26 июля, 2021

Новомученики Тверские, июль

На пути к церкви Иосифа Волоцкого в поселке Сахарово построена часовня освященная в честь Тверских новомучеников и исповедников.  

На иконе     часовни изображение Собора подвижников веры, связавших с Тверской землей свою жизнь. 

Это сообщение о Российских новомучениках, связанных жизнью с Тверской  землей, и память которых приходится на июль

предыдущая страница                                                                    

Преподобномученик Феодор (Богоявленский) иеромонах
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания
(часть жизни святого связана с Тверской землей)
19 июля (н.с.) - день памяти святого в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборах ВоронежскихМосковских и Саратовских святых
Житие преподобномученика Феодора (Богоявленского) иеромонаха   читать

 Священномученик Николай Порецкий пресвитер
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года.
(часть жизни святого связана с Тверской землей)
27 июля (н.с.) - день памяти святого в Соборах Архангельских и Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Житие священномученика Николая Порецкого пресвитера  читать

Священномученик Иаков Маскаев архиепископ Барнаульский
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
(часть жизни святого связана с Тверской землей)
29 июля (н.с.) - день памяти святого в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Иакова Маскаева архиепископа Барнаульского  читать

⏬ Читать жизнеописания  святых новомучеников:

Житие преподобномученика Феодора (Богоявленского) иеромонаха
         06 (19) июля          
Преподобномученик 
Феодор (Богоявленский)
иеромонах

Феодор (Богоявленский) (1905 - 1943), иеромонах, преподобномученик

Память 6 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборах Воронежских, Московских и Саратовских святых

В миру Богоявленский Олег Павлович, родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского. 19 января 1911 года Павел Георгиевич был убит персами, и его жена Ольга Петровна с тремя малыми детьми вернулась в Санкт-Петербург.

 Иеромонах Феодор (Богоявленский)
 Фото с сайта fond.ru

Олег начал учиться в ремесленном училище. После революции семья осталась без средств к существованию. Когда в Петрограде начался голод, брат Ольги Петровны, профессор Александр Нечаев, взял семью сестры в Саратов. В 1921 году голод начался и в Саратове. Олегу удалось поступить на работу, и он стал получать паек. Но вскоре отрок заболел суставным ревматизмом, и работу пришлось оставить.

Позже Александра Петровича перевели в Москву, а в 1922 году по его приглашению выехала в Москву и Ольга с семьей. Здесь они получили комнату. Жили более чем скромно. В Москве Олег окончил курсы по подготовке в высшее учебное заведение и в 1923 году поступил на медицинский факультет Московского университета. Но занятий в университете и литературном кружке оказалось для него недостаточно, он искал, чем послужить людям, и стал принимать самое активное участие в борьбе с беспризорностью. Ольга Петровна очень беспокоилась за него, но, будучи сама человеком глубоко религиозным, не могла противиться христианскому подвигу сына. Она воспитывала детей в покорности воле Божией. "Что бы ни случилось, - говорила она детям, - никогда не забывайте, что на все воля Божия". С детства она приучила их ходить в храм. Олег с сестрой Ольгой пели на клиросе храма в честь Грузинской иконы Божией Матери, а младший брат Георгий был чтецом и прислуживал в алтаре.

В 1926 году Ольга Петровна тяжело заболела. Олегу пришлось уйти с 4-го курса университета и поступить на работу делопроизводителем в Народный комиссариат просвещения. В 1927 году Ольга Петровна скончалась. В том же году Олега взяли на военную службу. Он был зачислен в полк связи. Служа в армии, Олег не скрывал своей веры и христианских убеждений, и это было замечено начальством. Его посадили на пять суток на гауптвахту. Оканчивал он службу в санитарном отделе Московского военного округа.

По возвращении из армии Олег стал посещать Высокопетровский монастырь, настоятелем которого был в то время архиепископ Варфоломей (Ремов). Владыка благословил Олега обращаться для руководства в духовной жизни к архимандриту Никите (Курочкину), насельнику Зосимовой пустыни. Летом 1929 года храм в Петровском монастыре был закрыт, и монахи перешли в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке. С переходом монашеской братии в приходской храм богослужения в нем стали совершаться по монастырскому уставу. Здесь Олег принял твердое решение - всю жизнь свою посвятить только Господу, не разделяя и не смешивая своих душевных устремлений ни с чем земным, встать на путь монашеского подвига и идти по нему до самой смерти.

4 ноября 1930 года он принял монашеский постриг с именем Феодор в честь преподобного Феодора Студита и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона ко храму преподобного Сергия.

Среди братии Высокопетровского монастыря был в то время молодой архимандрит Алексий (Сергеев). В начале 1933 года он подал в правоохранительные органы сведения о том, что при храме преподобного Сергия созданы нелегальный монастырь и Духовная академия, и во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма.

28 марта 1933 года иеродиакон Феодор был арестован. Всего по этому делу было арестовано двадцать четыре человека - священнослужители и миряне.

В начале апреля следствие было закончено, и 27 апреля 1933 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило иеродиакона Феодора к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Новосибирске. Его отправили этапом уже 7 мая. Перед этим позволили повидаться с сестрой. Он вышел к ней радостный и бодрый. Благодать Божия давала силы быть стойким и мудрым; узы, которые пришлось переносить ради Христа, не были омрачены малодушием и тем более предательством и устрояли мирное состояние духа.

В мае 1934 года он был отправлен во Владивосток, в 1-е отделение Дальлага. Во время посадки заключенных на пароход у отца Феодора отнялись ноги. Несмотря на жесточайшие побои, он не смог встать, и конвой вызвал врача. Осмотрев его, доктор убедился, что перед ним действительно больной, которому нужна неотложная помощь.

Впоследствии врач выяснил, что попавший к нему заключенный имеет незаконченное медицинское образование, и взял его к себе помощником. Иеродиакону Феодору пришлось ассистировать более чем при ста операциях, удалять зубы и даже принимать роды, так как в лагере, кроме врача и него, медицинского персонала не было. Желая как можно больше принести пользы страждущим, он явился для них врачом не только телесным, но и духовным, укрепляя словом больных и умирающих.

Иеродиакон Феодор вернулся из лагеря, пробыв там полных три года. Первое время он жил в Егорьевске, а затем переехал в Тверь.

При освобождении отца Феодора из заключения врач приложил к документам ходатайство о предоставлении ему возможности закончить медицинское образование. Нужно было решить вопрос: стать врачевателем телесным или идти дальше по тесному и скорбному пути священноинока, который в то время неизбежно вел на Голгофу. Сестра его Ольга стала молиться перед Казанской иконой Божией Матери, которой благословила их мать, и вдруг словно ясно услышала голос: "Вземшийся за орало, да не зрит вспять". Она повторила эти слова вслух. Отец Феодор внимательно выслушал их и, кротко улыбнувшись, сказал: "Спасибо тебе, одна только ты меня поддержала, мне так это было нужно".

После этого он уже не сомневался в выборе пути и пошел в Патриархию, заявив, что хочет служить и принять священство. Он был направлен иеродиаконом в большое село Амельфино Волоколамского района Московской области в помощь старому протоиерею. Однако вскоре пожилой священник был сослан, а храм закрыт. Отец Феодор почти до самого своего ареста материально поддерживал матушку арестованного собрата.

12 мая 1937 года отошел ко Господу духовник и наставник отца Феодора архимандрит Никита (Курочкин), служивший в храме села Ивановского неподалеку от Волоколамска. Смерть духовника стала большой потерей для иеродиакона, и он говорил: "я готов еще раз пережить заключение, лишь бы был жив батюшка".

Прихожане храма в селе Ивановском предложили отцу Феодору занять место почившего священника, на что он дал свое согласие. После этого он и председатель церковного совета отправились в Москву с ходатайством о рукоположении иеродиакона Феодора в сан священника ко храму мученика Иоанна Воина в селе Ивановском.

Ходатайство было удовлетворено. Рукоположение состоялось в храме в честь святых апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Москве. Первую свою службу иеромонах Феодор совершил на сороковой день после кончины архимандрита Никиты.

С великой ревностью и самоотверженностью исполнял отец Феодор свои пастырские обязанности. Когда нужно было причастить больного, он отправлялся из дома в любую погоду - в дождь, в сильный мороз и в распутицу, идя по топкой от грязи дороге. Денег за требы он не брал, а когда видел нищету, то сам по мере возможности старался помочь. Своими трудами и милосердием он стяжал любовь всех своих прихожан.

В это время власти закрывали храмы, требуя уплаты непосильных налогов. Если священник не мог заплатить, то власти лишали его регистрации, а значит, и возможности служить, а храм закрывали. Так произошло и с иеромонахом Феодором. Он не смог уплатить налог, и храм в селе Ивановском был закрыт. Тогда староста Троицкого храма в селе Язвище, Мария Васильевна, продала корову и лошадь и уплатила налог за священника. Он снова стал служить, но уже в селе Язвище, где незадолго до этого был арестован настоятель храма - протоиерей Владимир Медведюк.

Иеромонах Феодор прослужил здесь около года, так же ревностно исполняя свои пастырские обязанности. В декабре 1940 года власти потребовали от него собрать и уплатить явно завышенную сумму налога. Средств у священника не было, и дело передали в суд, куда он был вскоре вызван и где его встретили представители властей, предложившие стать осведомителем.

Выслушав предложение, отец Феодор встал во весь свой высокий рост и ответил: "я не воспитан доносчиком!"

Отцу Феодору был выдан паспорт с пометкой, запрещающей ему проживание в Московской области как человеку, отбывавшему срок в исправительно-трудовых лагерях.

Подвижник уехал в село Завидово Тверской области, а затем тайно переехал в Востряково к сестре.

Он поселился в маленькой комнате, ставшей его кельей. Уезжая в Москву на несколько дней, сестра оставляла ему продукты и вешала на наружную дверь замок. В тишине и уединении батюшка сурово постился и много молился, готовясь к смерти.

В самый день начала войны, 22 июня 1941 года, власти выписали ордер на арест иеромонаха Феодора, однако долго не могли его найти. Арест состоялся только 8 июля. На следующий день начались изнурительные допросы.

Следствие велось сначала в Москве, а затем, когда немцы стали стремительно приближаться к столице, иеромонах Феодор в конце июля 1941 года был перевезен в Саратов. В течение долгого времени его ежесуточно вызывали на допросы ночью, не давали спать и беспощадно подвергали мучениям. От него требовали, чтобы он назвал всех своих духовных детей и тех, с которыми близко общался. Понимая, какой вред это может им нанести, отец Феодор отказался называть их имена.

- Вам предъявлено обвинение в том, что вы, находясь на нелегальном положении, являлись одним из руководителей контрреволюционной организации церковников и проводили антисоветскую пораженческую агитацию. Вы признаете себя в этом виновным? - спросил следователь.

- В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как выдвинутое мне обвинение является необоснованным, - ответил священник.

8 сентября закончился отведенный законом срок следствия, и следователи испросили у прокурора разрешение на его продление, мотивируя это тем, что "по делу необходимы дополнительные допросы арестованного с целью вскрытия его антисоветской работы и связей". Затем допросы с применением пыток возобновились.

Однако за время, дополнительно отведенное для продолжения следствия, от исповедника так ничего и не удалось добиться. Следствие по делу иеромонаха Феодора продолжалось около двух лет. К февралю 1943 года благодаря его стойкости были освобождены все, кто привлекался по делу вместе с ним и у кого он останавливался, бывая в Москве.

В начале июня затянувшееся следствие было закончено, и 26 июня особое совещание при НКВД постановило приговорить иеромонаха Феодора к пяти годам ссылки в Красноярский край. После приговора священника перевели из Саратова в город Балашов.

Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили здоровье священника. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года. Место погребения его неизвестно.

Причислен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году к лику новомучеников и исповедников Российских.

 Источники: https://drevo-info.ru/articles/12179.html


Житие священномученика Николая Порецкого, пресвитера
         14 (27) июля          
Священномученик 
Николай Порецкий
пресвитер
Николай Андреевич Порецкий (1865 - 1933), протоиерей, священномученик
Память 14 июля, в Соборах Архангельских и Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 8 марта 1865 года в селе Поречье Троицко-Невской волости Калязинского уезда Тверской губернии (ныне деревня Поречье Калязинского района Тверской области) в семье псаломщика Андрея Павловича Порецкого.
В 1879 году окончил Кашинское духовное училище, в 1885-м - Вифанскую духовную семинарию.
6 февраля 1886 года был назначен псаломщиком в Пятницкую церковь в Охотном ряду в Москве.
В 1888 году женился на выпускнице московского епархиального Филаретовского училища Любови, дочери священника Димитрия Зверева, служившего в храме Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки Московского уезда (ныне в черте Москвы). В семье родилось восемь детей, но трое из них умерли во младенчестве. В 1910 году скончалась Любовь Дмитриевна, в 1914 году был насмерть сбит поездом старший сын Николай, на которого о. Николай возлагал большие надежды как на свою опору в будущем. Услышав известие о смерти сына, отец Николай потерял сознание и, упав, ударился головой о каменный пол. С этого времени он стал часто болеть и у него стали случаться припадки эпилепсии. В 1923 году скоропостижно скончалась средняя дочь священника, Валентина, и в том же году умер горячо любимый им зять, муж старшей дочери, Марии Николаевны, которая вскоре переехала к о.Николаю вместе со своей двухлетней дочкой - его единственной внучкой Марией. Младший сын отца Николая стал профессиональным военным и жил отдельно. Его начальство, узнав, что он сын священника, потребовало от него отказаться от отца, пообещав скорое продвижение по службе; он согласился и уже более никогда не встречался с отцом. Известие об отречении от него сына явилось для священника еще одним тяжким ударом.
24 июня 1888 года Николай Андреевич был рукоположен во священника на место тестя, к Влахернскому храму в Кузьминках.
С 1894 по 1896 год отец Николай был наблюдателем церковноприходских школ. В 1897 году был избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 год был заведующим Николо-Перервинской школой и с 1903 по 1915 год - наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты. В 1906 году был избран товарищем председателя Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 году на епархиальном съезде благочинных был избран членом правления Перервинского духовного училища, в 1913 году уездный съезд духовенства избрал его членом Московского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание.
В 1913 году прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные протоиереем Иоанном Восторговым.

Священномученик Николай Порецкий

Влахернский храм, в котором служил священник, располагался в красивейшей местностивблизи Москвы в имении князей Голицыных. Его прихожанами кроме семьи князя были крестьяне поселка Кузьминки и деревни Выхино. В 1913 году протоиерей Николай выпустил книгу "Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына", написанную им на основе архивных разысканий и снабженную множеством фотографий, позволивших впоследствии, несмотря на то, что храм был разрушен безбожниками почти до основания, восстановить его в 1990-х годах в прежнем виде.
С 1914 года состоял членом Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915-1916 годах вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка.
В 1916 году был возведен в сан протоиерея.
В 1922 году о. Николая с детьми выселили из дома причта, и он вынужден был снять половину летней дачи в маленьком поселке, располагавшемся около красивейших старинных чугунных ворот, открывавших въезд через липовую аллею к княжескому дворцу (в начале 1930-х ворота были сокрушены и отправлены как металлолом "на переплавку").
Еще в 1923 году власти имели намерение закрыть храм, но отец Николай обратился к прихожанам с просьбой ходатайствовать, чтобы храм не закрывали. Были собраны подписи в поддержку предложения священника, под прошением подписались многие сотрудники находившегося рядом с храмом государственного института. В 1926 году власти снова поставили вопрос о закрытии храма, но и тогда храм удалось отстоять благодаря энергичным действиям священника и прихожан.
В сентябре 1928 года жители Кузьминок по требованию безбожников вынесли обсуждение вопроса о закрытии храма на собрание, происходившее под открытым небом, но из-за протестов верующих поднялся такой шум, что было предложено голосующим разойтись на две стороны. Безбожникам не удалось собрать большинства голосов, но, несмотря на это, решение о закрытии храма было принято.
В марте 1929 года советскими властями Влахернский храм был закрыт, его закрытие произвело настолько угнетающее впечатление на отца Николая, что после этого он тяжело заболел.
30 августа 1929 года ОГПУ вынесло постановление об аресте священника, обвинив его в том, что он
"систематически выступает с антисоветской агитацией как в проповедях, так и в частных беседах, использует религиозные предрассудки масс для возбуждения недовольства против советской власти, призывая верующих „оградить церковь от врагов“.
4 сентября 1929 года протоиерей Николай был арестован. В доме о.Николая был произведен обыск, забрали рукописи и книги. Арестованного больного и слабого 64-летнего священника повели три км пешком до станции Вешняки Казанской ж.д. Священник был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, сидел в одной камере с уголовниками.
На допросах он виновным себя не признал. 7 сентября дочь священника Мария отправила в ОГПУ заявление с просьбой отпустить отца как тяжелобольного человека на поруки. 11 сентября была проведена психиатрическая экспертиза, постановившая, что священник совершенно здоров и вменяем, хотя и имеет, с точки зрения врачей, "навязчивые состояния".
23 ноября 1929 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Николая к ссылке в Северный край на пять лет. Приговоренных к заключению и ссылке отправляли с Ярославского вокзала. На вокзале собралась большая толпа провожающих – родственников осужденных. Когда был подан состав с зарешеченными окнами, платформа была перегорожена, и на нее никого не пустили, был оставлен лишь узкий проход для заключенных и конвоя. Появилась колонна осужденных. Среди них в рясе и в широкополой шляпе шел протоиерей Николай - спокойный, но изможденный от пребывания в тюрьме. Дочь священника Мария бросилась к нему сквозь конвой и сунула ему в руки валенки. Один валенок упал, она подняла валенок с земли и снова ринулась передать отцу. Конвоиры не препятствовали.
Протоиерей Николай был отправлен в город Шенкурск Архангельской области, где его поместили в местную тюрьму, а потом отправили на один из пунктов лесоповала. В июне 1930 года о.Николай был освобожден от работы на лесоповале ввиду обострения болезни и невозможности использования его на физическом труде, с этого времени он находился в ссылке в г. Шенкурске под постоянным надзором милиции с обязательством ежедневно в ней отмечаться.
Старого и немощного священника приютили в своем доме монахини закрытого в 1924 году Шенкурского Свято-Троицкого монастыря сестры Таисия и Рафаила Пышкины. Они жили на окраине города в крохотной, построенной без фундамента, вросшей в землю избушке, больше похожей на землянку. Монахиня Таисия служила в это время псаломщицей в Шенкурском Благовещенском соборе. Монахини-сестры ухаживали за священником, делясь с ним тем немногим, что у них было.
О. Николай был лишен права переписки, так что его родным писала одна из сестер. Боясь преследований по отношению к своему ребенку, дочь о.Николая Мария Николаевна после ареста отца переехала в с. Салтыковка, где никто не знал, что ее отец и дедушка ее дочки - репрессированный священник. Дочь Мария Николаевна отправляла ему скромные посылки на имя сестер Пышкиных. Не отвернулись от него и младший ("отказавшийся" от отца) сын Дмитрий, тайно оказывая ему посильную помощь, и дочь Елена, жившая в Челябинске.
5 мая 1933 года монахиня Таисия была арестована и приговорена к двум годам ссылки в Северный край.
Протоиерей Николай Порецкий скончался 27 июля 1933 года в Шенкурске и был погребен на городском кладбище.
29 сентября 1988 года он был реабилитирован Московским городским судом по 1929 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года.

Источники:   https://azbyka.ru
                       https://drevo-info.ru/articles/13677476.html


Житие священномученика Иакова Маскаева, архиепископа Барнаульского
         16 (29) июля          
Священномученик 
Иаков Маскаев
архиепископ Барнаульский
Иаков (Маскаев) (1879 - 1937), архиепископ Барнаульский, священномученик
Память 16 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
В миру Маскаев Яков Иванович, родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева.
Учась на последнем курсе Оренбургской духовной семинарии, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника.
Иаков Маскаев 1901 год

В 1901 году окончил семинарию и был рукоположен во иерея к церкви с. Зобова Оренбургского у. и губ. (в 180-ти километрах от Оренбурга).
В том же 1901 году у него родился сын Борис. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 году.
Его трудами в селе Зобово было построено новое здание храма, в соседней дер. Воронино открыта церковноприходская школа. Его трудами в селе было построено новое здание храма.
Активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов.
В 1909 году в соседней дер. Воронино его трудами была открыта церковноприходская школа.
С 1913 года он значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества.
Был возведен в сан протоиерея. Вошел в состав Оренбургского епархиального управления. Стал известен как один из самых щедрых жертвователей в епархии на благотворительные нужды.
В 1918 г. овдовел, супруга скончалась во время родов.
В 1919 г. спас несколько жителей с. Зобова от расстрела белыми войсками.
Епископ Орский:
В январе 1923 г. на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского) избран кандидатом на замещение новообразованной Орской викарной епископской кафедры.
Узнав желание правящего архиерея и собрания священнослужителей Орских церквей возвести его в сан епископа, отец Иаков стал отказываться, указывая на то, что на его руках остались дети-сироты, трое из которых в несовершенных летах, причем младшей дочери всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент требуется прежде всего исповедничество, он должен быть готов к ссылкам и тюрьмам. На все возражения и слезные просьбы отца Иакова ему было сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков согласился и не стал больше спорить. Впоследствии все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца; они всегда ощущали незримую Божию защиту.
В связи с тем что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение прот. Иакова Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим Церковным Управлением. 19 марта по пострижении в монашество он был хиротонисан в Москве во епископа Орского. Хиротонию возглавил один из лидеров обновленчества, еп. бывш. Владикавказский и Моздокский Антонин (Грановский), в расколе «митрополит Московский», и бывший архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов), который сообщил нарекаемому в архиерейский сан, что он находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. Впоследствии владыка Иаков воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев (хотя и канонического поставления) как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху.
После хиротонии епископ Иаков вернулся в Оренбург. 10 мая 1923 года епископ Аристарх (Николаевский) отбыл в Москву, отдав распоряжение, что епископ Иаков остается на время его отсутствия управляющим Оренбургской епархией. Вскоре, однако, обновленческий Высший Церковный Совет назначил на Оренбургскую кафедру "архиепископа" Андрея Соседова. Епископ Иаков отказался от общения с ним и переехал в Орск. Вернувшийся в Оренбург еп. Аристарх (Николаевский) был арестован и отправлен в ссылку, а затем перешел в обновленчество.
Духовенство и прихожане Орска, не признавая обновленческого Высшего Церковного Совета и «архиепископа» Андрея Соседова (в конце 1923 выдворен из епархии), высказывали сомнения и относительно законности хиротонии еп. Иакова.
22 июля 1923 года состоялось собрание всех православных священнослужителей города Орска с участием представителей от приходских советов градо-Орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно постановило:
«Принимая во внимание неканоничность и безблагодатность ВЦС и принятой от него именуемым епископом Иаковом — бывшим протоиереем Маскаевым, хиротонии, по недоразумению... вменить в обязанность епископу Иакову с первым отходящим поездом отправиться в город Москву и явиться к Патриарху Тихону или его заместителю для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске.
Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и чистоты православия и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Оренбургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патриарха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой».
Так как попечение об Оренбургской епархии в то время было поручено архиепископу Челябинскому Серафиму (Александрову), владыка Иаков направил к нему письмо с объяснением всех обстоятельств дела и получил ответ о спорности в каноническом отношении его хиротонии. Получив такой ответ, епископ Иаков немедленно подчинился высказанному суждению и прекратил совершение богослужений.
26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Святейшему Патриарху, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован сотрудниками ОГПУ и возвращен ими в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался встретиться с Патриархом, но снова был арестован и после краткого пребывания в заключении освобожден.
Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано собрание священнослужителей Орских церквей с участием представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: «...С епископом Иаковом в молитвенно-евхаристическое общение войти; просить его озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты свидетельствующей о его епископском достоинстве».
3 сентября 1923 года епископ Иаков отправил прошение патриарху, в котором он изложил все обстоятельства дела и добавил:
«Смиренно прошу не считать меня как карьериста... а если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня недостойного и грешного, исповедую верность "до смерти" Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный раб, прошу, Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду без благословения Вашего Святейшества... Снизойдите, Ваше Святейшество, к моей мольбе и исполните мою слезную просьбу.... Согласно извещения архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу».
Патриарх Тихон (Белавин) принял его в молитвенное общение, но предложил написать письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в обновленческий Синод, что он не желает и не находится в его подчинении. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной.
В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка решил согласиться, для того, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество. А затем в конце 1923 года выехал в Москву, где побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой.
Оренбургский епископ:
31 июля 1924 г. был назначен епископом Оренбургским. Активно противодействовал в епархии обновленческому расколу. Авторитет епископа Иакова среди верующих беспокоил представителей советской власти. Неоднократно его вызывали на допросы в ОГПУ, но он решительно отказался от предложений негласного сотрудничества с властями, не согласился с требованием примириться с обновленцами и ограничить число проповедей. Он заявил, что проповедь - уставная часть богослужения, а отменять устав он не может.
13 января 1925 г. был запрещен обновленческим синодом в священнослужении, но этот запрет ничего для него не значил. Прибывший в Оренбург обновленческий «архиепископ» Андрей (Соседов) при поддержке властей захватил здание епархиального управления, кафедральный собор и несколько других храмов.
После решительного отказа иметь какую бы то ни было связь с обновленцами владыка был вызван в ОГПУ, где ему было предложено начать сотрудничество с ОГПУ в связи с данным им обещанием, а также и с обновленцами. Владыка категорически отказался от сотрудничества как с теми, так и с другими. Начальник ОГПУ попытался уговорить его, действуя то лестью, то угрозами, но владыка проявил решительную твердость в своем выборе и не пошел ни на какие компромиссы. Вскоре ОГПУ предложило ему встретиться для переговоров с одним из своих сотрудников вне пределов здания ОГПУ, но владыка, твердо держась своего решения, отказался с кем-либо встречаться и уже никогда и никуда и ни на какие встречи не шел.
В ОГПУ составили на него следующую характеристику: «Как епископ среди верующих, и особенно среди монашествующих, пользуется авторитетом и имеет на них влияние».
В том же 1925 году он был арестован вместе с группой священнослужителей и мирян - членов епархиального совета и, несмотря на ходатайства прихожан, приговорен в июле 1925 г. Коллегией ОГПУ к высылке из Оренбурга на 2 года. Проживал под надзором властей в Самаре. После ареста владыки дети его остались без средств к существованию, и в храмах города устраивались тарелочные сборы на «архиерейских детей», дети зачастую сами ходили с тарелочкой.
15 января 1928 года, по окончании срока высылки, Иаков был назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, но к месту назначения, видимо, не выехал.
На Осташковской и Балашовской кафедрах:
В том же году назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии.
С 6 февраля 1929 г. - епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. Оказывал верующим помощь в составлении ходатайств в органы советской власти о сохранении действующих или об открытии уже закрытых храмов. Своей твердой позицией в защите веры убедил прихожан в ложности обвинений в обновленчестве, которые выдвигали против него как сторонники григорианского раскола, так и буевцы, сохранил паству в верности Московской Патриархии.

Арест 1929 г.
В 1928 году в Балашове была арестована большая группа духовенства, а в 1929 году местные власти снова принялись собирать сведения о священнослужителях и верующих города Балашова. Они видели, что при балашовском соборе собрана дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом, они обвинили их в том, что те ведут «среди населения агитацию против мероприятий советского правительства и партии, такого рода деятельностью они разлагающе действуют на местное население в селах».
Было арестовано пятнадцать человек — священнослужителей, монахинь и мирян. Среди них 12 февраля 1930 года был арестован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове.
Власти стали вызывать для допроса одного за другим лжесвидетелей. Один из них показал, что
«епископ Иаков, являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти, имеет тесную связь с монашествующим элементом и реакционными церковниками, с коими частенько ведет беседы на дому, где он проживает; его квартиру очень много посещает не только городских церковников, но и приезжих, коим он дает советы для борьбы с мероприятиями советской власти и высказывает свое недовольство таковыми... так например, в одной из проповедей в кладбищенской церкви, примерно числа 25 мая, Маскаев говорил: "Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет, не дает нам свободно мыслить; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба, храм Божий это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого". Маскаев с приездом в Балашов объединил черные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью».
Давали показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан. Один из них показал
«Мне, как бывшему священнику Преображенской церкви и бывшему благочинному города Балашова, хорошо известно, что кафедральный собор города Балашова являлся центром контрреволюционной церковной организации... Квартиру епископа Иакова Маскаева стали посещать черносотское духовенство, реакционные церковники и монашествующий элемент не только города Балашова, но и окрестных сел и районов за получением советов и обмена мнениями. Последний же, являясь вдохновителем контрреволюционной своры, в своих беседах и советах определенно восстанавливал посещающих его квартиру и подстрекал их против проводимых советской властью мероприятий. Так, примерно в мае 1924 года, в разговоре со мной по вопросу закрытия Преображенской церкви и положения коллектива сказал: "Гонения на Православную Церковь растут с каждым днем; несмотря на издаваемые законы, советская власть их сама же и нарушает, заточили сотни невинных отцов духовных, грабят и разоряют народное имущество и преследуют верующих вплоть до заточения по тюрьмам, вот плоды завоеваний русским народом свободы". Он же, Маскаев, в беседе с приехавшими крестьянами, примерно в сентябре 1929 года, по вопросу хлебозаготовок говорил: "Тяжелое настало время для народа, советская власть — власть рабоче-крестьянская, а своими мероприятиями разорила крестьянство, обобрала, что называется, дочиста, какой же крестьянин после этого скажет, что ему нужна советская власть". Маскаева очень часто и много посещает монашек, коих он настраивал для обработки местного населения, особенно в защиту церквей на случай кампании по закрытию последних, благодаря чему никому небезызвестно то, что, наряду с проводимыми кампаниями по закрытию церквей в округе, имелся ряд случаев открытых выступлений верующих против закрытия, вплоть до оказания сопротивления представителям советской власти и общественным работникам, как-то: в селе Андреевки Аркадакского района, в селе Мача Тамалинского района, в селе Репно-вершины Балашовского района и так далее. Во время произнесения одной из проповедей в соборе Маскаев, призывая верующих к сплочению для защиты религии, произнес: "Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь"».
Один из членов приходского совета городского собора показал:
«...Оставшийся представитель всей этой кучки Иаков Маскаев играет видную роль среди обиженных советской властью кулаков, монашек и антисоветского элемента. К нему часто и много ездят из сел монашек и священнослужителей, кои, получив должное внушение и наказ, какой точки придерживаться, возвращаются обратно в села. Мне, например, известно со слов, или вернее из разговоров, отдельных лиц о том, что Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам возбуждать соответствующие заявления перед вышестоящей советской властью на мероприятия советской власти на местах и организованно не допускать закрытия церкви...»
4 марта 1930 года следователь допросил владыку, задавая вопросы в соответствии с показаниями лжесвидетелей. Владыка ответил:
«В городе Балашове я проживаю с 15 марта 1929 года и служу в качестве епископа Балашовской епархии. За время нахождения меня в Балашове я близких знакомых, с которыми бы я поддерживал постоянное знакомство, не имел и не имею. В гостях я ни у кого не бывал, а также и у меня никогда никто не бывал. В отношении обращения ко мне со стороны верующих граждан о содействии их ходатайствам по вопросу незакрытия или вновь открытия церквей могу сказать следующее. Ко мне неоднократно являлись как члены коллектива верующих, так и члены церковного совета и просили у меня совета, как и перед кем им ходатайствовать, чтобы у них не закрывали церковь или, когда церковь была уже закрыта, вновь открыть, согласно желания верующих, на что я им предлагал обращаться согласно указания митрополита Серафима в окружной административный отдел... Но подобные обращения ко мне были очень редки, а в большинстве случаев верующие, помимо и не извещая меня, сами непосредственно обращались по соответствующим инстанциям...
Я знаю, что в городе Балашове проживает много монахинь, но я лично ни с одной из них не знаком и у меня на квартире таковые никогда не были. Кроме случаев, когда они приходили с заказом к дочери по шитью. В отношении двух монахинь, которые живут при соборе, могу сказать, что я их лично знаю плохо, знаю, что одну из них зовут Наталия, а другую, просфорню, даже и звать не знаю. Две эти монахини лично у меня на квартире не были, и о церковных делах я с ними никогда не говорил.
Лично ко мне из сел как Балашовской епархии, так и из других епархий никто и никогда, не обращался с просьбой дать указания, как и что предпринимать по вопросу закрытия церквей со стороны местных органов власти.
Летом 1929 года ко мне на квартиру пришла неизвестная мне гражданка, назвалась монахиней бывшего подворья Балашовского монастыря в Царицыне и просила меня сообщить, какого я церковного течения, кем назначен епископом Балашовским и какого я мнения о митрополите Григории Екатеринбургском. На что я ей ответил, что я православный, назначен митрополитом Сергием Нижегородским, что же касается Григория, то я его считаю отколовшимся от Православной Патриаршей Церкви. Когда я своими ответами удовлетворил просительницу, я в свою очередь задал ей вопрос, кто она и почему ее эти вопросы интересуют. На что мне эта монахиня сказала, что она приехала из Сталинграда, где большинство городских приходов перешло к григорианцам, а также она слышала, что я являюсь обновленцем, и она приехала это проверить и, если это правда, что я обновленец, то спасти здешних сестер от заблуждения. Далее эта монахиня задала мне вопрос, что если я не обновленец, то почему молюсь за власть, на что я ей также дал исчерпывающий ответ, который, по-видимому, ее удовлетворил, и больше она ко мне не приходила, и я ее больше не видал...
В отношении проповедей, произносимых мною почти после каждой ей службы, могу сказать, что в своих проповедях я исключительно касался евангельских тем, не сопоставляя их с современной жизнью и не касаясь в них современных политических и бытовых вопросов».
Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города бесспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности. Сам епископ Иаков на допросах отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей (благодаря чему многие из обвиняемых были освобождены), не признал себя виновным в «антисоветской деятельности».
13 марта 1930 года следствие было закончено, и владыке было предъявлено обвинение. Ознакомившись с ним, он написал: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался».
9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагерь. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо — к трем годам концлагеря, шестеро — к трем годам ссылки, один — к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства, с поступлением на три года под надзор властей.
Отбывал срок заключения на Соловецких островах, в Кеми и Вишерских лагерях.
16 декабря 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ по отбытии срока к 3 годам ссылки в Уральскую область, однако из-за несогласованности действий местных органов ОГПУ (потери документов) при освобождении из лагеря не был отправлен по этапу. 27 июня 1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с сообщением, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.
Не зная, что находится в розыске, еп. Иаков посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).
На Барнаульской кафедре
4 апреля 1933 г. был назначен епископом Барнаульским с поручением временного управления Бийской епархией.
В 1935 г. возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Иаков (Маскаев) 1935 год

Несмотря на хронические болезни, почти ежедневно проводил службы в кафедральном Знаменском соборе, на которые собирались прихожане не только из Барнаула, но и из окрестных сел. Завел в церквах всенародное пение для сознательного восприятия прихожанами богослужения. Всегда ходил по городу в священническом одеянии, несмотря на хулу и насмешки.
В эти годы здоровье владыки, сокрушенное заключением в Соловках, сильно пошатнулось, и в 1936 году он в сопровождении дочери Нины выехал на лечение в Одессу. Когда он после непродолжительного лечения вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение, и он завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.
Новый арест и кончина
Осенью 1936 года НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархии. 23 сентября были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились подписывать допросы с показаниями, которые требовались следователям. На основе их показаний власти составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано:
«23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем.
Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и города: Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участников 28 человек...
Организация подготовляла повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти в момент интервенции...»
29 октября 1936 г. был арестован в Барнауле, этапирован в Бийск, где помещен в тюремную больницу, а 19 ноября заключен в тюрьму.
Вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священниками священномучениками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и с мон. прмч. Феодором (Никитиным), проходил по делу о «контрреволюционной повстанческой организации» в ряде районов Алтая. На допросах архиеп. Иаков отказался признать себя виновным в «антисоветской деятельности», доказал на следствии ложность обвинений, возводимых на него лжесвидетелями.
25 декабря 1936 года архиепископу Иакову был предъявлен протокол об окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не признает себя виновным и поэтому протокол подписывать не желает.
Существует рассказ одного из сокамерников владыки. В тюрьме, которая тогда находилась в Богородице-Казанском храме бывшего женского монастыря, один из уголовников полюбил кататься на спине странного статного и красивого старика, дергая его за косу, как за поводья. А старик не противился. Но нет-нет, да скажет тихое слово мучителю, то на вопрос о несправедливости жизни ответит так, что тот хоть сквозь смех, а прислушается, задумается. И со временем что-то произошло в сознании уголовника. Позже, когда старик ослаб от болезней, вчерашний мучитель сам... выносил его на руках на прогулку, с ложки кормил. “Живи, - говорил, - батя, только живи, ты здесь очень нужен”. Стариком тем был архиепископ Иаков [2].
Священномученик Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский.
9 апреля 1937 г. выездная сессия Специальной коллегии Западносибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование. После издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 г. «Об антисоветских элементах» дело архиепископа Иакова было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила архиепископа Иакова в числе других обвиняемых к расстрелу.
29 июля 1937 года был расстрелян вместе со священниками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и монахом Феодором (Никитиным). Вероятно, расстрел состоялся на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре. Погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источники:   https://azbyka.ru
                       https://drevo-info.ru/articles/15567.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий