Алексий Иванович Никольский (1877 - 1938), протоиерей, священномученик.
Память 23 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Никольского, служившего в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба. Впоследствии отец Иоанн был назначен в храм Рождества Богородицы в селе Льялово Московского уезда.
В 1892 году Алексей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1898 году – Вифанскую духовную семинарию, а в 1902 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
C 1902 года служит помощником ректора Тверской духовной семинарии.
В 1903 г. совершил паломническую поездку на Святую Землю в составе группы студентов.
Алексей Иванович следил за литературой, знал историю, был хорошим собеседником, обладал хорошими манерами. Он был остроумен, весельчак, первый танцор. Ему ничего не стоило приехать из Твери на бал в Благородном собрании в Москве и ночью выехать в Тверь, чтобы к утру быть на работе. Дамой его на этих балах бывала красивая, изящно одетая двоюродная сестра.
Впоследствии - преподаватель в Рославльском духовном училище, помощник секретаря и член правления "Общества во имя свт.Тихона для вспомоществования бедным".
В 1904 г. женился на Анне Николаевне Копьевой, младшей из двух дочерей известного протоиерея, настоятеля церкви Спаса Преображения в Наливках, строителя православных церквей в Польше и Финляндии. Алексей отказался от представительной и уважаемой должности и решил принять священнический сан.
В том же 1904 году был рукоположен во священника. Попросил направить его служить не в городской, а в сельский храм, сам объехал множество подмосковных церквей и остановился на с. Троицкое-Кайнарджи и стал настоятелем Троицкого храма в этом селе.
Отец Алексий хотел сплотить прихожан и поднять авторитет церковнослужителей, которых одна часть русского общества третировала как малоразвитых, а другая - завидовала им, как мнимо богатым. В Троицком о.Алексия очень уважали, любили, считались с ним, причем это были люди не только простые, но и интеллигенция. О.Алексий устраивал службы по образцу старинных, например, - длинную всенощную с перерывами для отдыха и раздачей хлеба для подкрепления сил. Он переписывался и уделял много внимания беседам с такими лицами как профессора: Ушаков, Некрасов, Строганов.
Был хорошим проповедником, причем в проповедях знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. С 1907 года преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище.
После революции 1917 года семья о. Алексия бедствовала. Кто-то из прихожан подарил ему корову, крестьяне выделили часть поля под покос и посадки картофеля, землю для огорода. Священник с матушкой управлялся по хозяйству с помощью сына и двух дочерей-подростков.
В 1921 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей о.Алексий уговорил приехавшую комиссию принять церковное серебро на вес, и пока приезжие пили чай, а затем играли в футбол на лужайке перед храмом, посланные батюшкой доверенные люди обошли всех знакомых, и было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего - церковная утварь была спасена.
Популярность о.Алексия с годами возрастала, и это, конечно, раздражало районные власти, а чинимые ими утеснения (отняли картофельное поле, лишили доли в деревенском покосе и т.д.) только увеличивало всеобщее сочувствие к нему.
|
Протоиерей Алексий Никольский |
В 1929 г. исполнилось 25 лет служения о.Алексия в Троицком храме. Он был награжден митрой и не удержался от устройства торжества при ее вручении: депутации с поздравлениями приехали со всей округи. А перед тем было поднятие колокола - о.Алексий привез его из подлежавшей сносу церкви. Один из друзей батюшки, юрист, увещевал его «не слишком громко звонить».
В конце 20-х годов в соседней деревне Фенино открыли избу-читальню; присланный из Москвы комсомолец-избач повел себя нагло: не только насмехался над «предрассудками» селян, но начал приставать к местным девушкам. Местные ребята за это его раза два отколотили. Как-то раз, когда отец Алексий ночью проходил по деревне (видимо, его позвали к кому-то для исполнения срочной требы), в кустах раздался выстрел. Хотя отец Алексий шел в полном одиночестве, наутро местным властям о происшествии стало известно, и батюшку стали обвинять в подстрекательстве на убийство избача.
В 1930 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки.
В начале 1931 г. был выслан на лесоповал на реке Пинеге под Архангельском. В 1932 г. его перевели в д. Ваймуша на Обозерский лесопункт, где сконцентрировали высланное духовенство.
О.Алексий подружился в ссылке со своим напарником, священником из Весьегонска. Их поселили в крохотной комнатушке при домике, отведенном группе ссыльных монахинь. Плотно закрыв окна и двери, священники и монахини смогли совершать тайно церковные службы. Им удалось совершить службы Страстной Седмицы и Пасхи.
В 1933 г. был освобожден без права проживания в Московской области. За это время матушку с детьми лишили прописки в Московской области, выселили из дома и отобрали все имущество. Они приютилась у знакомых.
Был возведен в сан протоиерея, получил назначение под Весьегонск в с. Малое Фоминское и занялся ремонтом церкви, закрытой из-за ареста священника. Матушке Анне Николаевне помогли купить домик в с. Малое Фоминское.
16 февраля 1938 года отца Алексия вызвали в райцентр «для проверки паспорта», где он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в городе Весьегонске.
На следующий день были допрошены два свидетеля-родственника, бригадиры колхозов "Знамя труда" и "Новый путь". В начале февраля один из них похоронил жену, и по этому случаю они оба оказались в церкви. В этот день хоронили еще двух стариков. Бригадиры показали, что отец Алексий во время отпевания сказал:
"Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посещала... При советской власти стало много умирать народа, люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь".
Также один из них показал, что когда в селе умер заместитель председателя колхоза, то его жена хотела после так называемой «гражданской панихиды» отпеть его в храме, но отец Алексий на это сказал: "Я его отпевать не буду, он не наш, Бога не признавал и в церковь не ходил".
В этот же день был допрошен и отец Алексий. На вопрос о том, кого он знает из священников, отец Алексий ответил, что знает только одного священника, с которым был в ссылке и которому исполнилось уже семьдесят лет и он в храме не служит. Следователь потребовал от него, чтобы он рассказал о своей антисоветской деятельности, и напомнил ему случай, о котором поведали свидетели.
Отец Алексий на это ответил:
"В первых числах февраля 1938 года мне пришлось одновременно отпевать трех покойников. Во время отпевания я произнес коротенькую проповедь, в которой выразил верующим свое удивление, что в один день приходится отпевать троих, раньше такие случаи были редки, и я призвал к покорности воле Божьей колхозников. Антисоветской агитации я не вел".
22 февраля 1938 года следствие было закончено, и 6 марта тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
Отец Алексий был высокий, худой, рыжеватый, борода в мелких завитках, грустные проницательные глаза, всегда возвышенно-простой, невозмутимо спокойный. В домашней обстановке он был мягкий, но уверенный руководитель и наставник, обожаемый всей семьей
27 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1938 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве.
Источники: https://drevo-info.ru/articles/17185.html
Житие священномученика Николая Дмитрова, пресвитера
23 февраля (08 марта)
Священномученик
Николай Дмитров
пресвитер
Николай Лаврович Дмитров (1878 - 1938), протоиерей, священномученик.
Память 23 февраля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Тверских святых.
Родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению.
В 1900 году окончил Московскую духовную семинарию и стал работать учителем в селе Кунцево.
В начале XX века в селе Завидове Тверской губернии служил священник Николай Розанов. В 1900-х годах он тяжело заболел, его разбил паралич, и приход остался без второго священника. Старшая его дочь, Екатерина, училась в то время в гимназии, где преподавательницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова. Зная о намерении Николая принять сан священника и о том, что отец Екатерины безнадежно болен, она познакомила их. Екатерина Николаевна дала согласие на брак, но попросила отложить венчание на год, так как мечтала стать учительницей, а для этого надо было окончить гимназию. Венчание их состоялось в 1908 году.
В 1909 году был рукоположен во священника в храме Христа Спасителя в Москве, был направлен служить в церковь села Завидова Тверской епархии.
В селе Завидове до революции было два храма – зимний и летний, с престолами Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика. В приход входили село Завидово, в котором было несколько сотен дворов, и окружающие его деревни, некоторые из них отстояли от храма на двадцать пять верст.
Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, уже когда советская власть отобрала у него лошадь, он шел пешком в дальние деревни за двадцать пять километров причастить больного.
|
Протоиерей Николай Дмитров с супругой |
У отца Николая с супругой родилось четверо детей, которых священник старался воспитывать в
любви к Богу и Церкви, учил их поститься, с любовью и терпением относиться ко всем. Кроме священнических обязанностей, отцу Николаю приходилось исполнять и крестьянские работы, на которые он всегда брал детей, особенно на покосы. Они выходили косить рано утром, и часто бывало, что отец Николай, завидев в поле одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей. Она не управится». И они шли и помогали. В селе Завидове крестьяне почитали отца Николая за простоту в общении, за то, что он, сам будучи небогат и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помощи и, если не имел возможности помочь деньгами, то помогал своим трудом, принимая участие то в крестьянской работе, то в починке дома.
Когда приходили нищие, священник всегда приглашал их за стол. Эту любовь к нищим усвоили и дети, и, бывало, завидев нищего, они брали что-нибудь из дома и бежали, чтобы подать. А отец Николай говорил: «Что ж, можно было и больше подать. Еще что-нибудь взять».
Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить ветхую хибару, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и уплатить налоги, которые с каждым годом власти все увеличивали. Власти неоднократно пытались уговорить отца Николая оставить служение в храме и отказаться от сана. В обмен они обещали отменить непосильные налоги. Продолжались эти уговоры в течение нескольких лет, но исповедник в ответ говорил всегда одно и то же: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».
В годы гонений он был возведен в сан протоиерея.
В 1930 году власти арестовали второго завидовского священника, протоиерея Григория Раевского, и потребовали от отца Николая лжесвидетельства против собрата, но он отказался, сказав:
– Священник Григорий Григорьевич Раевский ничем себя против советской власти не проявлял.
– За что же он подвергался аресту?
– Аресту он подвергался Клинскими органами, просидел он шестьдесят два дня; возвратившись, за что сидел, не сказал. Больше мне ничего о нем не известно. Какие еще слова он говорил в проповедях, кроме хороших, мне неизвестно.
В 1932 году власти потребовали от отца Николая, чтобы он за три месяца напилил и сдал сто пятьдесят кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, помочь было некому, и пожилой священник не в силах был в одиночку выполнить это задание, а за неисполнение ему грозило тюремное заключение. Отец Николай написал жалобу, чтобы задание было отменено, местные власти отказали, но уменьшили норму вдвое.
В 1933 году арестован за "неуплату налогов" и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере.
После отбытия заключения о. Николай вернулся служить в Завидово. После возвращения из заключения в его доме нашел приют и о. Григорий Раевский, с которым он проходил по одному делу. После смерти жены о. Григория, о. Николай взял в свою семью их дочь, свою крестницу Нину, ее он опекал и после ареста о. Григория в 1937 году.
Ночью 8 февраля 1938 года он был арестован. Он в то время тяжело болел. Собирала и провожала его супруга Екатерина. Несмотря на болезнь, отец Николай был духовно бодр, уговаривал супругу не унывать, не отступаться от Церкви и веры, никогда и ни при каких условиях не сдаваться.
На следующий день отец Николай был допрошен.
– Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным?
– Виновным себя не признаю, контрреволюционную агитацию я не проводил.
– Скажите, почему же вы, считая себя невиновным, подготовились к аресту, еще в 1930 году собрали чемодан с бельем и другими вещами, что обнаружено у вас при обыске?
– Уже с 30-го года мне было известно, что меня арестуют, и я подготовился к аресту, в 1937 году я специально закупил себе нательного белья, так как предполагал, что меня должны арестовать.
– Если вы предполагали, что вас должны арестовать, значит, вы чувствовали себя виновным?
– После того, как арестовали псаломщика нашей церкви, мы с матушкой начали закупать нательное белье для меня, на всякий случай.
– Следствие настаивает давать откровенные показания о проводимой вами контрреволюционной деятельности.
– Контрреволюционной деятельностью я не занимался.
На этом допрос был закончен. 6 марта тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. приговорила отца Николая к расстрелу.
8 марта 1938 года был расстрелян в тверской тюрьме и погребен на одном из городских кладбищ в безвестной общей могиле.
В 1956 году супруга о. Николая подала прошение властям о реабилитации мужа, и те стали вызывать завидовских крестьян для опросов. Все они перед лицом властей показали, что священник пользовался огромным уважением и любовью крестьян и никакой антигосударственной агитации не проводил. Священник был реабилитирован по 1938 году репрессий.
19 сентября 1999 года был канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии.
В августе 2000 года причислен к лику новомучеников российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве для общецерковного почитания.
Источники: https://drevo-info.ru/articles/17189.html
Житие преподобномученика Мардария Исаева иеромонаха
05 (18) марта
Преподобномученик
Мардарий Исаев
иеромонах
Мардарий (Исаев) (1886 – 1938), иеромонах, преподобномученик
Память 5 марта, в Соборах Ростово-Ярославских святых и Новомучеников и Исповедников Российских
Родился 4 января 1886 года в деревне Савостино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье.
В миру Михаил Исаевич Исаев.
Окончив 3 класса сельской школы, он до двадцати четырех лет жил вместе с родителями.
В 1919 году поступил в Желтиков монастырь в городе Твери и был пострижен в монашество с именем Мардарий.
В 1922 году он был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского.
Служил псаломщиком в соборе в городе Рыбинске.
Был иподиаконом у епископа Гервасия (Малинина) в Рыбинске.
В 1924 году рукоположен во иеродиакона, а в 1925 – во иеромонаха и направлен служить в храм в село Федорицкое Мологского района Ярославской области.
В 1929 году стал настоятелем храма в селе Деревеньки Угличского района.
Во время служения в Ярославской епархии сблизился с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), который с 1924 по 1926 год в связи с арестом митрополита Агафангела (Преображенского) фактически управлял Ярославской епархией.
Иеромонах Мардарий по приезде на приход не стал искать на новом месте удобств, устроив себе келью в не приспособленной для постоянной жизни баньке на окраине села.
Впоследствии, когда ОГПУ вызвало одного из священников, чтобы он охарактеризовал иеромонаха, тот сказал:
«В личной жизни иеромонах Мардарий представляет из себя монаха-аскета, строго исполняющего предписания монашеской жизни, преданного церковности, весьма аккуратного и истово совершающего богослужения, и при этом очень часто, в сравнении с... окружающим духовенством. Его богослужение привлекает массу богомольцев. Проповедей иеромонах Мардарий не произносил, но духовные наставления давал на исповеди, вот почему его авторитет как духовника и духовного руководителя среди его последователей был очень велик. Исповедь его была очень продолжительная, и в этом отношении, несомненно, он оставил далеко позади всех своих сослуживцев-священников. В этой исповеди причина его популярности»
Многие священники были тогда уже арестованы, и иеромонах Мардарий оказывал им материальную помощь через их родственников. Сам он во время служения в селе Деревеньки по многочисленности своей паствы ни в чем не нуждался и щедро помогал другим. Отца Мардария верующие полюбили за его кроткий и смиренный нрав. Увидев в нем человека святой жизни, стремящегося к спасению, к нему стали идти все, жаждущие достичь жизни вечной.
|
Иеромонах Мардарий (Исаев) |
Угличское викариатство распоряжением митрополита Сергия (Страгородского) вошло после
ареста в 1928 году архиепископа Серафима (Самойловича) в подчинение епископа Рыбинского Серафима (Протопопова), но в большинстве храмов за богослужением по-прежнему поминали архиепископа Серафима (Самойловича). Это продолжалось до тех пор, пока епископ Серафим (Протопопов) лично не посетил приходов. Отец Мардарий, как и многие единомышленники владыки Серафима (Самойловича), не согласился с этим назначением, считая, что оно сделано в угоду гонителям, и по прежнему в качестве своего епархиального архиерея поминал архиепископа Серафима (Самойловича). Весть об этом быстро распространилась, и в село Деревеньки стали приезжать верующие за пятьдесят километров; приезжали не только из сел и деревень, но и из городов: из Углича и Калязина, так что сельский храм, в котором службы были почти ежедневные и служились по-монастырски, был всегда полон молящихся. Видя такое стечение людей в храме, отец Мардарий стал готовиться к аресту, а чтобы по возможности отдалить его, держался сдержанно и осторожно, дабы не дать ищущим повода в чем-либо себя обвинить.
Иеромонах Мардарий был арестован в феврале 1933 года. На допросах он показал, что его посещает много верующих не только из деревень, но и из городов. Случаи бесед с крестьянами у него бывали, но бесед против коллективизации он не вел. Исповедь у него была продолжительностью пять-десять минут и проходила до начала богослужения. На исповеди он, как священник, призывал к вере в Бога и жизни по заповедям. Проповедь перед исповедью он произносил с амвона, а затем исповедовал индивидуально, но вопросов, касающихся колхозов, ему при тайной исповеди не было. Он подтвердил следователю, что действительно является единомышленником архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).
11 июня 1933 года иеромонах Мардарий был доставлен в тюрьму в город Углич. Узнав об этом, верующие отправились туда и стали хлопотать об освобождении пастыря. Уполномоченный Угличского ОГПУ заявил священнику, что он может освободить его, но только при условии, что тот покинет Угличский район. 13 июля 1933 года уполномоченный постановил освободить отца Мардария «за недостаточностью обвинения» и 17 июля взял у него расписку, что он покинет район, после чего отец Мардарий уехал в Рыбинск.
Летом 1935 года назначен служить в Георгиевскую церковь в селе Юрьевском Мышкинского района Ярославской области, и здесь возобновил истовое монастырское богослужение. Но долго это продлиться не могло.
9 января 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Мардария и заключили его в угличскую тюрьму.
Допросы продолжались в течение нескольких месяцев:
– Вам вменяется в вину, что вы, являясь священником церкви села Юрьевское Мышкинского района, на протяжении длительного периода времени занимались антисоветской агитацией и распространением среди населения провокационных слухов. Признаете ли вы себя виновным в этом? – спросил священника следователь.
– Я это категорически отрицаю и заявляю, что никакой антисоветской агитации я среди населения не вел и никаких провокационных слухов не распространял, – ответил иеромонах Мардарий.
– Следствию известно, что вы вплоть до последнего времени имели связь с церковниками, проживающими не в вашем приходе, в частности, вы имели связь с церковниками Угличского района, и в церковь, где вы служили, был большой наплыв верующих, потому что вас считали активным тихоновцем, ярым противником советской власти, и свою ненависть к существующему строю вы пытались привить тем людям, в среде которых вы вращались. Что вы скажете по существу этого?
– Никакой связи с верующими других приходов я не имел. Я вел замкнутый образ жизни. Никуда не ходил и знакомств ни с кем не имел. Единственным местом, где я встречался с верующими, была церковь, но и там я никогда не вел бесед с верующими, кроме как по долгу службы как священник. Из других районов ко мне в церковь верующие не приходили, за исключением верующих из ближних к моему приходу сел и деревень... К советской власти я относился лояльно и ненависти не питал и враждебных взглядов никому не прививал.
28 апреля следователь в последний раз допросил священника:
– Признаете ли вы себя виновным в срыве колхозных работ из-за религиозных обрядов?
– В срыве колхозных работ я виновным себя не признаю, так как ко мне в церковь верующие приходили добровольно, по своему желанию, и я никого не агитировал, чтобы бросить работу и приходить в церковь. Руководители колхоза и сельсовета в то время никаких претензий не предъявляли.
– Признаете факт, что вы выгнали из церковной ограды представителя сельсовета и председателя колхоза, когда они явились к вам, чтобы проверить сохранность церковного имущества?
– Нет, это я категорически отрицаю. Такого факта не было. Я помню, был такой случай: во время церковной службы к окну, выходящему из алтаря в церковную ограду, подошли двое неизвестных мне людей и долго стояли у окна, отвлекая меня от службы; я послал псаломщика, чтобы он попросил их отойти от окна, дабы не мешать мне служить.
В июне 1937 года следствие было закончено, и 9 июля отцу Мардарию предоставили возможность ознакомиться с обвинительным заключением. Он обвинялся в том, что «проводил... антисоветскую агитацию и распространял среди населения церковную литературу антисоветского содержания».
10 декабря 1937 года состоялось заседание Специальной Коллегии Ярославского областного суда. Отвечая в суде, иеромонах Мардарий сказал, что вполне понимает, в чем его обвиняют, но виновным себя в этом не признает – распространением церковной литературы и агитацией против советской власти не занимался.
Суд определил, что, поскольку в судебное заседание не явилось несколько свидетелей, «слушание дела отложить до следующего судебного заседания». К этому времени иеромонах Мардарий почти год находился под следствием в угличской тюрьме.
Во второй половине 1937 года, дело отца Мардария было передано на решение внесудебной тройки НКВД, которая 17 марта 1938 года приговорила его к расстрелу.
Расстрелян 18 марта 1938 года в Ярославской области. Погребен в общей безвестной могиле.
Реабилитирован 25 мая 1989 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Источники: https://drevo-info.ru/articles/23858.html
Житие священномученика Михаила Маслова, пресвитера
09 (22) марта
Священномученик
Михаил Маслов
пресвитер
Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик
Память 9 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.
Родился 8 июля 1874 года в селе Щеглятьево Тверской губернии в семье псаломщика Григория Маслова. Окончил церковноприходскую школу и один год учился в духовном училище.
Он помогал отцу в крестьянском хозяйстве до 1895 года, когда был призван в армию и отправлен служить в город Белосток. По окончании в 1899 году срока военной службы Михаил Григорьевич вернулся на родину и стал служить псаломщиком в храме в селе Козьмодемьянском Тверской губернии.
В 1907 году он был рукоположен во диакона ко храму в селе Мелково Тверской губернии, где прослужил до 1924 года, а затем был направлен в храм Архангела Михаила в село Микулино Лотошинского района Московской области.
В 1930 году диакон Михаил был рукоположен во священника ко храму села Гурьево. С 1935 года он стал служить в храме родного села Щеглятьево.
11 ноября 1937 года местный парторг отправил в районный отдел НКВД докладную записку, в которой писал:
священник Михаил Маслов говорил, что жизнь при советской власти и руководстве Сталина стала тяжелой, ничего нет, даже несчастной картошки колхозники и то не получают, а если и получают, то гнилую. Насчет страховки помещений говорил, что советской власти только деньги плати, а если сгоришь, получишь кукиш. Не то что построиться, а несколько деревьев не купишь. Раньше при старом строе погорелец идет собирать, ему и штанов, и рубах, и денег, и продуктов дадут, сгорело меньше того, что он получит.
1 февраля 1938 года председатель сельсовета составил справку о священнике и представил ее в районный отдел НКВД. В ней он писал, что священник влиял на трудовую дисциплину колхозов путем беседования со старушками у окошек и на дому, сроки государственных поставок не выполнял и был антисоветски настроен. В тот же день следователь допросил одного из лжесвидетелей, который сказал: «Знаю то, что Маслов агитирует колхозников, чтобы они ходили в церковь и молились Богу.
|
Священник Михаил Маслов |
Лично мне говорил, чтобы я ходил в церковь, Бог за это даст здоровье».
10 марта 1938 года отец Михаил был арестован, заключен в тюрьму в городе Волоколамске и в тот же день допрошен. На вопросы следователя он ответил, что его антисоветская деятельность заключается в том, что он недоволен советской властью, почему и говорил, что при советской власти нет обуви, нет одежды, раньше, при царе, всего было много и все было дешево, а теперь нет ничего. Всех сделали нищими, картофеля, и того вдоволь нет.
— Гражданин Маслов, во время выборов в Верховный Совет вы вели антисоветскую агитацию и говорили: «Коммунисты говорят, что при советской власти будет демократия; она есть только на словах, а на деле ее нет; ишь как хитро Сталин написал, что нет теперь лишенных избирательных прав, а в действительности это живой обман, демократии при советской власти нет и не будет никогда». Следствие предлагает вам дать искренние показания по этому вопросу.
— В этом виновным я себя не признаю. Больше показать ничего не могу.
15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу.
Расстрелян 22 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Источники: https://drevo-info.ru/articles/9555.html
Житие священномученика Алексия Виноградова, пресвитера
15 (28) марта
Священномученик
Алексий Виноградов
пресвитер
Алексий Петрович Виноградов (1871 - 1938), протоиерей, священномученик
Память 15 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 28 декабря 1871 года в городе Москве в семье Петра Виноградова, чиновника Святейшего Синода, впоследствии ставшего священником.
По окончании в 1897 году духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем.
В 1900 году был рукоположен во священника, служил в сельских храмах Тверской губернии.
В 1928 году был назначен благочинным.
В 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации, через 4 месяца был освобожден из-за недостатка улик.
В 1932 году переведен в город Лихославль Калининской обл. и возведен в сан протоиерея
В 1936 году был арестован, но вскоре был освобожден.
С ноября 1937 года служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии.
27 ноября 1937 года был арестован по обвинению в антисоветской агитации и на следующий день допрошен.
- Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности среди населения! - потребовал следователь.
- Никакой контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил, - ответил священник.
- Следствие имеет точные данные о вашей контрреволюционной деятельности и требует от вас правдивых показаний.
- Как я уже сказал выше, никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.
На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 года отец Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве.
9 февраля 1938 года один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 года он был переведен в камеру №9, где находилось пятьдесят семь человек осужденных по 58-й статье, и среди них священник Алексий Виноградов, который
"до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас... Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы в жизни от нее нет никому".
В тот же день было начато новое следствие, и на следующий день следователь допросил священника.
- Расскажите о проводимой вами контрреволюционной пропаганде среди заключенных тюрьмы города Ржева! - потребовал следователь.
- Никакой контрреволюционной пропаганды я среди заключенных не провожу и виновным себя в этом не признаю, - ответил отец Алексий.
Были допрошены лжесвидетели, автор заявления и юноша, воспитанник детского дома, оказавшийся по выходе из детского дома в тюрьме, и в своих показаниях следователю они оклеветали священника.
10 февраля 1938 года следствие было закончено. 25 марта тройкой НКВД священник был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 28 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Был реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Источники: https://drevo-info.ru/articles/13676174.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий