02 января, 2025

Феномен генерала Гурко

 Феномен генерала Гурко как основа формирования гражданско-патриотической позиции современной молодежи

Первое сообщение нашего сайт-блога в новом 2025 году решено посвятить  работе российского ученого, профессора Ю. А. Клейберга, которая напечатана в 4-м номере его журнала за 2024 г. "Вопросы девиантологии".


"ФЕНОМЕН ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА 
И.В. ГУРКО КАК НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ 
И КОММЕМОРАТИВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ 
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ 
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ"



Ю. А. Клейберг 
  Клейберг Юрий Александрович – лауреат государственной премии Правительства РФ в области образования и науки, академик РАЕН, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, президент-ректор Академии Национального образования и науки, президент Международной Ассоциации девиантологов. ORCID iD: 0000-0001-6757-0102. E-mail: yury.kleyberg@yandex.ru 
(Тверь, Россия). 


(публикуется с сокращениями)
С согласия автора полный текст с примечаниями из журнала можно прочитать по ссылке 👈

 "Начну с того, что талантливая русская писательница Евгения Тур (в замужестве графиня Салиас де Турнемир, 1815-1892), тёща генерал-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гýрко (1828-1901), боготворила своего прославленного зятя, почитая его «человеком высокой души, характера и ума» и «дарованным Господом, сыном». В 1889 году в своей усадьбе в пос. Сахарово Тверской губернии она написала яркие «Воспоминания о войне 1877-1878 гг.», адресованные ее внукам – детям ее младшей дочери Марии и генерала И.В.Гýрко. Эти потрясающие воспоминания впервые были опубликованы в 2012 году, благодаря стараниям Н.Н. Воробьевой.

На фото портрет генерал-фельдмаршала И.В. Гурко

Что же завещала Елизавета Васильевна своим внукам? Она завещала следующее: «Носите имя отца вашего честно; он прославил это имя, украсил его семейными и общественными добродетелями. Берегите и вашу честь, поставьте её выше всех благ земных. Гордитесь отцом, но не кичитесь, не будьте надменными, дети. Меня помните, когда меня не станет, и поминайте в молитвах. Я глубоко люблю, глубоко уважаю отца вашего, не потому что он герой, а потому, что имела возможность понять и оценить все его редкие качества и высокую душу... Всегда, во всяком случае жизни ваш отец выказывал высоту духа и чистоту души. Вероятно, мать сохранит для вас его письма. Вы сами можете оценить и понять, что он за человек. Поистине, таких мало на свете. Прямой, правдивый, благородный, смиренный, чистой души человек! Большое счастие, милые мои дети, быть сыновьями такого отца, большое счастие гордиться им и отдавать ему должное почтение не как отцу только, но как человеку высокой души, характера, ума и сердца... Благодарение Богу, который послал благословение на дом вашего отца и матери. Жили они спокойно, не богато, но и не бедно, в любви редкой один к другому, к вам и ко всему окружающему. Никого никогда они не обидели, никогда никому понапрасну дурного слова не сказали». 

Вот он – высочайший патриотизм и преданность нравственным ценностям семьи Гурко, высочайшее поклонение семейным ценностям — отцу-патриарху и замечательному человеку! 

Собственно, после такой исчерпывающей, пропитанной добротой, любовью, благоговением и искренностью характеристики феномена зятя Елизаветы Васильевны И.В. Гýрко, можно было бы более и не писать. Все предельно ясно. 

Однако хочу обратить внимание читателя на два основополагающих нравственных императива: во-первых, речь идет о Герое Российской Империи и Болгарии (которого куда больше чтут и помнят в Болгарии, чем у себя на родине), Герое Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), чье имя, к сожалению, долгое время было предано забвению, освещено скудно, непростительно мало и даже не включено в современные исторические энциклопедии, словари и справочники. Правда, надо отдать должное, что в имении генерал-фельдмаршала И.В. Гýрко в пос. Сахарово Тверской области 1 ноября 2018 года по инициативе настоятеля храма преподобного Иосифа Волоцкого отца Геннадия (Ульянич) и академика Международной академии образования и Петровской академии наук и искусств Виктора Ивановича Овчарова был установлен памятник нашему героическому соотечественнику и стараниями неравнодушных тверичан создан в храме преподобного Иосифа Волоцкого музей генерал-фельдмаршала И.В. Гýрко. 

На фото: Памятник И.В. Гурко в пос. Сахарово
Тверской области
Во-вторых, в гуманитарной науке появился такой термин «историческая память» («historical memory»), а вслед за ним и термин «коммеморация» (от лат. memorialis – памятный). Так вот (и это важно!), существенное место в формировании гражданско-патриотической позиции молодежи занимает коммеморация – сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого; совокупность публичных актов их «вспоминания» и (пере)осмысления в современном контексте. Посредством коммеморации человек вводит прошлое в культуру настоящего и как бы протягивает связующую нить между двумя историческими периодами. По определению А.С. Святославского, коммеморация – это сознательный социальный акт передачи нравственно, эстетически, мировоззренчески или технологически значимой информации (или ее актуализация) путем увековечения определенных лиц и событий.

Следует особо заметить, что в ocнoвe кoммeмopaций лeжит глy6oкий пeдaгoгичecкий, вcпитaтeльнo-oбpaзoвaтeльный пoтeнциaл, peaлизaция кoтopoгo пoзвoляeт peшaть вaжныe нравственные зaдaчи, cтoящиe пepeд российским oбщecтвoм в тoт или инoй пepиoд eгo paзвития. Koгдa oбщecтвo или oтдeльнaя гpyппa пpинимaют peшeниe o coxpaнeнии в кoллeктивнoй пaмяти тoгo или инoгo coбытия или личнocти, oни oднoвpeмeннo пpинимaют peшeниe и o фopмиpoвaнии oпpeдeленныx цeннocтныx opиeнтaций и мoдeлeй пoвeдeния y cвoиx coвpeмeнникoв и пoтoмкoв. 

Интepec к изyчeнию фeнoмeнa кoммeмopaции вo мнoгoм oбocтpилcя в пocлeдеиe годы нa фoнe мacштaбныx мaнипyлятивныx пpoгpaмм, ocyщecтвляeмыx в oтнoшeнии к пpoшлoмy oтдeльными влacтными гpyппaми и цeлыми гocyдapcтвaми (дocтaтoчнo yпoмянyть тoлькo aнтиcoвeтcкий и aнтиpoccийcкий aжиoтaж в Украине, Пpибaлтикe и Пoльшe и др., cвязaнный c пepecмoтpoм peзyльтaтов Bтopoй миpoвoй вoйны и poли в нeй Coвeтcкoгo Coюзa). B cилy этoгo paзличныe кoммeмopaтивныe пpaктики стали paccмaтpивaтьcя кaк мoщный aгитaциoнный и мaнипyлятивный pecypc, иcпoльзyeмый пoлитичecкими cилaми для пpoгpaммиpoвaния жeлaтeльнoгo oбpaзa мыcлeй и пoвeдeния гpaждaн. Eще П. Pикëp yкaзывaл нa тo, чтo в xoдe oтпpaвлeния кoммeмopaтивныx aктoв пpoиcxoдит yпpaвлeниe coзнaниeм, «глaвным o6paзoм в фopмe иccтyплeннoгo cтpeмлeния к пpaзднoвaнию пaмятныx coбытий».

Сегодня прошлое особенно активно подвергается «проработке» и «переработке» и на уровне содержания, и на уровне его ритуально-действенной презентации. Однако такая ситуация не нова, и в любые напряженные исторические периоды власть (государственная и/или религиозная) всегда использовала прошлое в своих амбициозных интересах. 
Таким образом, o знaчeнии вcecтopoннeгo ocмыcлeния кoммeмopaции, ocoбeннo в нaшe вpeмя cepьезныx тpaнcфopмaций, гaлoпиpyющиx тeмпoв измeнeний, пoвceмecтнoгo пepecмoтpa иcтopии, eе cвoбoдныx интepпpeтaций гoвopят все yченыe, чьи интepecы так или инaчe cвязaны пpoблeмaтикoй исторического пpoшлoгo и пaмяии. П. Hopa, например, нaзвaл дaжe coвpeмeннyю эпoxy «эpoй кoммeмopaций». 
Очевидно одно: для пoддepжaния выcoкoй cтeпeни кoнcoлидиpoвaннocти «oбщecтвo нyждaeтcя в oпpeдeлeннoй cтeпeни нe тoлькo интeллeктyaльнoгo и эмoциoнaльнoгo кoнфopмизмa cвoиx члeнoв, нo и «кoнфopмизмa мeмopиaльнoгo». Иными cлoвaми, члeны гpyппы в xoдe pитyaлизиpoвaннoй дeятeльнocти дoлжны пoдчинятьcя oпpeдeленнoй кoнcoлидиpyющeй кoммeмopaтивнoй пpoгpaммe. Э. Дюpкгeйм тaкжe ввoдит пoняtиe «имплицитнoй кoммeмopaции», тo ecть cвязи людeй c иx пpoшлым пocpeдcтвoм «пaлoмничecкиx» pитyaлoв.

Однако при знакомстве с научной литературой по memory studies (исследование памяти) бросается в глаза обилие конкурирующих понятий, обозначающих если не идентичные, то весьма сходные явления и процессы: «историческая политика», «политика прошлого», «политика памяти», «коллективная/общественная память», «историческая память», «политическое использование истории», «режим памяти», «культура памяти», «игры памяти» и др. При этом внятные конвенции относительно содержания перечисленных терминов отсутствуют.

 О.Ю. Малинова под коммеморацией исторических фигур или событий понимает совокупность публичных актов их «вспоминания» и (пере)осмысления в современном контексте 

По мнению Н.А. Антипина, коммеморация – это сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий 

Дело в том, что в течение длительного времени в истории России вырабатывались техники коммеморации, актуальные до настоящего времени. Обобщив опыт предков и личный опыт коммеморативной деятельности, И.С.Огоновская (2021), в частности, предложила собственную классификацию коммеморативных актов. Представлю только их названия, без их характеристики, название которых, говорит само за себя (более подробно: поминальная коммеморация, храмоздательская коммеморация, топонимическая коммеморация, реконструктивная коммеморация, номинативно-организационная коммеморация, художественная коммеморация, церемониальная коммеморация. Существуют и другие виды коммеморации, как музейно-выставочная, экскурсионно-экспедиционная, медийная, конкурсно-художественная, общественно-созидательная и др. 

Примером коммеморативных техник может служит также и исторический опыт Советского Союза и современной России, государств постсоветского периода, что безусловно, способствует формированию гражданско-патриотической позиции и самоидентификации личности подрастающего поколения. 

Таким образом, если же оценивать особенности современной молодежи в целом, то можно отметить следующее. Пребывая много времени в онлайн пространстве, демонстрируя свою приверженность ценностям семьи, осознанную общегражданскую идентичность, при этом, проявляя достаточно зрелое отношение к государству, молодежь «не вписывается» в систему ценностных координат «взрослых». У молодежи – свое «пространство» и свое «время». В этом смысле, естественные межпоколенческие сложности усиливаются глобализационными процессами, внешними вызовами. В этих условиях, дальнейшая актуализация гражданско-патриотической позиции, патриотического воспитания не вызывает никаких сомнений. Однако, в системе формирования гражданско-патриотической позиции, патриотического воспитания очевидна необходимость корректировок технологий работы с молодежью, максимальный учет особенностей различных групп современной молодежи. В каждом из направлений реализуются как традиционные, так и инновационные формы работы по формированию и развитию патриотизма у разных категорий молодежи. К инновационным формам патриотического воспитания молодежи следует отнести проектную деятельность в системе актуальных стратегических инициатив.

Следует также отметить, что современные условия обострили противоречие между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социально-консолидирующим, мобилизационно-деятельностным) в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализацией в условиях современной общественной жизни. Данное проявляется в неудовлетворенности как подрастающего поколения, так и самих субъектов воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, слабой организацией и эффективностью данного процесса. 

Время потребовало от нас кардинально изменить данную тенденцию и направить все усилия на коренное улучшение деятельности по воспитанию патриотизма и готовности к защите Отечества у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений; создание условий, оптимизирующих процесс формирования гражданско-патриотической позиции и патриотического воспитания как на макро-, так и на микроуровне; создание основ новой системы патриотического воспитания, механизма ее функционирования на современной концептуальной основе путем разработки и реализации, соответствующим реалиям сегодняшнего дня, принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодежи. 

Яркий пример, нравственный и военный подвиг великого Героя, выдающегося полководца русской армии и освободителя Болгарии от турецкого ига, генерал-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гýрко («железного генерала», как его называли сослуживцы) – великий символ бескорыстного патриотизма, преданности России, личной смелости, воли и свободы. Именно поэтому о великом русском патриоте, талантливом военноначальнике и государственном деятеле Иосифе Владимировиче Гýрко, мы должны помнить, благодарно чтить и передавать подрастающим поколениям, ибо он достоин не только того, чтобы о нем помнили, но, и чтобы его жизнь всегда была образцом для современной молодежи. 
Именно его жизнь является высшим нравственным императивом (по И.Канту – du kannst, du sollst11) и коммеморативной основой для формирования гражданско-патриотической позиции подрастающих поколений россиян. Но и не только. Строго говоря, это – нравственная максима всего человечества – «Делать другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций)". 

Предыдущее сообщение рубрики "Музей полководца"
Следующее сообщение рубрики "Музей полководца"

Комментариев нет:

Отправить комментарий