15 марта, 2021

Новомученики Тверские, март

По дороге к храму преподобного Иосифа Волоцкого в Сахарово стоит часовня в честь новомучеников и исповедников Тверских.    

Это сообщение о Российских новомучениках, связанных жизнью с Тверской  землей, и память которых приходится на март.

предыдущая страница                                                                        


Мученик Андрей Гневышев
прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 07 марта (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских
и соборе Архангельских святых
Житие мученика Андрея Гневышева    читать


Преподобномученик Филарет (Пряхин) игумен
причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года
(часть жизни святого связана с тверской землей)
 07 марта (н.с.) - день памяти святого , в Соборах Кемеровских и Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие преподобномученика Филарета (Пряхина) игумена   читать


Мученик Сергий Бородавкин
прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 08 марта (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие мученика Сергия Бородавкина    читать


Священномученик Алексий Никольский, пресвитер
прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(часть жизни святого связана с тверской землей)
 08 марта (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Алексия Никольского, пресвитера    читать
Дополнительные сведения   читать


Священномученик Николай Дмитров, пресвитер
прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
  канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии 19 сентября 1999 года.
(жизнь святого связана с тверской землей)
 08 марта (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Архангельских Святых, в Соборе Соловецких Святых, как местночтимый в Соборе Тверских святых и Белорусских Святых.
Житие священномученика Николая Дмитрова, пресвитера    читать


Преподобномученик Мардарий Исаев, иеромонах
прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(часть жизни святого связана с тверской землей)
 18 марта (н.с.) - день памяти святой в Соборе Новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых.
Житие преподобномученика Мардария Исаева, иеромонаха    читать


Священномученик Михаил Маслов, пресвитер
прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года
(часть жизни святого связана с тверской землей)
 22 марта (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Михаила Маслова, пресвитера    читать



Священномученик Алексий Виноградов, пресвитер
причислин к лику Святых Новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви 2000 года
(жизнь святого связана с тверской землей)
 28 марта (н.с.) - день памяти святого в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.
Житие священномученика Алексия Виноградова, пресвитера    читать

      ⏬ читать жизнеописания  святых новомучеников

Житие мученика Андрея Гневышева
22 февраля (07 марта)
Мученик
Андрей Гневышев

Андрей Иванович Гневышев (1872 - 1941), староста Никольского храма в Бежецке, мученик
Память 22 февраля, в Соборе Архангельских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 3 августа 1872 года в городе Бежецке в семье купца, занимавшегося торговлей мучным товаром и для этой цели арендовавшего в городе лавку. Андрей Иванович наследовал занятия отца и занимался торговлей льняным семенем, льноволокном, став со временем крупным специалистом в этой области. Не оставляя своего торгового дела, он служил сортировщиком во французской фирме «Эрнест Маке», имевшей его своим представителем в Бежецке.


В Первую мировую войну был призван на фронт рядовым. После революции все его имущество: склады, лавки и дома – было отобрано властями. Дом, в котором он жил с женой, сгорел во время пожара в 1921 году, и Андрей Иванович выстроил на этом же месте новый, но его впоследствии отобрали власти, и ему пришлось снимать квартиру. Андрей Иванович, впрочем, никогда не жалел о потере имущества – Бог дал, Бог и взял. К 1937 году у него осталась лишь лошадь с зимней и летней упряжью, что позволило ему работать возчиком в государственном учреждении.
Глубоко верующий человек, Андрей Иванович был старостой в Никольском храме в Бежецке, где в то время служил викарий Тверской епархии, епископ Бежецкий Григорий (Козырев); с ним и с его братьями-священниками Андрей Иванович имел давние дружеские отношения.
3 ноября 1937 года заместитель начальника Бежецкого отдела НКВД составил справку на арест Андрея Ивановича, где говорилось, что тот принадлежал «к церковной контрреволюционной группировке из числа бывших торговцев и монахинь»
В ночь на 3 ноября Андрей Иванович был арестован, заключен в бежецкую тюрьму и сразу допрошен.
– Расскажите следствию, с кем вы из бывших торговцев и лиц духовного звания имеете знакомство и поддерживаете связи.
– В настоящее время я ни с кем из бывших торговцев или священнослужителей знакомства и связей не имею. В прошлом, примерно году в 1932-1933, я один раз был приглашен на именины к епископу Григорию Козыреву. Иногда я бывал на квартире у епископа Григория по церковным вопросам...
– Расскажите, какие вами и присутствующими на именинах у Козырева велись разговоры.
– За время моего присутствия разговоров на политические темы или об отношениях Церкви и государства не было.
– Следствие располагает данными, что вы, будучи на одном из собраний духовенства, говорили о нерентабельности колхозов и возмущались режимом советской власти. Признаете ли вы себя в этом виновным?
– Виновным себя в этом не признаю, подобных мыслей против колхозов или советской власти не высказывал.
– Известно ли вам, где находятся в настоящее время Григорий Козырев и его братья Иван и Василий?
– До моего ареста я слышал... что епископ Григорий Козырев и его братья Иван и Василий арестованы органами НКВД; за что – для меня неизвестно.
– Следствием установлено, что вы, находясь на квартире Григория Козырева во время его именин, а также и во второй раз во время его юбилея в 1935 году, вели разговор контрреволюционного характера, направленный против советской власти. Расскажите, какой разговор антисоветского характера вы вели против советской власти.
– Это я отрицаю. Никакого контрреволюционного разговора, направленного против советской власти и партии, мы не вели.
– Следствием установлено, что вы в августе 1937 года... в церкви среди населения выражали ярую злобу по адресу советской власти, проповедуя о невыносимой жизни в Советском Союзе, и угрожали крестовым походом папы Римского. В этом вы себя виновным признаете?
– Нет, это полностью отрицаю и заявляю, что этого я не говорил никогда.
– Следствие последний раз от вас требует правдивых показаний о вашей контрреволюционной деятельности.
– Заявляю, что я вообще рассказывать следствию о контрреволюционной деятельности не буду, так как я ее никогда не проводил.
27 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Андрея Ивановича к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
После смены руководства НКВД и расстрела главы НКВД Ежова, жена Андрея Ивановича, Антонина Ивановна, стала хлопотать об освобождении мужа, но приговор был оставлен без изменений.
Скончался 7 марта 1941 года в Каргопольлаге Архангельской области и был погребен в безвестной могиле.
Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/26657.html


Житие преподобномученика Филарета (Пряхина) игумена
22 февраля (07 марта)
Преподобномученик
Филарет (Пряхин)

Филарет (Пряхин), в схиме Серафим (1880 - 1942), схиигумен, преподобномученик

Память 22 февраля, в Соборах Кемеровских и Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

 В миру Пряхин Иван Трофимович, родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Трофима и Марины Пряхиных. Два его младших брата умерли до его рождения. По просьбе матери псаломщик Введенской церкви с. Чулково с раннего возраста стал обучать Ивана грамоте. До 17 лет Иван жил с родителями, помогая им в хозяйстве.

 В 1899 году поступил в Пронский Преображенский монастырь, к декабря того же года зачислен послушником. Монастырь находился в двух верстах от г. Пронска, на реке Прони. Основным послушанием Ивана было пение на клиросе, в остальное время он трудился на различных хозяйственных работах: в хлебопекарне, в просфорне, в столярной мастерской.

 21 апреля 1913 года был пострижен в монашество с именем в честь прав. Филарета Милостивого, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха.

 По благословению духовника он по несколько недель проводил в святых местах: в Киево-Печерской лавре, Оптиной пустыни, в Сарове. Одним из послушаний иеромонаха Филарета был крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери "Споручница грешных" по селам Рязанской губ. Выходили из обители с крестным ходом после Пасхи, возвращались поздней осенью.

 В 1919 году монастырь был закрыт, и иеромонах Филарет стал служить в Покровской церкви с. Срезнево Спасского уезда Рязанской губ. (ныне Шиловский район Рязанской области). Вскоре после 1919 года настоятель Покровской церкви о.Николай скончался, и на его место был назначен иеромонах Филарет. Богослужения на приходе он стал совершать по монастырскому уставу. Покровская церковь привлекла значительное число монашествующих из закрытых монастырей. Ежедневно при церкви находилось до 150 человек, были созданы 3 хора.

 Из ответа иеромонаха Филарета на вопросы следователя о его жизни (1931г.):

 "В Покровском храме я поместил взятую из разоренной Спасо-Преображенской обители икону "Споручница грешных". Эта икона — копия, настоящая же чудотворная икона осталась в Пронске в соборе. Копия этой иконы была по заказу монастыря написана у пронского художника. Эта икона находилась в монастыре и никаких чудес не творила. И она начала творить чудеса, когда я ее взял к себе во время разгона монастыря, во время хождения по селам и деревням. Чудеса я знаю такие, после того, как люди прикладываются, то у некоторых прекращается болезнь головы и ее больше не бывает. Архиепископ Зарайский Вениамин благословил меня ходить с этой чудотворной иконой. Я с этой иконой обошел все села округи, народ узнал это, вскоре на поклонение стали приходить паломники сами. Совершая в Срезневской церкви монастырскую службу, я для этой иконы установил праздник 29 мая по старому стилю. В этот день со всей округи стекался народ для поклонения. Монахини меня посещали, все рассеянные в округе, человек 150 и больше".

В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена архиепископом Иувеналием (Масловским).

 Игумен Филарет приезжал в Рязань по торжественным праздникам, служил там в соборе с епископом Иувеналием (Масловским). Во второй половине 1920-х часто посещал московские монастыри (Петровский, Донской и Даниловский), Киево-Печерскую лавру,

 В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что

 в селе "Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались. Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета..."

Отец Филарет видел, что власти ведут за ним пристальное наблюдение, и, зная, что повсюду идут аресты духовенства, монахов и мирян, предупреждал всех приходивших к нему в храм помолиться, что близится время его заключения. Сам он уже давно приготовился к этому, и у него всегда висел на стене мешочек с бельем.

 31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован вместе с 38 игуменами и монахами.

Игумен Филарет (Пряхин)
 Рязанская тюрьма. 1931 год

Его обвинили в "организации к/р церковно-монархической группировки из монашествующих лиц на территории Рязанского, Шиловского и др. районов, организация нелегального монастыря, ведение а/с пропаганды, начиная с 1920 г."

 Отвечая на вопросы следователя, он сказал:

 "Я находился в течение двадцати лет в Спасском монастыре... События убиения царя Николая II потрясли наш монастырь, все очень сожалели... В 1919 году разогнали наш монастырь. Имущество разграбили, а в зданиях поместили разные учреждения... Все монахи и послушники разбрелись по разным сторонам, кто куда... В то же время были разгромлены как мужские, так и женские монастыри... Все монахи и монахини поселились около церквей в церковных сторожках и были верными последователями Христа... Я являюсь врагом для советской власти, так как советская власть все время идет против Православной Церкви и религии" .

Во время пятимесячного следствия игумен Филарет претерпел ночные допросы, избиения, угрозы, содержался в холодных сырых подвалах. На допросах на вопрос об убеждениях отвечал: "Православие, Отечество, Монархия". Следователи требовали отречения от Православной веры, показаний против священнослужителей и, в первую очередь, против владыки Иувеналия (Масловского), но он на это отвечал: "Народ против власти не настраивал, но сам постоянно молил Бога о даровании победы над супостатами и врагом считал каждого, кто идет против веры".

 9 октября 1931 года был приговорен к 10 годам ИТЛ, 12 ноября 1931 года Коллегия ОГПУ сократила срок до пяти лет заключения в концлагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

 После окончания срока заключения отец Филарет в 1936 году вернулся в Рязань, пришел к архиепископу Иувеналию (Масловскому), и тот посоветовал ему уехать из города, где его могут снова арестовать, и отправиться в Тверь, где он, как человек новый, будет не столь заметен для местных властей, и там ему будет спокойней. Игумен Филарет выехал в Тверь, где познакомился со о. Иоанном Ерошкиным, священником единоверческого храма – второго из незакрытых тогда храмов города, тот помог ему найти в городе квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику, жившему в селе Трубино Медновского района Тверской области. Пока отец Филарет жил в Твери, он посещал храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где тогда служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его ареста и закрытия храма отец Филарет приезжал из села Трубино в Тверь помолиться в последний незакрытый храм города, располагавшийся на Волынском кладбище, где служил сменивший арестованного архиепископа Фаддея епископ Палладий (Шерстенников).

 В 1938 году епископ Палладий предложил игумену Филарету занять освободившееся место священника в селе Конаково, куда он тут же отправился, но конаковские власти отказались выдать ему регистрацию, и он возвратился в Трубино.

 По некоторым данным, игум. Филарет принял схиму с именем Серафим.

 В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон Христофор и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь.

 Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки.

 - В чем конкретно вы признаете себя виновным согласно предъявленному вам обвинению? – спросил следователь отца Филарета.

- Я признаю, что владыке Палладию я высказывал антисоветские измышления, обвиняя советскую власть в притеснении религии и гонении на духовенство, называл советскую власть властью антихриста. Участником антисоветской церковно-монархической группировки я никогда не был и в этом себя виновным не признаю. Никаких советов и указаний... церковникам о проведении антисоветской деятельности я не давал и указаний давать такие советы ни от кого не получал. Владыка Палладий никаких антисоветских поручений мне не давал, и о том, что он является руководителем антисоветской группировки, я до очной ставки с ним не знал. Кроме Палладия, я никому и никогда своих антисоветских настроений не высказывал. Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю.

4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Филарета к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

 Скончался от гриппозного воспаления легких, порока сердца и кахексии 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

 2 августа 1989 года был реабилитирован прокуратурой Рязанской обл. по 1931 году репрессий.

 Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года

 Источники:   https://drevo-info.ru/articles/13678208.html


Житие мученика Сергия Бородавкина
23 февраля (08 марта)
Мученик
Сергий Бородавкин

Сергей Матвеевич Бородавкин (1878 - 1938), староста храма, мученик.

Память 23 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился 29 декабря 1878 года в городе Красный Холм Тверской губернии.

Окончил городское училище. Он был купцом первой гильдии и почетным гражданином города. До революции занимался торговлей мануфактурой и бакалеей, а также заготовкой яиц для отправки за границу – в сезон набиралось до тридцати вагонов. Он имел свои магазины в Санкт-Петербурге и в Красном Холме и сто десятин земли. Вскоре после большевистского переворота все его имущество было конфисковано.

В 1930 году был арестован в г. Красный Холм и приговорен к двум годам ссылки, по окончании которой вернулся в родной город и стал старостой в храме.

16 февраля 1938 года был вновь арестован и сразу же допрошен.

– Назовите ваши связи в Краснохолмском районе, а также и вне района.
– В городе Красном Холме я имею сестру Антонину Матвеевну Комендантову, и вне Краснохолмского района я имею брата Василия Матвеевича Бородавкина, проживает в городе Ярославле, но где он работает, я сказать не могу, так как с ним переписки никакой не имею.
– Дайте следствию показания о проводимой вами антисоветской агитации среди населения в Красном Холме.
– Какой-либо антисоветской агитации я среди населения в Красном Холме не вел и виновным себя в этом не признаю.
6 марта тройкой при УНКВД по Калининской обл. приговорен к расстрелу.

Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

15 апреля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Тверской области.
В августе 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве для общецерковного почитания.

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/17193.html


Житие священномученика Алексия Никольского пресвитера
23 февраля (08 марта)
Священномученик 
Алексий Никольский
пресвитер

Алексий Иванович Никольский (1877 - 1938), протоиерей, священномученик.
Память 23 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Никольского, служившего в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба. Впоследствии отец Иоанн был назначен в храм Рождества Богородицы в селе Льялово Московского уезда.
В 1892 году Алексей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1898 году – Вифанскую духовную семинарию, а в 1902 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
C 1902 года служит помощником ректора Тверской духовной семинарии.
В 1903 г. совершил паломническую поездку на Святую Землю в составе группы студентов.
Алексей Иванович следил за литературой, знал историю, был хорошим собеседником, обладал хорошими манерами. Он был остроумен, весельчак, первый танцор. Ему ничего не стоило приехать из Твери на бал в Благородном собрании в Москве и ночью выехать в Тверь, чтобы к утру быть на работе. Дамой его на этих балах бывала красивая, изящно одетая двоюродная сестра.
Впоследствии - преподаватель в Рославльском духовном училище, помощник секретаря и член правления "Общества во имя свт.Тихона для вспомоществования бедным".
В 1904 г. женился на Анне Николаевне Копьевой, младшей из двух дочерей известного протоиерея, настоятеля церкви Спаса Преображения в Наливках, строителя православных церквей в Польше и Финляндии. Алексей отказался от представительной и уважаемой должности и решил принять священнический сан.
В том же 1904 году был рукоположен во священника. Попросил направить его служить не в городской, а в сельский храм, сам объехал множество подмосковных церквей и остановился на с. Троицкое-Кайнарджи и стал настоятелем Троицкого храма в этом селе.
Отец Алексий хотел сплотить прихожан и поднять авторитет церковнослужителей, которых одна часть русского общества третировала как малоразвитых, а другая - завидовала им, как мнимо богатым. В Троицком о.Алексия очень уважали, любили, считались с ним, причем это были люди не только простые, но и интеллигенция. О.Алексий устраивал службы по образцу старинных, например, - длинную всенощную с перерывами для отдыха и раздачей хлеба для подкрепления сил. Он переписывался и уделял много внимания беседам с такими лицами как профессора: Ушаков, Некрасов, Строганов.

Был хорошим проповедником, причем в проповедях знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. С 1907 года преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище.
После революции 1917 года семья о. Алексия бедствовала. Кто-то из прихожан подарил ему корову, крестьяне выделили часть поля под покос и посадки картофеля, землю для огорода. Священник с матушкой управлялся по хозяйству с помощью сына и двух дочерей-подростков.
В 1921 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей о.Алексий уговорил приехавшую комиссию принять церковное серебро на вес, и пока приезжие пили чай, а затем играли в футбол на лужайке перед храмом, посланные батюшкой доверенные люди обошли всех знакомых, и было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего - церковная утварь была спасена.
Популярность о.Алексия с годами возрастала, и это, конечно, раздражало районные власти, а чинимые ими утеснения (отняли картофельное поле, лишили доли в деревенском покосе и т.д.) только увеличивало всеобщее сочувствие к нему.

Протоиерей Алексий Никольский

В 1929 г. исполнилось 25 лет служения о.Алексия в Троицком храме. Он был награжден митрой и не удержался от устройства торжества при ее вручении: депутации с поздравлениями приехали со всей округи. А перед тем было поднятие колокола - о.Алексий привез его из подлежавшей сносу церкви. Один из друзей батюшки, юрист, увещевал его «не слишком громко звонить».
В конце 20-х годов в соседней деревне Фенино открыли избу-читальню; присланный из Москвы комсомолец-избач повел себя нагло: не только насмехался над «предрассудками» селян, но начал приставать к местным девушкам. Местные ребята за это его раза два отколотили. Как-то раз, когда отец Алексий ночью проходил по деревне (видимо, его позвали к кому-то для исполнения срочной требы), в кустах раздался выстрел. Хотя отец Алексий шел в полном одиночестве, наутро местным властям о происшествии стало известно, и батюшку стали обвинять в подстрекательстве на убийство избача.
В 1930 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки.
В начале 1931 г. был выслан на лесоповал на реке Пинеге под Архангельском. В 1932 г. его перевели в д. Ваймуша на Обозерский лесопункт, где сконцентрировали высланное духовенство.
О.Алексий подружился в ссылке со своим напарником, священником из Весьегонска. Их поселили в крохотной комнатушке при домике, отведенном группе ссыльных монахинь. Плотно закрыв окна и двери, священники и монахини смогли совершать тайно церковные службы. Им удалось совершить службы Страстной Седмицы и Пасхи.
В 1933 г. был освобожден без права проживания в Московской области. За это время матушку с детьми лишили прописки в Московской области, выселили из дома и отобрали все имущество. Они приютилась у знакомых.
Был возведен в сан протоиерея, получил назначение под Весьегонск в с. Малое Фоминское и занялся ремонтом церкви, закрытой из-за ареста священника. Матушке Анне Николаевне помогли купить домик в с. Малое Фоминское.
16 февраля 1938 года отца Алексия вызвали в райцентр «для проверки паспорта», где он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в городе Весьегонске.
На следующий день были допрошены два свидетеля-родственника, бригадиры колхозов "Знамя труда" и "Новый путь". В начале февраля один из них похоронил жену, и по этому случаю они оба оказались в церкви. В этот день хоронили еще двух стариков. Бригадиры показали, что отец Алексий во время отпевания сказал:
"Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посещала... При советской власти стало много умирать народа, люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь".
Также один из них показал, что когда в селе умер заместитель председателя колхоза, то его жена хотела после так называемой «гражданской панихиды» отпеть его в храме, но отец Алексий на это сказал: "Я его отпевать не буду, он не наш, Бога не признавал и в церковь не ходил".
В этот же день был допрошен и отец Алексий. На вопрос о том, кого он знает из священников, отец Алексий ответил, что знает только одного священника, с которым был в ссылке и которому исполнилось уже семьдесят лет и он в храме не служит. Следователь потребовал от него, чтобы он рассказал о своей антисоветской деятельности, и напомнил ему случай, о котором поведали свидетели.
Отец Алексий на это ответил:
"В первых числах февраля 1938 года мне пришлось одновременно отпевать трех покойников. Во время отпевания я произнес коротенькую проповедь, в которой выразил верующим свое удивление, что в один день приходится отпевать троих, раньше такие случаи были редки, и я призвал к покорности воле Божьей колхозников. Антисоветской агитации я не вел".
22 февраля 1938 года следствие было закончено, и 6 марта тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.     
 Отец Алексий был высокий, худой, рыжеватый, борода в мелких завитках, грустные проницательные глаза, всегда возвышенно-простой, невозмутимо спокойный. В домашней обстановке он был мягкий, но уверенный руководитель и наставник, обожаемый всей семьей
27 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1938 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве.

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/17185.html




Житие священномученика Николая Дмитрова, пресвитера
23 февраля (08 марта) 
Священномученик 
Николай Дмитров
пресвитер

Николай Лаврович Дмитров (1878 - 1938), протоиерей, священномученик.
Память 23 февраля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Тверских святых.
Родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению.
В 1900 году окончил Московскую духовную семинарию и стал работать учителем в селе Кунцево.
В начале XX века в селе Завидове Тверской губернии служил священник Николай Розанов. В 1900-х годах он тяжело заболел, его разбил паралич, и приход остался без второго священника. Старшая его дочь, Екатерина, училась в то время в гимназии, где преподавательницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова. Зная о намерении Николая принять сан священника и о том, что отец Екатерины безнадежно болен, она познакомила их. Екатерина Николаевна дала согласие на брак, но попросила отложить венчание на год, так как мечтала стать учительницей, а для этого надо было окончить гимназию. Венчание их состоялось в 1908 году.
В 1909 году был рукоположен во священника в храме Христа Спасителя в Москве, был направлен служить в церковь села Завидова Тверской епархии.
В селе Завидове до революции было два храма – зимний и летний, с престолами Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика. В приход входили село Завидово, в котором было несколько сотен дворов, и окружающие его деревни, некоторые из них отстояли от храма на двадцать пять верст.
Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, уже когда советская власть отобрала у него лошадь, он шел пешком в дальние деревни за двадцать пять километров причастить больного.

Протоиерей Николай Дмитров с супругой


У отца Николая с супругой родилось четверо детей, которых священник старался воспитывать в
любви к Богу и Церкви, учил их поститься, с любовью и терпением относиться ко всем. Кроме священнических обязанностей, отцу Николаю приходилось исполнять и крестьянские работы, на которые он всегда брал детей, особенно на покосы. Они выходили косить рано утром, и часто бывало, что отец Николай, завидев в поле одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей. Она не управится». И они шли и помогали. В селе Завидове крестьяне почитали отца Николая за простоту в общении, за то, что он, сам будучи небогат и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помощи и, если не имел возможности помочь деньгами, то помогал своим трудом, принимая участие то в крестьянской работе, то в починке дома.

Когда приходили нищие, священник всегда приглашал их за стол. Эту любовь к нищим усвоили и дети, и, бывало, завидев нищего, они брали что-нибудь из дома и бежали, чтобы подать. А отец Николай говорил: «Что ж, можно было и больше подать. Еще что-нибудь взять».
Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить ветхую хибару, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и уплатить налоги, которые с каждым годом власти все увеличивали. Власти неоднократно пытались уговорить отца Николая оставить служение в храме и отказаться от сана. В обмен они обещали отменить непосильные налоги. Продолжались эти уговоры в течение нескольких лет, но исповедник в ответ говорил всегда одно и то же: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».
В годы гонений он был возведен в сан протоиерея.

В 1930 году власти арестовали второго завидовского священника, протоиерея Григория Раевского, и потребовали от отца Николая лжесвидетельства против собрата, но он отказался, сказав:
– Священник Григорий Григорьевич Раевский ничем себя против советской власти не проявлял.
– За что же он подвергался аресту?
– Аресту он подвергался Клинскими органами, просидел он шестьдесят два дня; возвратившись, за что сидел, не сказал. Больше мне ничего о нем не известно. Какие еще слова он говорил в проповедях, кроме хороших, мне неизвестно.
В 1932 году власти потребовали от отца Николая, чтобы он за три месяца напилил и сдал сто пятьдесят кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, помочь было некому, и пожилой священник не в силах был в одиночку выполнить это задание, а за неисполнение ему грозило тюремное заключение. Отец Николай написал жалобу, чтобы задание было отменено, местные власти отказали, но уменьшили норму вдвое.
В 1933 году арестован за "неуплату налогов" и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере.
После отбытия заключения о. Николай вернулся служить в Завидово. После возвращения из заключения в его доме нашел приют и о. Григорий Раевский, с которым он проходил по одному делу. После смерти жены о. Григория, о. Николай взял в свою семью их дочь, свою крестницу Нину, ее он опекал и после ареста о. Григория в 1937 году.
Ночью 8 февраля 1938 года он был арестован. Он в то время тяжело болел. Собирала и провожала его супруга Екатерина. Несмотря на болезнь, отец Николай был духовно бодр, уговаривал супругу не унывать, не отступаться от Церкви и веры, никогда и ни при каких условиях не сдаваться.
На следующий день отец Николай был допрошен.
– Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным?
– Виновным себя не признаю, контрреволюционную агитацию я не проводил.
– Скажите, почему же вы, считая себя невиновным, подготовились к аресту, еще в 1930 году собрали чемодан с бельем и другими вещами, что обнаружено у вас при обыске?
– Уже с 30-го года мне было известно, что меня арестуют, и я подготовился к аресту, в 1937 году я специально закупил себе нательного белья, так как предполагал, что меня должны арестовать.
– Если вы предполагали, что вас должны арестовать, значит, вы чувствовали себя виновным?
– После того, как арестовали псаломщика нашей церкви, мы с матушкой начали закупать нательное белье для меня, на всякий случай.
– Следствие настаивает давать откровенные показания о проводимой вами контрреволюционной деятельности.
– Контрреволюционной деятельностью я не занимался.
На этом допрос был закончен. 6 марта тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. приговорила отца Николая к расстрелу.
8 марта 1938 года был расстрелян в тверской тюрьме и погребен на одном из городских кладбищ в безвестной общей могиле.
В 1956 году супруга о. Николая подала прошение властям о реабилитации мужа, и те стали вызывать завидовских крестьян для опросов. Все они перед лицом властей показали, что священник пользовался огромным уважением и любовью крестьян и никакой антигосударственной агитации не проводил. Священник был реабилитирован по 1938 году репрессий.
19 сентября 1999 года был канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии.
В августе 2000 года причислен к лику новомучеников российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве для общецерковного почитания.

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/17189.html


Житие преподобномученика Мардария Исаева иеромонаха
05 (18) марта
Преподобномученик
Мардарий Исаев
иеромонах

Мардарий (Исаев) (1886 – 1938), иеромонах, преподобномученик
Память 5 марта, в Соборах Ростово-Ярославских святых и Новомучеников и Исповедников Российских
Родился 4 января 1886 года в деревне Савостино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье.
В миру Михаил Исаевич Исаев.
Окончив 3 класса сельской школы, он до двадцати четырех лет жил вместе с родителями.
В 1919 году поступил в Желтиков монастырь в городе Твери и был пострижен в монашество с именем Мардарий.

В 1922 году он был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского.
Служил псаломщиком в соборе в городе Рыбинске.
Был иподиаконом у епископа Гервасия (Малинина) в Рыбинске.
В 1924 году рукоположен во иеродиакона, а в 1925 – во иеромонаха и направлен служить в храм в село Федорицкое Мологского района Ярославской области.
В 1929 году стал настоятелем храма в селе Деревеньки Угличского района.
Во время служения в Ярославской епархии сблизился с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), который с 1924 по 1926 год в связи с арестом митрополита Агафангела (Преображенского) фактически управлял Ярославской епархией.
Иеромонах Мардарий по приезде на приход не стал искать на новом месте удобств, устроив себе келью в не приспособленной для постоянной жизни баньке на окраине села.
Впоследствии, когда ОГПУ вызвало одного из священников, чтобы он охарактеризовал иеромонаха, тот сказал:
«В личной жизни иеромонах Мардарий представляет из себя монаха-аскета, строго исполняющего предписания монашеской жизни, преданного церковности, весьма аккуратного и истово совершающего богослужения, и при этом очень часто, в сравнении с... окружающим духовенством. Его богослужение привлекает массу богомольцев. Проповедей иеромонах Мардарий не произносил, но духовные наставления давал на исповеди, вот почему его авторитет как духовника и духовного руководителя среди его последователей был очень велик. Исповедь его была очень продолжительная, и в этом отношении, несомненно, он оставил далеко позади всех своих сослуживцев-священников. В этой исповеди причина его популярности»
Многие священники были тогда уже арестованы, и иеромонах Мардарий оказывал им материальную помощь через их родственников. Сам он во время служения в селе Деревеньки по многочисленности своей паствы ни в чем не нуждался и щедро помогал другим. Отца Мардария верующие полюбили за его кроткий и смиренный нрав. Увидев в нем человека святой жизни, стремящегося к спасению, к нему стали идти все, жаждущие достичь жизни вечной.

Иеромонах Мардарий (Исаев)

Угличское викариатство распоряжением митрополита Сергия (Страгородского) вошло после
ареста в 1928 году архиепископа Серафима (Самойловича) в подчинение епископа Рыбинского Серафима (Протопопова), но в большинстве храмов за богослужением по-прежнему поминали архиепископа Серафима (Самойловича). Это продолжалось до тех пор, пока епископ Серафим (Протопопов) лично не посетил приходов. Отец Мардарий, как и многие единомышленники владыки Серафима (Самойловича), не согласился с этим назначением, считая, что оно сделано в угоду гонителям, и по прежнему в качестве своего епархиального архиерея поминал архиепископа Серафима (Самойловича). Весть об этом быстро распространилась, и в село Деревеньки стали приезжать верующие за пятьдесят километров; приезжали не только из сел и деревень, но и из городов: из Углича и Калязина, так что сельский храм, в котором службы были почти ежедневные и служились по-монастырски, был всегда полон молящихся. Видя такое стечение людей в храме, отец Мардарий стал готовиться к аресту, а чтобы по возможности отдалить его, держался сдержанно и осторожно, дабы не дать ищущим повода в чем-либо себя обвинить.

Иеромонах Мардарий был арестован в феврале 1933 года. На допросах он показал, что его посещает много верующих не только из деревень, но и из городов. Случаи бесед с крестьянами у него бывали, но бесед против коллективизации он не вел. Исповедь у него была продолжительностью пять-десять минут и проходила до начала богослужения. На исповеди он, как священник, призывал к вере в Бога и жизни по заповедям. Проповедь перед исповедью он произносил с амвона, а затем исповедовал индивидуально, но вопросов, касающихся колхозов, ему при тайной исповеди не было. Он подтвердил следователю, что действительно является единомышленником архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).
11 июня 1933 года иеромонах Мардарий был доставлен в тюрьму в город Углич. Узнав об этом, верующие отправились туда и стали хлопотать об освобождении пастыря. Уполномоченный Угличского ОГПУ заявил священнику, что он может освободить его, но только при условии, что тот покинет Угличский район. 13 июля 1933 года уполномоченный постановил освободить отца Мардария «за недостаточностью обвинения» и 17 июля взял у него расписку, что он покинет район, после чего отец Мардарий уехал в Рыбинск.
Летом 1935 года назначен служить в Георгиевскую церковь в селе Юрьевском Мышкинского района Ярославской области, и здесь возобновил истовое монастырское богослужение. Но долго это продлиться не могло.
9 января 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Мардария и заключили его в угличскую тюрьму.
Допросы продолжались в течение нескольких месяцев:

– Вам вменяется в вину, что вы, являясь священником церкви села Юрьевское Мышкинского района, на протяжении длительного периода времени занимались антисоветской агитацией и распространением среди населения провокационных слухов. Признаете ли вы себя виновным в этом? – спросил священника следователь.
– Я это категорически отрицаю и заявляю, что никакой антисоветской агитации я среди населения не вел и никаких провокационных слухов не распространял, – ответил иеромонах Мардарий.
– Следствию известно, что вы вплоть до последнего времени имели связь с церковниками, проживающими не в вашем приходе, в частности, вы имели связь с церковниками Угличского района, и в церковь, где вы служили, был большой наплыв верующих, потому что вас считали активным тихоновцем, ярым противником советской власти, и свою ненависть к существующему строю вы пытались привить тем людям, в среде которых вы вращались. Что вы скажете по существу этого?
– Никакой связи с верующими других приходов я не имел. Я вел замкнутый образ жизни. Никуда не ходил и знакомств ни с кем не имел. Единственным местом, где я встречался с верующими, была церковь, но и там я никогда не вел бесед с верующими, кроме как по долгу службы как священник. Из других районов ко мне в церковь верующие не приходили, за исключением верующих из ближних к моему приходу сел и деревень... К советской власти я относился лояльно и ненависти не питал и враждебных взглядов никому не прививал.
28 апреля следователь в последний раз допросил священника:
– Признаете ли вы себя виновным в срыве колхозных работ из-за религиозных обрядов?
– В срыве колхозных работ я виновным себя не признаю, так как ко мне в церковь верующие приходили добровольно, по своему желанию, и я никого не агитировал, чтобы бросить работу и приходить в церковь. Руководители колхоза и сельсовета в то время никаких претензий не предъявляли.
– Признаете факт, что вы выгнали из церковной ограды представителя сельсовета и председателя колхоза, когда они явились к вам, чтобы проверить сохранность церковного имущества?
– Нет, это я категорически отрицаю. Такого факта не было. Я помню, был такой случай: во время церковной службы к окну, выходящему из алтаря в церковную ограду, подошли двое неизвестных мне людей и долго стояли у окна, отвлекая меня от службы; я послал псаломщика, чтобы он попросил их отойти от окна, дабы не мешать мне служить.
В июне 1937 года следствие было закончено, и 9 июля отцу Мардарию предоставили возможность ознакомиться с обвинительным заключением. Он обвинялся в том, что «проводил... антисоветскую агитацию и распространял среди населения церковную литературу антисоветского содержания».
10 декабря 1937 года состоялось заседание Специальной Коллегии Ярославского областного суда. Отвечая в суде, иеромонах Мардарий сказал, что вполне понимает, в чем его обвиняют, но виновным себя в этом не признает – распространением церковной литературы и агитацией против советской власти не занимался.
Суд определил, что, поскольку в судебное заседание не явилось несколько свидетелей, «слушание дела отложить до следующего судебного заседания». К этому времени иеромонах Мардарий почти год находился под следствием в угличской тюрьме.
Во второй половине 1937 года, дело отца Мардария было передано на решение внесудебной тройки НКВД, которая 17 марта 1938 года приговорила его к расстрелу.
Расстрелян 18 марта 1938 года в Ярославской области. Погребен в общей безвестной могиле.
Реабилитирован 25 мая 1989 года.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/23858.html


Житие священномученика Михаила Маслова, пресвитера
09 (22) марта
Священномученик 
Михаил Маслов
пресвитер

Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик
Память 9 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.
Родился 8 июля 1874 года в селе Щеглятьево Тверской губернии в семье псаломщика Григория Маслова. Окончил церковноприходскую школу и один год учился в духовном училище.
Он помогал отцу в крестьянском хозяйстве до 1895 года, когда был призван в армию и отправлен служить в город Белосток. По окончании в 1899 году срока военной службы Михаил Григорьевич вернулся на родину и стал служить псаломщиком в храме в селе Козьмодемьянском Тверской губернии.
В 1907 году он был рукоположен во диакона ко храму в селе Мелково Тверской губернии, где прослужил до 1924 года, а затем был направлен в храм Архангела Михаила в село Микулино Лотошинского района Московской области.
В 1930 году диакон Михаил был рукоположен во священника ко храму села Гурьево. С 1935 года он стал служить в храме родного села Щеглятьево.
11 ноября 1937 года местный парторг отправил в районный отдел НКВД докладную записку, в которой писал:
священник Михаил Маслов говорил, что жизнь при советской власти и руководстве Сталина стала тяжелой, ничего нет, даже несчастной картошки колхозники и то не получают, а если и получают, то гнилую. Насчет страховки помещений говорил, что советской власти только деньги плати, а если сгоришь, получишь кукиш. Не то что построиться, а несколько деревьев не купишь. Раньше при старом строе погорелец идет собирать, ему и штанов, и рубах, и денег, и продуктов дадут, сгорело меньше того, что он получит.
1 февраля 1938 года председатель сельсовета составил справку о священнике и представил ее в районный отдел НКВД. В ней он писал, что священник влиял на трудовую дисциплину колхозов путем беседования со старушками у окошек и на дому, сроки государственных поставок не выполнял и был антисоветски настроен. В тот же день следователь допросил одного из лжесвидетелей, который сказал: «Знаю то, что Маслов агитирует колхозников, чтобы они ходили в церковь и молились Богу.

Священник Михаил Маслов

Лично мне говорил, чтобы я ходил в церковь, Бог за это даст здоровье».
10 марта 1938 года отец Михаил был арестован, заключен в тюрьму в городе Волоколамске и в тот же день допрошен. На вопросы следователя он ответил, что его антисоветская деятельность заключается в том, что он недоволен советской властью, почему и говорил, что при советской власти нет обуви, нет одежды, раньше, при царе, всего было много и все было дешево, а теперь нет ничего. Всех сделали нищими, картофеля, и того вдоволь нет.
— Гражданин Маслов, во время выборов в Верховный Совет вы вели антисоветскую агитацию и говорили: «Коммунисты говорят, что при советской власти будет демократия; она есть только на словах, а на деле ее нет; ишь как хитро Сталин написал, что нет теперь лишенных избирательных прав, а в действительности это живой обман, демократии при советской власти нет и не будет никогда». Следствие предлагает вам дать искренние показания по этому вопросу.
— В этом виновным я себя не признаю. Больше показать ничего не могу.
15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу.
Расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/9555.html

                     
Житие священномученика Алексия Виноградова, пресвитера
15 (28) марта 
Священномученик 
Алексий Виноградов
пресвитер
Алексий Петрович Виноградов (1871 - 1938), протоиерей, священномученик
Память 15 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 28 декабря 1871 года  в городе Москве в семье Петра Виноградова, чиновника Святейшего Синода, впоследствии ставшего священником.
По окончании в 1897 году духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем.
В 1900 году был рукоположен во священника, служил в сельских храмах Тверской губернии.
В 1928 году был назначен благочинным.
В 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации, через 4 месяца был освобожден из-за недостатка улик.
В 1932 году переведен в город Лихославль Калининской обл. и возведен в сан протоиерея
В 1936 году был арестован, но вскоре был освобожден.
С ноября 1937 года служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии.
27 ноября 1937 года был арестован по обвинению в антисоветской агитации и на следующий день допрошен.
- Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности среди населения! - потребовал следователь.
- Никакой контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил, - ответил священник.
- Следствие имеет точные данные о вашей контрреволюционной деятельности и требует от вас правдивых показаний.
- Как я уже сказал выше, никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.
На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 года отец Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве.
9 февраля 1938 года один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 года он был переведен в камеру №9, где находилось пятьдесят семь человек осужденных по 58-й статье, и среди них священник Алексий Виноградов, который
"до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас... Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы в жизни от нее нет никому".
В тот же день было начато новое следствие, и на следующий день следователь допросил священника.
- Расскажите о проводимой вами контрреволюционной пропаганде среди заключенных тюрьмы города Ржева! - потребовал следователь.
- Никакой контрреволюционной пропаганды я среди заключенных не провожу и виновным себя в этом не признаю, - ответил отец Алексий.
Были допрошены лжесвидетели, автор заявления и юноша, воспитанник детского дома, оказавшийся по выходе из детского дома в тюрьме, и в своих показаниях следователю они оклеветали священника.
10 февраля 1938 года следствие было закончено. 25 марта тройкой НКВД священник был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 28 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Источники:   https://drevo-info.ru/articles/13676174.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий