Житие преподобномученика Ионы (Смирнова), иеромонаха
23 декабря (5 января)
Преподобномученик
Иона (Смирнов)
иеромонах
В миру Смирнов Иван Афанасьевич, родился 15 марта 1870 года в
селе Леонове Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район
Московской области) в семье крестьянина.
Осиротел в 15 лет, занимался сапожным ремеслом.
В 1890 году поступил в Николо-Пешношский монастырь.
25 февраля 1900 года определен в число братии монастыря. 8
августа 1908 года пострижен в монашество с наречением имени Иона.
3 августа 1910 года рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1914
года - во иеромонаха. Впоследствии занимал должность благочинного.
В 1918 году вернулся в родную деревню, где некоторое время жил
у родственников, но вскоре стал служить священником в селе Большом Михайловском
(ныне деревня Калязинского района Тверской обл.).
4 января 1930 года на основании донесений обновленцев,
обвинивших его в участии в 1918 году в антибольшевистском восстании в селе
Рогачёве Дмитровского уезда Московской губернии, он был арестован и заключен в
тюрьму в Кашине.
Все обвинения категорически отверг. 3 февраля 1930 года
приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ.
Отбывал наказание в Усть-Сысольске (с 26 марта 1930 - (Сыктывкар),
а затем в Ухтинско-Печорском ИТЛ.
23 сентября 1932 года Коллегия ОГПУ приняла решение о его
освобождении.
В сентябре 1933 года вернулся в село Большое Михайловское и
продолжил служение в храме.
24 декабря 1937 года был арестован в деревне Большое
Михайловское Нерльского района Калининской области по обвинению в
"антисоветской и контрреволюционной деятельности" и заключен в
кашинскую тюрьму. Виновным себя не признал.
30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской обл. был
приговорен к расстрелу.
Расстрелян 5 января 1938 года. Погребен в безвестной общей
могиле.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной
прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников
Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000
года.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/23096.html
Житие преподобномученика Макария Миронова, иеромонаха
23 декабря (5 января)
Преподобномученик
Макарий (Миронов)
иеромонах
Преподобномученик
Макарий родился около 1882 года в деревне Филино прихода села Михайловское
Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Феодора Миронова и
в крещении был наречен Михаилом. В 1909 году он был послушником московского
Богоявленского монастыря. Дальнейшая его жизнь была тесно связана со служением
епископа Кишиневского и Хотинского Серафима (Чичагова). В начале октября 1909
года епископ Серафим прибыл в Москву, как один из руководителей всероссийского
съезда монархистов, и тогда же послушник Михаил был переведен из Московской в
Кишиневскую епархию. 8 октября 1909 года он был зачислен указным послушником в
Кишиневский Архиерейский дом, 9 декабря в Крестовой церкви пострижен в
монашество с наречением ему имени Макарий, 13 декабря возведен в иподиакона, а
26 декабря рукоположен во иеродиакона. Во время служения владыки Серафима отец
Макарий постоянно сослужил ему и сопровождал в поездках по епархии.
В 1914 году
архиепископ Серафим был переведен на Тверскую кафедру, и отец Макарий переехал
с ним в Тверь. 28 марта 1914 года он был зачислен в число братии Тверского
Архиерейского дома и 25 апреля рукоположен во иеромонаха. 16 июня 1914 года
архиепископ Серафим посетил Николаевский Антониев монастырь в городе Красный
Холм Весьегонского уезда и «после обычной встречи обратился к братии с
приветствием, в котором выразил надежду, что новый настоятель, игумен Иоанн
[Гречников], приведет и внешний вид монастыря и внутреннюю его жизнь в
надлежащий вид, на должную высоту, дабы святая обитель могла быть светочем во
всех отношениях для окружающей среды; он должен… вдохнуть в обитателей новые
силы, дабы исчезла вражда и те дурные стороны, которые имели место в обители
при прежнем настоятеле, и пусть здесь воцарится дух основателя монастыря и всех
соединит в одну дружную семью, которая способна будет привлечь к себе мир и
удовлетворить его высшие запросы. … затем владыка начал осмотр всех храмов
монастыря… осматривая древности, нашел, что они в полном небрежении и
разорении; всё это заметно волновало архипастыря, который велел оставшееся
хранить от дальнейшего расхищения». 21 июля архиепископ Серафим зачислил
иеромонаха Макария в братию этого монастыря.
11 апреля
1918 года архиепископ Серафим назначил отца Макария исполняющим должность
казначея. 13 апреля архиепископ поделил монастыри Тверской епархии на два
благочиннических округа; Антониев монастырь вошел в первый округ, под
управление благочинного, настоятеля Тверского Желтикова монастыря архимандрита
Петра (Зверева). 20 сентября того же года временно управляющий Тверской епархией
епископ Старицкий Серафим (Александров) в связи с арестом настоятеля монастыря
Иоанна (Гречникова) назначил иеромонаха Макария исполнять обязанности
настоятеля; 26 ноября он был награжден набедренником. В 1922 году во время
кампании по изъятию церковных ценностей отец Макарий был арестован и приговорен
к 9 месяцам лишения свободы. Вторично он был арестован в 1923 году за «сокрытие
церковных ценностей на дому», но ввиду того, что эти ценности были уже описаны
и он их не скрывал, через 3 месяца отец Макарий был освобожден и продолжил
служить в Антониевом монастыре. В 1920-х годах он был возведен в сан
архимандрита. В 1929 году отец Макарий был снова арестован и приговорен к 8
годам высылки в Северный край. В 1935 году он был освобожден досрочно, по болезни.
К тому времени Антониев монастырь был уже закрыт, и с 1936 года архимандрит
Макарий стал служить в церкви Воздвижения Честного Креста Господня села
Завидово Кесовогорского района и жил неподалеку в деревне Завидовская Горка.
21 декабря
1937 года архимандрит Макарий был арестован и заключен в тюрьму в городе
Кашине. Он обвинялся в том, что «сгруппировал вокруг себя церковников,
устраивал в доме нелегальные сборища верующих, проводил контрреволюционную
агитацию, распространял провокационные слухи о насилии, беззаконии и арестах».
В предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал. 30 декабря тройка при
УНКВД по Калининской области приговорила архимандрита Макария к расстрелу по
обвинению в «антисоветской деятельности». Он был расстрелян 5 января 1938 года
и погребен в безвестной могиле.
Источники: https://www.fond.ru/
Житие преподобномученика Иннокентия (Беды) архимандрита 24 декабря (06 января)
Преподобномученик
Иннокентий (Беда)
архимандрит
Иннокентий
(Беда) (1881 - 1928), архимандрит, преподобномученик
Память 24
декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и
исповедников Соловецких, а также в Соборах Архангельских, Воронежских и
Полтавских (Укр.) святых
Родился в
1881 году в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в
крестьянской семье. Образование получил дома. Поступил в монастырь. В 1908 году
был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С
началом Первой мировой войны иеромонах Иннокентий переехал в Тверь, где и
познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром
(Зверевым) и стал его келейником. В Твери отец Иннокентий жил до ареста
епископа в 1923 году, после чего он уехал на родину в Полтавскую область. После
возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а
по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан
архимандрита и назначен настоятелем Алексеево-Акатова монастыря.
Когда ночью
15 ноября 1926 года к епископу Петру явились сотрудники ОГПУ для обыска и
ареста и начали стучать, архимандрит Иннокентий покрепче закрыл дверь, задвинул
щеколду и не пускал их до тех пор, пока владыка не сжег все письма и документы,
которые могли кому-нибудь повредить. После обыска архиепископ был немедленно
доставлен в ОГПУ, и другие близкие ему люди вскоре последовали за ним. Отец
Иннокентий был арестован по "делу" владыки 17 декабря 1926 года
Воронежским ОГПУ и приговорен к трем годам заключения в концлагерь на Соловках.
Из заключения архимандрит Иннокентий писал:
“Мы по
милости Божией пока живы, мое здоровье не совсем порядочное... Одна у нас
радость и утешение — это церковь, где находим абсолютный душевный покой,
забываются все жизненные невзгоды далекого севера. В церковь имеем возможность
ходить почти ежедневно. Вот тут в уголке, в тиши молитвенно и вспоминаются
лица, с которыми так или иначе приходилось в жизни встречаться; и когда всех
вспомнишь, легко, легко на душе станет, уходишь из храма обновленным и
ободренным”.
Писал он это
2 сентября 1927 года, а в октябре тяжело заболел, причем состояние его здоровья
ухудшалось стремительно. В декабре он соборовался. Он исхудал до
неузнаваемости, силы таяли, не было сил говорить. Но дух его был бодр и мирен.
"…Незабвенный
для меня отец Иннокентий предстоит уже Престолу Божию и, освободившись от
всякия болезни, печали и воздыхания, молится за всех его поминающих и любящих.
Я до прибытия сюда никак не предполагал столь быстрого течения его болезни, но
здесь для меня стало ясно, чем он болен и что дни его сочтены. С этого момента
я стал готовить его к исходу, не скрывая от него, - писал архиепископ Петр
(Зверев) 9 марта 1928 года с Соловков. - Сначала тяжела была для него мысль о
смерти, но затем он вполне примирился с нею и покорился воле Божией..."
Архимандрит
Иннокентий умер 6 января 1928 года, накануне праздника Рождества Христова, не
произнеся ни одного слова ропота, и был погребен на монастырском кладбище
неподалеку от церкви преподобного Онуфрия Великого.
В 2018 году
его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии.
Источники:
https://drevo-info.ru/articles/4734.html
Житие священномученика Сергия Мечева пресвитера 23 декабря (5 января)
Священномученик
Сергий Мечев
пресвитер
Сергий
Алексеевич Мечёв (1892 - 1942), иерей, священномученик
Память 24
декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в
Москве 17 сентября 1892 года в семье известного священника праведного Алексия
Мечёва, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Батюшка
отец Алексий очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником,
но он не хотел оказывать на него давление и поэтому дал возможность сыну
получить светское образование. В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной
медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре он
перешёл учиться на словесное отделение историко-филологического факультета,
которое окончил в 1917 году.
Во время
войны в 1914 году Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом
милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей
будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия.
|
Брат милосердия Сергий Мечев |
Одновременно
с учёбой в университете Сергий Алексеевич принимал участие в работе
студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого,
организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским).
На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы
богословского характера.
В 1917 году
была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной
Церкви. В число членов Комиссии вошёл и Сергей Алексеевич. В этот период ему
пришлось часто бывать у патриарха Тихона, который очень его полюбил.
Решение
принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в
Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев отца Анатолия и
отца Нектария.
|
Протоиерей Сергий Мечев
|
В 1919 году,
по окончании историко-филологического отделения Московского университета, он
был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал его в апреле 1919
года в Даниловском монастыре священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский).
Сын служил рядом
с отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырём», — имя
в виду не монастырские стены, а паству-семью, связанную узами любви и единым
духовным руководством. Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием
(«сущность исповеди есть самопосрамление, исповедь есть страдание кающегося и
сострадание ему священника», — говорил отец Сергий), частое причащение,
ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и
прихожане могли попасть на работу во время) — всё это создавало условия для
подлинной духовной жизни. «Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял
отец Сергий.
После
кончины своего отца батюшки Алексия 27 мая 1923 года, отец Сергий принял на
своё пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл свой
приход, и окормлял его до самой своей мученической кончины. «Вы мой путь ко
Христу, как же пойду без вас», — писал он в 1930 году своим духовным чадам.
Богослужение
отца Сергия отличалось от богослужений батюшки Алексия: в нём не было той
растворённости в любви, того покаянного плача, но всё же оно было прекрасно: в
нём была строгость, стройность, сосредоточенность. Проповеди его были насыщены
волевым началом, так, что, слушая их, нельзя было оставаться только слушателем,
а хотелось действовать. Духовных чад привлекала к нему его личность,
пламенность веры, требовательная, чуткая и неподкупная совесть, отсутствие
всяких поз, знание святоотеческого учения, и, наконец, доброта и отзывчивость.
Предвидя
мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то так сказал
своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а
отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».
После
захвата обновленцами храмов, лишь единичные приходы в Москве сохранили верность
патриарху Тихону, в числе их были Даниловский монастырь и «Маросейка».
|
Священник Сергий Мечев Во время исповеди, конец 1920 х гг. Фото с сайта fond.ru |
Отец Сергий
был бескомпромиссный борец за чистоту Православия. После появления «Декларации»
1927 года, он не поминал митрополита Сергия (Страгородского), не принимал он и
церковной молитвы за безбожников и богоборцев. В 1929 году батюшку арестовали и
сослали; в 1932 году закрыли храм на Маросейке.
Батюшка был
сослан на Север, в маленький городок Вологодской области Кадников. Там в 1933
году последовал повторный арест и осуждение на 5 лет лагерей: сначала на
Кубенском озере на лесопилке, затем на реке Шелекса, затем в Усть-Пинеге. В
1935 году его переводят в Свирские лагеря, на Лодейное Поле, после этого —
перевод под Рыбинск (станция Переборы), на строительство плотины.
В колонии на
Шелексе батюшка сильно голодал. Его постоянно обкрадывали уголовные. Духовные
дочери, приехавшие навестить его, заметили, что, несмотря на крайнее истощение,
в нём исчезла всякая раздражительность, он стал очень мягким, не было ни
единого упрёка.
В 1937
году батюшка освободился из лагеря. Он поселился в окрестностях города Калинин
и работал в одной из поликлиник. Дома тайно совершал Литургию. К нему постоянно приезжали
духовные дети, и он им писал письма: «... Молитесь Господу, просите Его, чтобы
снял Он с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце!»
— так он наставлял их.
В это время
все единомысленные батюшке архиереи были в лагерях и ссылках. Он же в желании
иметь архипастырский покров открыл одному епископу свою церковную позицию и
нелегальное положение своей общины. Вскоре этот епископ был арестован: он
предал отца Сергия, рассказав на суде то, что было ему открыто на духу как
епископу. Отцу Сергию советовали скрыться в Средней Азии, но он отказался
оставить своих духовных детей. Около года батюшка скитался без прописки. Летом
1941 года он с некоторыми духовными чадами скрытно проживал в деревне близ
Тутаева. Там он каждый день служил Литургию. В связи с всеобщей
подозрительностью, возникшей с началом войны, местные жители приняли их за
немецких шпионов и выдали НКВД.
7 июля 1941
года батюшку арестовали и поместили в Ярославскую тюрьму. После 4-х месяцев
допросов и пыток, на которых он вёл себя очень мужественно, стремясь, чтобы
никто из общины не пострадал, в ночь на 6 января 1942 года батюшка был
расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД.
Причислен к
лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного
почитания.
Молитвы
Тропарь,
глас 4
От ко́рене
пра́веднаго прозя́бл еси́, / правосла́вия наста́вниче и ревни́телю, / пред
Бо́гом во у́зах и до сме́рти предстоя́, / гла́сом немо́лчным па́ству наставля́л
еси́, / священному́чениче Се́ргие, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м
на́шим.
Кондак, глас
8
Вели́кою
любо́вию к та́йне богослуже́ния прилежа́л еси́, / па́ству свою́ призыва́я
после́довати житию́ святы́х отце́в / и познава́ти писа́ния их свои́ми дея́ньми;
/ за Христа́ страда́ния во у́зах и смерть прия́л еси́; // те́мже взыва́ем ти:
Ра́дуйся, Се́ргие священному́чениче
Источники: https://drevo-info.ru/articles/8391.html
Житие священномученика Николая Маслова, пресвитера
4
(17) января
Священномученик
Николай
Маслов
пресвитер
Священномученик Николай (Николай
Иванович Маслов) родился в 1874 году в городе Твери. По окончании духовного
училища и пастырских курсов, в 1924 году он был рукоположен во священника и
служил в Твери в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» за
Волгой.
После того как в городе закрыли почти
все храмы, и в частности Вознесенский собор, архиепископ Фаддей (Успенский),
который тогда служил в нем, перешел служить в храм иконы Божией Матери «Неопалимая
Купина». Бывало, что здесь собиралось все оставшееся на свободе православное
духовенство города. Архиепископ Фаддей любил эту церковь на кладбище, со всех
сторон окруженную спускавшимися к Волге лугами, столь напоминавшими ему родные
места в Нижегородской губернии. Как свеча, стоял белый храм на холме среди
зелени. От храма расходились аллеи благоуханной сирени. Могилы были ограждены
коваными металлическими оградками, кое-где стояли памятники из мрамора с
надписями, просившими прохожего человека помолиться за тех, чей прах покоился
под ними. Все здесь настраивало на молитву и напоминало о том, что ожидает
каждого человека в конце жизни, – и храм, как обетование немеркнущего света
Царства Небесного, и кресты на могилах, как указание пути, по которому следует
человеку идти, и в то же время рядом – стогны древнего града с его подвижниками
и молитвенниками прошлых веков, прошедшими весь крестный путь и достигшими
небесных обителей. Через Волгу отсюда был виден и древний Успенский Отрочь
монастырь – место мученической кончины митрополита Филиппа (Колычева) и
недавнего служения здесь Тверского викария, епископа Петра (Зверева); и купола
заволжских церквей, возносившихся будто шлемами армии ратников, частью
плененных – закрытых, заброшенных, превращенных в мастерские и склады; и
грозное здание тюрьмы, где и самому Тверскому святителю, архиепископу Фаддею,
суждено будет принять мученическую кончину и милостью Божией вернуться сюда, к
месту своего последнего служения, на кладбище «Неопалимой Купины», чтобы телом лечь
под шатром разросшейся, одичавшей сирени, духом предстоя Господу и пребывая в
молитве за нас перед Богом.
Незабываемо для отца Николая было
служение со святителем, само присутствие которого благодатно очищало душу,
обличало в ней все греховное и недостойное. При жизни он был ангелом-хранителем
Твери, после смерти – великим за нее молитвенником.
Лютое гонение на Церковь в 1937 году
не оставило на свободе почти никого из духовенства Твери. 3 ноября 1937 года
сотрудники НКВД арестовали и отца Николая. Сразу же после ареста состоялся
допрос. Следователь спросил священника о знакомых в городе. Отец Николай
ответил, что знал только тех священников, которые служили вместе с ним в храме
иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
– Вы знакомы с бывшим архиереем Успенским?
Священник поправил:
– Не с бывшим архиереем Успенским, а с
архиепископом Фаддеем; да, я его хорошо знаю, был у него на квартире в 1930
году, после этого часто его видел в церкви «Неопалимой Купины».
– Какие взаимоотношения у вас были с
Успенским?
– Взаимоотношения с архиереем у
нас были чисто служебные, каких-либо посторонних разговоров у нас не было.
– Вы обвиняетесь в том, что вы,
Маслов, являетесь участником контрреволюционной фашистско-монархической
организации в городе Калинине, возглавляемой архиереем Фаддеем Успенским.
Признаете ли вы это?
– Участником контрреволюционной
фашистско-монархической организации я не был и виновным себя в этом не признаю.
После допроса были вызваны дежурные
свидетели, обновленцы, которые по требованию следователя подписали
лжесвидетельства.
2 декабря 1937 года тройка НКВД
приговорила священника Николая Маслова к десяти годам заключения в
исправительно-трудовой лагерь. Во время следствия отец Николай тяжело заболел,
и состояние его здоровья стало быстро ухудшаться. В июле 1938 года он был
перевезен из Твери в тюрьму в поселке Лыкошино, находясь в которой он после
долгой и тяжелой болезни 17 января 1939 года скончался.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников
Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000
года для общецерковного почитания.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/14432.html
https://azbyka/ru
Житие мученицы Евгении Доможировой
(5)18 января
Мученица
Евгения Доможирова
Память 5
января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Мученица Евгения родилась в 1871 году в городе Риге в семье
генерала Петра Доможирова. Пять лет она училась в институте благородных
девиц в Варшаве и одновременно в школе Красного Креста. В 1896 году,
когда ей исполнилось двадцать пять лет, она поступила на работу в военный
госпиталь в Варшаве, где проработала несколько месяцев, затем перешла
в Александро-Мариинский институт и здесь проработала одиннадцать
лет, сначала сестрой милосердия, а затем заведующей госпиталем.
Замуж Евгения не вышла, хранила себя в целомудрии, посвятив свою
жизнь служению Богу и людям. В 1907 году она переехала в Москву и работала
сестрой милосердия в Институте московского дворянства.
|
Евгения Доможирова |
Не отличаясь от природы крепким здоровьем, она стала в это время часто
болеть и в 1912 году оставила работу. Но как только началась Первая
мировая война, она, несмотря на свое слабое здоровье, поступила сестрой
милосердия в госпиталь на Западном фронте, располагавшийся тогда
в городе Полоцке. Здесь Евгения Петровна проработала до крушения
государства и фронта в 1917 году. Постоянно дававшие знать о себе болезни
побудили ее уйти из госпиталя, и она уехала в Тверь, поселилась в одном
доме с сестрой и вскоре вышла на пенсию. Как глубоко церковный и образованный
человек, она была хорошо знакома с духовенством Твери.
15 марта 1932 года ОГПУ арестовало несколько тверских священников и
мирян, и среди них рабу Божию Евгению.
На допросах ее стали спрашивать о знакомых. Для Евгении Петровны было
странно отказываться от них, и она отвечала прямо, не находя в своих
ответах ничего предосудительного: «Куприянова, Бенеманского,
Троицкую, Болотова я знаю хорошо, неоднократно у них бывала; бывали,
исключая Куприянова, и они у меня. Знакома я с ними давно». Виновной
в антигосударственной деятельности она себя не признала.
9 июля 1932 года тройка ОГПУ приговорила арестованных священников и
Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года.
Хотя все были приговорены к ссылке и должны были жить в Казахстане
как административно-ссыльные, то есть вне тюремных стен и не за колючей
проволокой, однако в приговоре тройки специально оговаривалось,
что высланные должны следовать на место ссылки этапным порядком, то
есть проходя через все тюрьмы России южного направления. Для осужденных
это становилось своего рода дополнительным наказанием, иногда такое
путешествие по этапу было тяжелее заключения и не все выдерживали
его. 18 января 1933 года, в канун праздника Богоявления, Евгения Доможирова
скончалась в алма-атинской тюрьме и была погребена в безвестной могиле.
Прославлена
Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.
Источники: https://drevo-info.ru/articles/14436.html
Житие мученика Михаила Новоселова
(8)21 января
Мученик
Михаил Новоселов
Михаил Александрович Новосёлов (1864 –
1938)
Память 8 (21)января, в Соборе
Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 1 июля 1864 года в селе Бабье
Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра
Григорьевича и Капитолины Михайловны Новосёловых.
В 1882 году Михаил окончил 4-ю
Московскую гимназию с золотой медалью. Он намеревался поступить на медицинский
факультет, но отец выразил категорическое несогласие с таким решением сына,
желая, чтобы он пошёл по его стопам и стал учителем древних языков. В 1887 году
Александр Григорьевич скончался, но Михаил к этому времени уже переменил своё решение
быть врачом и поступил на историко-филологический факультет Московского
университета, предполагая впоследствии стать учителем истории и преподавать её
так, "чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятия о людях и их
поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова".
К этому времени Михаил уже был давно
знаком лично с Львом Толстым и стал поклонником его учения. Искренне любя
Толстого и видя в его идеях и в его личности воплощение христианского идеала,
он совершенно не замечал глубоко антихристианской направленности его
деятельности Толстого. В дневниках и письмах Л.Н. Толстого часто встречается
фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя.
В то время многие произведения
Толстого, имевшие антигосударственный или антицерковный характер, не были
допущены цензурой к печати, и молодые почитатели писателя печатали их на
гектографе, а затем распространяли. Этим занимался и Михаил Новосёлов. После
произведённого полицией на его квартире обыска были найдены гектографические
принадлежности, рукописная брошюра Толстого "Николай Палкин",
несколько его писем и стихотворение из "Вестника Народной Воли". На
основании этих материалов Новосёлов был арестован. Узнав об аресте, Толстой
явился к начальнику Московского жандармского управления, заявив, что
преследования направлены должны быть прежде всего против него как автора, и
власти после его визита решили замять эту историю. В начале февраля 1888 года
Новосёлов был освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах.
Михаил Александрович решил сам
применить учение Толстого на практике. На деньги, оставшиеся от отца, он купил
землю в селе Дугино Тверской губернии и основал здесь одну из первых
толстовских общин, состоявшая из пяти интеллигентов. Однако община людей, не
приспособленных к труду на земле и предполагавших, что крестьянский труд - это
бесконечный праздник, поражённых тщеславием от мысли об оказываемой будто бы
ими помощи человечеству, а на самом деле неспособных переносить наималейшие
немощи друг друга, потерпела полный крах и рассыпалась. Однако Новосёлов не
сразу расстался с толстовством и участвовал вместе с толстовцами в помощи
голодающим Рязанской губернии в 1891-1892 годах.
Одной из причин прекращения
Новоселовым отношений с Толстым была ненависть последнего ко Христу. Это, а
также собственные размышления о вере и укоры совести подвигли Михаила
Александровича на более глубокие раздумья о Боге и о путях спасения души, о
смысле человеческой жизни, и в конце концов вернули его в Церковь. Этому способствовала
дружба с В. С. Соловьевым. Михаил Новоселов был автором "Открытого
письма" Толстому, в котором, в частности, говорилось:
"Служить вы хотите не Господу,
Которого знает и признает вселенское христианство... а какому-то неведомому
безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать
к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего".
Разойдясь с Толстым, М. А. Новоселов
прервал с ним всякое общение. Последнее в жизни письмо из Оптиной пустыни было
написано Л. Н.Толстым М. А.Новоселову. Михаил Александрович не успел уже на
него ответить, но много позже говорил, что "наверное, и не ответил бы,
если бы даже Л.Н.Толстой остался жить".
Михаил Александрович с жадностью стал
изучать святоотеческие письменные источники, устремился и к живым носителям
благодати Духа Святого: он сблизился с отцом Иоанном Кронштадтским и старцами
Зосимовой пустыни. Его духовником стал зосимовский игумен Герман (Гомзин).
Михаил Александрович участвовал в
Религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов. Являлся автором статей на церковные
темы, публиковался в "Миссионерском обозрении" и "Церковных
ведомостях".
|
Михаил Новоселов. начало XX века
|
В 1902 году он опубликовал брошюру
"Забытый путь опытного Богопознания". Этим выпуском началось издание
М. А. Новоселовым "Религиозно-философской библиотеки" (РФБ), в
которой публиковались многие известные российские православные мыслители
(многие из книг серии были написаны самим Новоселовым или при его участии).
Главной целью РФБ было привлечь внимание к великим духовным сокровищам, добытым
святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства. Издательская
деятельность Новосёлова продолжалась до 1917 года. Всего им было выпущено 39
книг. Кроме того, было выпущено около 20 книг, посвященных более специальным
вопросам, а также листки "Религиозно-философской библиотеки",
выходившие двумя сериями: первая состояла из писаний святых отцов, а вторая,
рассчитанная на интеллигентного читателя, содержала размышления о вере и
религиозной жизни выдающихся русских писателей и учёных.
В 1905 году М. А. Новоселов выступал
противником планов поспешного избрания Патриарха, сторонником проведения собора
Российской Православной Церкви, а для его подготовки — образования Соборного
подготовительного Совещания из нескольких епископов, представителей духовенства
и мирян.
В 1905 - 1918 годах участвовал в
работе Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева.
В 1907 году организовал в Москве
православный "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной
Христовой Церкви". В состав кружка входили его ближайшие друзья -
священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель, а также Ф. Д. Самарин, В. А.
Кожевников, С. Н. Булгаков, П. Б. и С. Б. Мансуровы, Н. Д. Кузнецов, Ф. К.
Андреев. По словам В. В. Розанова,
"Суть связи этого кружка — личная
и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как
можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею
жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти
старейшего между ними, Михаила Александровича Новоселова, "авва
Михаил". И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и
милого М.А.Новоселова ученостью и вообще "умными качествами", но, тем
не менее, чтут его, "яко отца", за ясный, добрый характер, за чистоту
души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его".
Кружок обычно собирался по четвергам
("новоселовские четверги") на квартире Михаила Александровича,
который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя. Главное, что
отличало этот кружок - его строго церковное направление. Он пользовался
покровительством ректора МДА еп. Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся
старцами Зосимовой пустыни. Основной идеей кружка была мысль, что изменить
жизнь к лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и
Св.Предания. Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать
идею соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый
характер. За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый
характер его называли в Москве "белым старцем".
В 1912 году Михаил Александрович был
избран почётным членом Московской духовной академии. В течение ряда лет он был
также членом Училищного совета при Святейшем Правительствующем Синоде.
Михаил Александрович был активным
участником Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа,
председателем совета которого был Фёдор Дмитриевич Самарин. Братство занималось
широкой благотворительной и просветительской деятельностью. На его собраниях
читались доклады на актуальные темы религиозной и духовной жизни, не раз с
докладами выступал в них и Михаил Александрович. В начале XX века нравственное
и религиозное состояние общества всё более ухудшалось. Одним из признаков этого
многие представители образованных слоёв общества считали личность Григория
Распутина. В 1912 году Михаил Александрович выпустил обличающую Распутина
брошюру "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912),
которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос
Москвы" была оштрафована за публикацию выдержек из нее.
Новоселов также написал ряд работ в
защиту Имяславия.
После 1916 году он занял профессорскую
кафедру классической филологии в Московском университете.
Входил в состав Отдела о
духовно-учебных заведениях Поместного Собора Русской Православной Церкви
1917-1918 годов.
В 1918 году был членом Временного
Совета объединенных приходов города Москвы. В феврале 1918 года Советом
объединенных приходов г.Москвы была выпущена листовка, призывающая верующих
защищать храмы от посягательств богоборческой власти.
Михаил Александрович предоставил свою
квартиру для занятий Богословских курсов, созданных весной 1918 года по
благословению патриарха Тихона, преподавал на этих курсах.
В 1920 году принял тайный монашеский
постриг с именем Марк.
С 1922 года входил в "Братство
ревнителей Православия". Из воспоминаний В. Д. Пришвиной, относящихся к
началу 1920-х годов:
"При первой встрече с ним за
столом в квартире моего институтского друга у меня было то же, что много лет
назад "толстовское" впечатление: ребенок в облике молодого старика.
Ему не было тогда и 60 лет, но из-за седой его бороды и из-за моей собственной
юности я его сразу отнесла к старикам. На свежем лице светились мыслью и
весельем голубые глаза. Юмор не изменял "дяденьке" (так звала его вся
Москва) в самые тяжкие минуты жизни. Если бы мне поставили задачу найти
человека, ярко выражающего русский характер, я бы без колебания указала на
Михаила Александровича. Был он широко сложен, но благодаря воздержанной жизни
легок и подвижен. От природы он был одарен большой физической силой и в
молодости славился в Туле как кулачный боец, о чем любил с задором
рассказывать. В его существе разлита была гармония физической и нравственной
одаренности, без тени болезни и надрыва. Шла ему любовь к цветам, к природе, к
красивым вещам, которые он не приобретал, не хранил, но умел ими любоваться...
Около М.А. все оживлялось, молодело, дышало благожелательством и бодростью, как
будто в своей бесприютной, нищей и зависимой ото всех жизни он все-таки был ее
господином и повелителем... Большая квартира Михаила Александровича походила
скорее на книжный склад"
Новоселов боролся с "Живой
Церковью". Он рассылал доступно изложенные послания к мирянам и
духовенству, направленные против обновленчества. Эти послания переписывались и
распространялись добровольцами в разных концах страны.
11 июля 1922 года ОГПУ произвело на
квартире Новосёлова обыск, предполагая арестовать его по обвинению в
антисоветской деятельности. Однако Михаила Александровича тогда не было дома.
12 августа 1922 года он был арестован
и до 19 марта 1923 года находился под арестом. Дело против него было прекращено
в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был
изъят лишь орден Святого Станислава). 19 марта 1923 года дело было прекращено и
сдано в архив. После освобождения из-под ареста М. А. Новоселов уехал в Вышний
Волочек, где и поселился, жил на нелегальном положении. Затем проживал в Москве
и под Москвой на нелегальном положении у разных друзей, не сняв бороды, хотя
она и выдавала его.
В 1922-1927 годы он написал свое
основное сочинение - "Письма к друзьям", посвященные актуальным
вопросам церковной жизни.
По сообщению ряда источников, в 1923
году он был тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором
(Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским).
Однако по имеющимся сведениям, еп. Серафим с 12 декабря 1922 года был под
арестом, затем - в ссылке, откуда освободился лишь в 1925 году.
После опубликования в июле 1927 года
декларации митрополита Сергия среди церковных людей начались смущения и
смятения; стало известно, что некоторые архиереи отошли от митрополита Сергия,
в частности, митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), епископ Гдовский
Димитрий (Любимов), к ним присоединились митрополит Ярославский Агафангел
(Преображенский) и архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). С последним
Новосёлов был хорошо знаком. Вскоре и он присоединился к этому церковному
движению и как человек, пользовавшийся безупречной нравственной репутацией,
стал одним из авторитетных его членов. В этот период он принял активное участие
в обсуждении церковных вопросов среди духовенства и церковной интеллигенции.
Вместе с протоиереем Федором Андреевым он составил обращение к заместителю
патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением
изменить церковно-политический курс.
Из воспоминаний В.Д.Пришвиной (1929):
"Вокруг шли аресты священников и
мирян, не признававших митрополита Сергия. Михаил Александрович приходил к нам
усталый, грустный. Люди, дававшие ему кров, начинали его побаиваться... Вокруг
исчезали все лучшие... Я спросила Михаила Александровича: "Как нам быть,
если не останется священников старого посвящения?" - "Не надо
создавать новый раскол, - ответил Михаил Александрович. - У нас единая Церковь,
внутри которой ведется борьба. Если никого не останется - идите с ними, только
не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного
Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже
Сам Господь".
Бывая в Москве, Михаил Александрович
ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года
неподалёку от храма он был арестован, заключён сперва в тюрьму ОГПУ, а затем в
Бутырскую.
Из обвинения:
"Руководитель антисоветских
церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий
своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к
"мученичеству".
17 мая 1929 года Особым Совещанием при
Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам заключения "в местах, подведомственных
ОГПУ", то есть в закрытых тюрьмах со строгим режимом содержания. 23 мая он
был доставлен в Суздальский политизолятор, а 25 июня отправлен в Ярославский
политизолятор ОГПУ. Как особо опасный "элемент", находился не в
лагере, а в тюрьме (политизоляторе) в одиночном заключении.
7 августа 1930 года привлечен в
качестве обвиняемого к новому делу как "активный участник
церковно-политического центра всесоюзной к/р организации
"Истинно-Православная Церковь" и для проведения допросов был
этапирован в тюрьму ОГПУ в Москве. Следствие длилось около года. Был обвинен в
том, что "играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства,
оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому)".
Из обвинительного заключения:
"На протяжении ряда лет являлся участником
"Церковно-Политического Центра" всесоюзной к/р организации
"Истинно-Православная Церковь", находился на нелегальном положении.
По поручению этого центра вместе с реакционными церковниками в Ленинграде
создал "Всесоюзный церковно-административный центр" этой организации
и руководил последним по заданиям центра в к/р направлении, требуя от
организации активной к/р деятельности. Разъезжая систематически по периферии,
создал ряд филиалов этой организации — в Твери, в Серпухове и в ряде других
местностей и направлял их к/р деятельность. Составлял контрреволюционные
документы и руководил их распространением".
3 сентября 1931 года был приговорен к
8 годам лишения свободы, считая срок с 23 марта 1929 года.
В сентябре 1931 года был отправлен в
Ярославский изолятор. Условия, в которые он был
|
Михаил Новоселов |
помещен, оказались настолько
тяжелы, что он стал ходатайствовать, чтобы его перевели в одиночку, но
ходатайство было отклонено, и 25 сентября он написал новое заявление, прося,
чтобы его поместили, хотя бы на время, в соседнюю камеру, тем более что
сидевший в ней заключённый не был против. Это ходатайство было удовлетворено. С
середины 1930-х годов положение заключенных в тюрьмах резко ухудшилось, и сама
ярославская тюрьма стала называться тюрьмой НКВД особого назначения, что повлекло
и ужесточение условий содержания в ней.
23 марта 1937 года у Новосёлова
заканчивался срок заключения, однако уже 7 февраля без какого бы то ни было
дополнительного рассмотрения дела Особое Совещание при НКВД приговорило его к
трём годам тюремного заключения. 25 февраля об этом решении было сообщено
Михаилу Александровичу. Для придачи этому приговору видимости законности НКВД
направил ходатайство об утверждения приговора во ВЦИК, и 3 марта приговор был
утверждён. Для отбытия нового срока заключения Новосёлова из ярославской тюрьмы
перевели в вологодскую, куда он прибыл 29 июня 1937 года.
В вологодской тюрьме он был обвинен в
"систематическом распространении среди сокамерников клеветнических
сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью
вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил
и продолжение борьбы в условиях тюрьмы".
17 января 1938 года тройка НКВД
приговорила Михаила Александровича Новосёлова к расстрелу.
Расстрелян 20 января 1938 года в
вологодской тюрьме. Погребен в общей безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников
и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в
августе 2000 года
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13673610.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий