочий заявил Петру Лаврентьевичу, что не место ему ходить здесь по рабочим и их агитировать. Но Петр Лаврентьевич возразил, что тот его не так понял и, повернувшись, направился в сторону станции. А рабочий, подхватив инструмент, поспешил домой, взял из дома служебный пистолет и направился к станции; по пути он встретил знакомого комсомольца, которому и предложил идти вместе с ним. Догнав Петра Лаврентьевича, они потребовали, чтобы он проследовал с ними в сельсовет села Хотьково. Туда же пришел дежурный милиционер с железнодорожной станции и отправил Петра Лаврентьевича в загорскую тюрьму.
2 апреля сотрудник ОГПУ допросил его.
– Вы состоите в двадцатке верующих. Скажите, какие постановления принимает эта двадцатка?
– Вопросы на собраниях двадцатки ставятся чисто хозяйственные, такие, как например изыскание средств на покрытие расходов на содержание священника и сторожа, а также для уплаты налогов.
– Почему только вас направляют за свечами, а не кого-нибудь другого из членов церковного совета?
– Каждый раз это происходит по назначению церковного совета, но меня отправляют потому, что у меня больше знакомых в разных местах.
– Часто вам приходится разговаривать с крестьянами на политические темы?
– С крестьянами приходится разговаривать о колхозах, о кормах и разной жизни.
После допросов сотрудники загорского ОГПУ отправили Петра Лаврентьевича в Бутырскую тюрьму в Москве, и здесь материалы его «дела» присоединили к общему «делу», по которому уже было арестовано более полусотни человек, в основном монахов и монахинь. Петр Лаврентьевич проходил по групповому делу "Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931г.".
Отвечая на вопросы следователя в Москве, Петр Лаврентьевич сказал:
«Сам я лично человек религиозный и всякой власти подчиняюсь, хотя и безбожной, так как каждый глубоко верующий человек обязан не противиться всякой власти, но и не должен делать неугодные Богу дела... Сейчас всех священнослужителей высылают, а скоро их будут расстреливать; сейчас наступили тяжелые времена, и существующая власть с ее скорбями послана Богом в наказание нам за наши грехи...»
На последнем допросе, состоявшемся в конце апреля, следователь предъявил Петру Лаврентьевичу обвинение в том, что он «антисоветски настроен, является членом антисоветской группы церковников». Петр Лаврентьевич заявил, что виновным себя не признает, антисоветской агитации он не вел и знакомств ни с кем не имел.
6 июня 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к расстрелу.
Был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.
12 декабря 1958 года был реабилитирован.
27 декабря 2005 г. определением Священного Синода был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Источники:   https://azbyka.ru/
                       https://drevo-info.ru/articles/17803.html


Житие преподобномученика Дионисия Петушкова, иеросхимонаха
28 мая (10 июня)
Преподобномученик Дионисий Петушков
иеросхимонах
Дионисий (Петушков) (1866 - 1931), иеросхимонах, преподобномученик.
Память 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
В миру Петушков Денис Осипович, родился 26 сентября 1866 года в деревне Сумино Савцинской волости Кашинского уезда Тверской губернии в семье крестьян Иосифа Иоакимовича и Матроны Ивановны Петушковых.
24 сентября 1905 года поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии и исполнял здесь послушание свечника.
10 января 1910 года был пострижен в монашество с именем Евфимий. Впоследствии он был пострижен в схиму с именем Дионисий и подвизался в обители до ее закрытия в 1927 году.
На следующий день после закрытия пустыни, сюда приехал благочестивый богатый крестьянин Сергей Федорович Комаров; он был давним благотворителем Нило-Столобенской обители. В 1910 году он к своей земле прикупил землю вышневолоцкого купца, построил на этой земле хутор и успешно занимался хлебопашеством, применяя передовые технологии и машины; он регулярно жертвовал в монастырь сельскохозяйственные продукты, выращенные на своей земле. В 1920-х годах прихожане избрали его председателем церковной двадцатки. Видя бедственное положение братии при советской власти, он давно мечтал пригласить жить на хутор кого-нибудь из монахов и, когда оказался в закрытом монастыре, то тут же и пригласил переехать к себе отца Дионисия, которого знал в течение многих лет. Сергей Федорович выделил ему на своем хуторе Черенчиха пустовавшую избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал, а другая была отведена под моленную, где он поставил сделанный для себя гроб.
Местному населению скоро стало известно, что на хуторе поселился схимонах из Нило-Столобенской обители, и люди потянулись к нему – кто за благословением, кто испросить совета, кто приходил спросить, стоит ли вступать в колхоз, а иные просили помолиться об исцелении от какого-нибудь недуга. Отец Дионисий всех принимал и, помолившись, больных помазывал маслом из лампады. Со временем к старцу стало стекаться все больше людей, и все это стало известно властям.
В начале 1930 года в доме, где жил схимник, при участии сельских властей и колхозников был произведен обыск; обыскивавшие забрали для своих нужд некоторые вещи, необходимые в хозяйстве, но не тронули старца; вскоре после обыска отец Дионисий покинул дом и так поначалу избежал ареста. Схимника приютили верующие люди на другом хуторе, и, поскольку таких людей было немало, отец Дионисий мог перемещаться с одного хутора на другой.
В полночь 6 февраля 1931 года на хутор Черенчиха прибыли сотрудники ОГПУ с намерением арестовать старца. Не обнаружив его здесь, они приступили к хозяйке, чтобы она немедленно сообщила, где находится схимник. В это время вернулся муж хозяйки, Сергей Федорович, от которого они также стали требовать, чтобы он выдал местонахождение старца, но он на это ответил: «Не знаю, где он, и какое вам до него дело. Лучше берите вместо него меня, я хочу пострадать за старца». Увидев, что с ним бесполезно вести переговоры, один из сотрудников вновь обратился к его жене, потребовав от нее, чтобы она разыскала схимника, и в конце концов заставил ее вместе с ними отправиться на его поиски. Отец Дионисий вскоре был арестован и привезен в Черенчиху, а оттуда его отправили в тюрьму.

Дионисий Петушков 1931 г.
Бутырская тюрьма

Сотрудники ОГПУ, допросив местных жителей и убедившись, что схимонах Дионисий пользовался большой любовью и авторитетом среди крестьян, решили его из заключения не выпускать.

Схимник сначала был доставлен в Тверское отделение ОГПУ, а затем 18 февраля перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве, и материалы его «дела» были присоединены к общему «делу» арестованных тогда священнослужителей, монахов и мирян: "Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931г."
Отвечая на вопросы следователя, отец Дионисий сказал:
«Лично я считаю, что настало последнее время перед Страшным Судом, то есть время антихристово, и существующая советская власть – есть власть антихриста, а поскольку ее организатором является Ленин, то последнего считаю антихристом. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и, как верующий человек, сам в них не пойду и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает».
На этом допросы были закончены, и 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила схимонаха Дионисия к расстрелу.
Схимонах Дионисий (Петушков) был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.
12 декабря 1958 года был реабилитирован.
27 декабря 2005 г. определением Священного Синода был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания

Источники:   https://azbyka.ru/
                       https://drevo-info.ru/articles/17797.html


Священномученик Петр Зверев архиепископ Воронежский и Задонский
25 января (07 февраля)
04 (17) июня
27 июля (09 августа)
Священномученик 
Петр Зверев
Архиепископ Воронежский и Задонский
 Петр (Зверев) (1878 - 1929), архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик
Память 25 января, 4 июня в день обретения мощей, 27 июля в день перенесения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких, Архангельских, Воронежских, Липецких, Московских и Нижегородских святых
В миру Зверев Василий Константинович, родился 18 февраля 1878 года в селе Вешняки под Москвой в семье священника Константина и Анны (урожд. Русовой) Зверевых. У него были два брата: Арсений (стал чиновником) и Кассиан (стал офицером, убит на фронте в 1914 г.), и сестра Варвара.
Василий в раннем детстве любил играть в церковную службу. Сам владыка вспоминал, как он вместе с отцом ходил в приходской храм, торопясь к началу богослужения. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол, и мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий - ему. Ребенком Василий увидел во сне Спасителя. Об этом он сам рассказывал так: "В детстве я был очень толстый и пухлый, и взрослые любили меня тискать, а я этого очень не любил. И вот вижу сон. Сидит за столом Спаситель в синей и красной одежде и держит меня на руках. А под столом - страшная собака. Спаситель берет мою руку и протягивает под стол собаке со словами: "Ешь ее, она дерется!". Я проснулся и с тех пор уже никогда не дрался, а во всем старался себя сдерживать, не сердиться и не делать ничего дурного".
В 1895 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Через четыре года подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской духовной академии и после испытаний был принят в число студентов.
Монах, священник:
19 января 1900 года был пострижен в монашество с именем в честь апостола Петра и рукоположен во иеродиакона епископом Чистопольским Антонием (Храповицким), ректором академии, а 15 июня того же года рукоположен во иеромонаха епископом Можайским Парфением (Левицким).
Через два года удостоен степени кандидата богословия. По окончании академии определен в число братии Звенигородского монастыря.

Иеромонах Петр Зверев 1900 г.

30 сентября 1902 года назначен Московским епархиальным противосектантским миссионером. По данным Дамаскина (Орловского), был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию.
30 декабря 1902 года назначен и. д. настоятеля в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме.
30 июня 1906 года назначен инспектором Новгородской духовной семинарии.

15 января 1908 года определен в число братии Юрьева Новгородского монастыря.
Настоятель Белевского монастыря:
3 июня 1909 года был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии.
Во время пребывания в Белевском монастыре иеромонах Петр имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях.
8 августа 1910 года был возведен в сан архимандрита епископом Парфением (Левицким).
С самого начала войны в Спасо-Преображенском Белевском монастыре был развернут лазарет на 12 коек.
Архимандрит Петр оставался настоятелем монастыря до октября 1916 г.; когда он по предписанию Святейшего Синода был направлен в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского). Архимандрит Петр должен был отбыть в Северо-Американскую епархию. Поездка не состоялась, и архимандрит Петр уехал на фронт, где был проповедником до февральской революции 1917 года. В 1917 году - настоятель церкви Владимирского епархиального дома г. Москвы.
Настоятель монастырей в Твери:
В 1917 году был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Там произошел первый арест: он был заключен в тюрьму в качестве заложника. В 1918 году в течение некоторого времени был настоятелем Успенского Желтикова монастыря в Твери.
Епископ Балахнинский:
15 февраля 1919 года был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротонию в Москве возглавил патриарх Московский и всея России Тихон.
В Нижнем Новгороде владыка поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. В Печерском монастыре епископ Петр завел преподавание Закона Божия детям. Он сам учил их, и ребята так привязались к владыке, что зачастую собирались толпою у его крыльца и ждали, пока он выйдет. По дороге владыка им что-нибудь рассказывал, часто из своей жизни.
Владыка Петр благословил строго соблюдать устав службы, несмотря на малочисленность братии и трудности жизни прихожан. Епископ Петр обращался к благочинным епархии с призывом привлекать как можно более людей для участия в богослужении. Многие прихожане принимали участие в церковной службе.
Епископ Петр часто служил в Сормове, и многие рабочие любили его. В середине Великого Поста 1920 года, по настоянию архиепископа Евдокима (Мещерского) епископ Петр был переведен на жительство в село Канавино. Там, за Окой, против Нижнего Новгорода у самого Московского вокзала размещалось подворье Городецкого монастыря. Место это было шумное, беспокойное: окна подворья выходили прямо на железнодорожные пути. Владыка прожил здесь чуть более года, продолжая служить в Сормово. Великим Постом службы продолжались по 13-14 часов.
Когда в мае 1921 году владыка был арестован, рабочие объявили трехдневную забастовку. Власти, обманув рабочих обещанием отпустить владыку, в действительности отправили его на Лубянку в Москву. Он содержался в Бутырской тюрьме, затем в Таганской, где тяжело заболел от истощения. Далее он был переведен в Петроград, где 4 января 1922 года был освобожден.
В праздник Рождества Христова 1922 года владыка служил в храме Марфо-Мариинской обители, а на второй день праздника - в храме Христа Спасителя.
Епископ Старицкий:
В Москве владыка был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
В Твери он поселился в Успенском Желтиковом монастыре. Так же, как и в Нижнем Новгороде, владыка стал строго соблюдать устав богослужения и усиленно старался сохранять в народе традиции благочестия.
Когда весной 1922 года начался голод в Поволжье, владыка Петр сам принял решение оказать возможную помощь голодающим. Был объявлен сбор пожертвований. В это нелегкое время владыка стал сам служить каждый день, как священник, утром и вечером.
Арест:
Летом 1922 года начался обновленческий раскол, епископ Петр обратился к пастве с воззванием:
"У этих живоцерковников-обновленцев — ничего нет религиозного; они религией лишь прикрываются, они деятели политические, хотя многие и не понимают сего. Мы политикой не должны заниматься, не наше это дело. Мы должны признавать советскую власть, подчиняться ей по христианской совести и держаться строго декрета об отделении Церкви от государства. Нужно обновление не Церкви, а нас самих. Мы не умеем, мы разучились усваивать и понимать благодатный дух церковных установлений, оттого и кажется нам многое лишним, ненужным, устарелым. Как ни прискорбно явление раздора и смуты в Церкви - мы должны благодарить Бога за него, ибо в это время отделится пшеница от плевел и каждый оглянется на себя и выявит, насколько он христианин православный. Молю Бога, чтобы Он сохранил в истинной Церкви побольше людей, хотя и по Писанию знаю, и из наблюдений над окружающими вижу, что мало останется истинно верующих".
Цензура ГПУ отказала епископу в публикации воззвания
"Ввиду того, что обращение натравливает одну часть духовенства и верующих на другую, что возбраняется декретом об отделении Церкви от государства, который предоставляет право каждому гражданину и обществу верить, во что он хочет, и молиться кому и как хочет, в печатании данного обращения отказать, а епископа Петра привлечь к ответственности за неподчинение сов. власти, за применение во время письма дореволюционной орфографии".
Тучков из секретного отдела ГПУ потребовал доказательств, что епископ Петр это воззвание распространял. У близкого к епископу протоиерея о. Василия Куприянова безуспешно пытались вырвать показания для ареста епископа. Арестовать епископа и вести дело в Твери местное ГПУ побоялось и сообщило Тучкову: "Епископ Петр предварительным следствием уличен в распространении не разрешенного цензурой обращения и на днях будет арестован со всей кучкой тихоновцев. Просим вашего разрешения препроводить епископа Петра с его компанией и со всем материалом сразу же после ареста к вам во избежание возбуждения фанатиков". Секретный отдел ответил согласием. ГПУ стало искать лжесвидетелей для того, чтобы обвинить владыку в незаконном распространении воззвания.
24 ноября 1922 года епископ Петр был арестован в Твери. Вместе с ним были арестованы протоиереи Василий Куприянов и Алексий Бенеманский, казначей Новоторжского Борисо-Глебского монастыря иеромонах Вениамин (Троицкий), секретарь епископа Петра Александр Преображенский и Алексей Иванович Соколов. В конце ноября 1922 года они были отправлены в Москву и заключены в Бутырскую тюрьму. Вместе с ними был отправлен епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский).
Из протокола допроса еп. Петра:
- Ваше отношение к обновленческому движению?
- Обновление считаю необходимым в Церкви, но в рамках неприкосновенности догматов, ВЦУ считаю канонически незаконным и самозванным учреждением
- Причина вашей активной борьбы, т.е. словом и делом, со сторонниками ВЦУ?
- Их еретическое учение, т.е. отрицание ада и рая и т.п; кроме того, они являются, по моему мнению, политическими деятелями
- Ваш взгляд и отношение к патриарху Тихону?
- Признаю его главою Русской Церкви в церковных делах
26 февраля 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года.
На пятой неделе Великого поста, в день "стояния Марии Египетской", епископа Петра отправили с этапом в Ташкент, местом его пребывания определили пос. Перовск (ныне г. Кзыл-Орда). В апреле 1923 года этап прибыл в ташкентскую тюрьму. Вместе с владыкой в этом этапе были представители тверского духовенства.
Пробыл в ссылке в Перовске более года. Жил в очень тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Со временем ему удалось наладить переписку с остальными ссыльными. Иногда письма передавались через машиниста поезда: келейник епископа подходил к поезду, машинист открывал дверцу и бросал пачку писем на снег. Получив корреспонденцию, владыка сразу же принимался за чтение, а прочитанные письма келейник бросал в печь. Только через год ссыльные стали регулярно переписываться через монахиню Олимпиаду (Пороховицкую). В письмах обсуждали насущные церковные проблемы (обновленчество, арест патриарха Тихона и т.д.) и ставили вопрос: как поступать, не жертвуя интересами Церкви и в то же время избегая прямого столкновения с властью.
Когда в 1923 году был освобожден патриарх Тихон, в списке архиереев, поданном им властям с требованием освобождения, был и епископ Петр. В конце 1924 года епископ Петр прибыл в Москву. Есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией.
После смерти патриарха Тихона, подписал акт от 12 апреля 1925 года о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
16 июля 1925 года владыка был послан местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) в Воронеж, в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому тогда было уже 84 года. Немощного старца митрополита Владимира подвергали домашнему аресту, запрещали говорить проповеди, но он твердо противостоял обновленцам. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке. При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ.

Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову.
6 января 1926 года скончался митрополит Воронежский Владимир (Шимкович). Епископ Старицкий Петр прибыл в Воронеж 10 января и вместе с митрополитом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) отпевал почившего митрополита.
Архиепископ Воронежский:
Архиепископ Петр (Зверев) 1926 г.

Верующие желали, чтобы владыка Петр взошел на Воронежскую кафедру. Православными были выдвинуты владыке своего рода условия: его просили о неучастии в политических группировках, чтобы оградить от возможных притеснений власти. Владыка писал: "...не дерзаю отказываться и изъявляю полное согласие на занятие Воронежской кафедры..."
После народного избрания владыка поехал в Москву, чтобы получить подтверждение от священноначалия. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) признал это избрание и во второй половине января назначил владыку на Воронежскую кафедру, с возведением его в сан архиепископа. При этом митрополит Сергий отозвался о нем как о лучшем проповеднике Московской Патриархии.
Многие храмы в Воронеже были к этому времени захвачены обновленцами, поддерживаемыми советской властью. В этой обстановке владыка умел успешно противостоять расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к верующим. Архиепископ Петр служил по афонскому чину, все богослужение совершалось неспешно и без пропусков. Партесное пение владыка не любил; во время его служения часто пел весь народ, вдохновляемый и управляемый постоянным хором владыки. Часто, стоя на кафедре, он сам запевал: "Хвалите Имя Господне", молящиеся подхватывали. Регентовал народным хором архимандрит Игнатий (Бирюков), который собирал и ввел в церковный обиход древние распевы. В результате деятельности владыки Петра началось возвращение Православной Церкви захваченных храмов. Обновленческие священники приносили публичное покаяние. Противодействие обновленцев стало усиливаться. В их руках оставалось все меньше храмов. В это время, опасаясь провокаций и нападений, прихожане организовали охрану владыки. Его сопровождали на улице и даже оставались с ним в доме. Верующие желали, чтобы владыка приезжал в села губернии, но власть официально признавала только обновленцев, и на все просьбы разрешить владыке поездки по епархии отвечала отказом.
Архиепископ Петр служил в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа и в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, при котором и жил. Во время его богослужений в храмах было так тесно, что порой люди не могли поднять руку, чтобы перекреститься. Владыка Петр относился ко всем своим пасомым приветливо, внимательно и ласково, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ тоже вскоре полюбил его.
Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Он держался спокойно и достойно, и очевидцы говорили, что многие в этом учреждении невольно обнажали голову при его появлении.
Осенью 1926 года должен был состояться съезд обновленцев, под руководством сотрудника ГПУ. Многих архиереев обыскивали, желая найти поводы для обвинений. Однажды архиепископ Петр, возвратясь в свой дом после службы, увидел ожидавших его с ордером на обыск. Им было приказано доставить владыку в отделение милиции. Когда архиепископ Петр, согласившись на уговоры милиционеров подождать некоторое время, вышел из дома в сопровождении конвоира, за ним последовало несколько сот человек. Люди стояли около отделения милиции. Верующие требовали гарантировать, что владыка останется на свободе. В ответ были произведены аресты, произошли столкновения с собравшимися. Прибыл наряд конной милиции. Всего несколько человек смогли дождаться, когда владыку после допроса отпустили домой.
Архиепископ Петр был вызван в Воронежское ОГПУ 29 октября 1926 года. Ему показали телеграмму, в которой говорилось, что он вызывается органами ГПУ в Москву и сообщили, что он должен ехать к Тучкову для совещания по церковным вопросам с митрополитами Сергием (Страгородским) и Агафангелом (Преображенским). К владыке пришли представители верующих, которые собрались ехать вместе с ним в Москву, надеясь на возможность переговоров с ГПУ. В это же время проходила "XV Всесоюзная партийная конференция", на внимание которой, веря в заботу о благе народа, также надеялись верующие. К председателю Воронежского исполкома, который был на этой "конференции", тоже приехали представители общин. Результатом этих обращений стали только публикации в прессе с призывами "предать суду Петра Зверева" и соответствующая "резолюция конференции".
В газете "Воронежская коммуна" от 28 ноября 1926 года, в первый день Рождественского поста, была статья на эту тему. Владыка, зная положение дел, был печален. В эту же ночь к нему явились сотрудники ОГПУ. После обыска владыка был немедленно заключен под стражу. Весть об аресте разнеслась по городу. Владыку сразу повезли в Москву, где владыка был заключен в Лубянскую тюрьму. Верующие бросились к поезду, но перрон был оцеплен чекистами. Вместе с владыкой были арестованы архимандрит Иннокентий (Беда) и многие близкие ему люди, большей частью воронежские рабочие.
Следствие было закончено к концу марта 1927 года. 26 марта Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило всех арестованных одновременно с владыкой к разным срокам; сам архиепископ Петр с приговором "10 лет" был отправлен в Соловецкий лагерь весной 1927 года.
Соловецкий лагерь:
Владыка был определен в 6-ю рабочую роту 4-го отделения, в стенах монастыря, затем был переведен в 4-ю роту 1-го отделения, также располагавшегося в упраздненном монастыре. Он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием. Потом владыку перевели на должность счетовода на продовольственном складе, где в то время работало заключенное духовенство. Он жил в помещении при складе, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым).
На Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, и владыка имел возможность служить. Молитва в храме была для него великим утешением.
В первую зиму на Соловках владыка лишился своего верного сподвижника и помощника, архимандрита Иннокентия, он скончался 24 декабря (6 января) 1928 года. Архиепископ торжественно отпел своего келейника в Онуфриевской церкви при участии 30 священнослужителей и огромной толпы сочувствующих заключенных.
Владыка старался как можно чаще, насколько позволяли условия заключения, писать своим духовным чадам. Благодарил за посылки, интересовался положением дел в Воронеже, просил молитв блаженной Феоктисты Михайловны.
Из письма архиепископа:
"За молитвы многих я пока жив и здоров... Я же кровно соединен со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии, мире, здравии, спасении... Вам, вашим родным и всем мир и Божие благословение. Благодарность. Сана на адресах никто не пишите"
Летом 1928 года ссыльный епископат избрал владыку Петра главой Соловецкого православного духовенства.
Режим и условия жизни СЛОНа все более ужесточались. Новое лагерное начальство, желая уничтожить влияние владыки на заключенных, отправило его в октябре 1928 года на Анзер.
Владыка Петр находился на лагерной командировке, расположенной в доме "спасательной станции" на Троицком мысу. 15 января 1929 года владыка писал:
"Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники - ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит: У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем."
В январе 1929 года владыка заболел тифом и был доставлен в больничный изолятор, открытый в стенах церкви Распятия Господня на Голгофе. В эту больницу со всех островов привозили тяжело больных. Перед смертью несколько раз написал на стене карандашом: "Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает".
Скончался 7 февраля 1929 года. Погребение было назначено на воскресенье 10 февраля. Его духовная дочь, игумения Иулиания, писала: "Владыка умер от тифа последним, после него никто не умирал. Тиф кончился, и настало тепло".
Лагерное начальство приказывало хоронить всех умерших в общих могилах. Архиепископ Петр был также сначала похоронен в общей могиле, но заключенные добились разрешения перезахоронить его в отдельной могиле. Вопреки запрещениям начальства, его облачили в мантию и клобук, одели омофор, вложили в руки крест, четки, Евангелие и совершили отпевание. На отпевание собралось около 20 человек.
Погребён напротив алтаря Воскресенского храма и над могилой поставлен крест с надписью. Один из хоронивших архиепископа священников позже рассказывал, что когда могилу зарыли, над ней засиял столп света, и в нем явился владыка и всех благословил.
Прославление:
Честные мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года. Канонизирован в 1999 году как местночтимый святой Воронежской епархии.
Причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Мощи священномученика Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей, на склоне Голгофы, поставлена деревянная часовня.
9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.
С 2009 года рака с мощами находится в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии.
Молитвословия:
Тропарь, глас 5:
Верою пламенною апостолу Петру подобяся, / таже и трикратным слышанием воззвания Христова, / душу твою за Того положил еси, святителю отче Петре, / каменю твердый Церкве православныя: / светильниче во мраце беззаконий добродетельми сияяй, / радостию страдания за Христа претерпети изволил еси, / со исповедники и страстотерпцы Российскими. / Молися с ними о нас, архиерею Божий, // священномучениче соловецкий.
Кондак, глас 6:
На любовь Божественную всем сердцем отозвавыйся, / вся юже возмогл еси благая, воздаде Тому, / златоустый правды Божия проповедниче,/ златосердый хранителю таин Господних, / Фавора славнаго святительское отражение, / Голгофы Анзерския жертво всесовершенная:/ исповедниче Христов, священномучениче Петре, // поминай нас, любовию чтущих святую память твою.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13175.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий