Феномен генерала Гурко как основа формирования гражданско-патриотической позиции современной молодежи
Первое сообщение нашего сайт-блога в новом 2025 году решено посвятить работе российского ученого, профессора Ю. А. Клейберга, которая напечатана в 4-м номере его журнала за 2024 г. "Вопросы девиантологии".
"ФЕНОМЕН ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА
И.В. ГУРКО КАК НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ
И КОММЕМОРАТИВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ"
"Начну с того, что талантливая русская писательница Евгения Тур (в замужестве графиня Салиас де Турнемир, 1815-1892), тёща генерал-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гýрко (1828-1901), боготворила своего прославленного зятя, почитая его «человеком высокой души, характера и ума» и «дарованным Господом, сыном». В 1889 году в своей усадьбе в пос. Сахарово Тверской губернии она написала яркие «Воспоминания о войне 1877-1878 гг.», адресованные ее внукам – детям ее младшей дочери Марии и генерала И.В.Гýрко. Эти потрясающие воспоминания впервые были опубликованы в 2012 году, благодаря стараниям Н.Н. Воробьевой.
На фото портрет генерал-фельдмаршала И.В. Гурко |
Вот он – высочайший патриотизм и преданность нравственным ценностям семьи Гурко, высочайшее поклонение семейным ценностям — отцу-патриарху и замечательному человеку!
Собственно, после такой исчерпывающей, пропитанной добротой, любовью, благоговением и искренностью характеристики феномена зятя Елизаветы Васильевны И.В. Гýрко, можно было бы более и не писать. Все предельно ясно.
Однако хочу обратить внимание читателя на два основополагающих нравственных императива: во-первых, речь идет о Герое Российской Империи и Болгарии (которого куда больше чтут и помнят в Болгарии, чем у себя на родине), Герое Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), чье имя, к сожалению, долгое время было предано забвению, освещено скудно, непростительно мало и даже не включено в современные исторические энциклопедии, словари и справочники. Правда, надо отдать должное, что в имении генерал-фельдмаршала И.В. Гýрко в пос. Сахарово Тверской области 1 ноября 2018 года по инициативе настоятеля храма преподобного Иосифа Волоцкого отца Геннадия (Ульянич) и академика Международной академии образования и Петровской академии наук и искусств Виктора Ивановича Овчарова был установлен памятник нашему героическому соотечественнику и стараниями неравнодушных тверичан создан в храме преподобного Иосифа Волоцкого музей генерал-фельдмаршала И.В. Гýрко.
На фото: Памятник И.В. Гурко в пос. Сахарово Тверской области |
Следует особо заметить, что в ocнoвe кoммeмopaций лeжит глy6oкий пeдaгoгичecкий, вcпитaтeльнo-oбpaзoвaтeльный пoтeнциaл, peaлизaция кoтopoгo пoзвoляeт peшaть вaжныe нравственные зaдaчи, cтoящиe пepeд российским oбщecтвoм в тoт или инoй пepиoд eгo paзвития. Koгдa oбщecтвo или oтдeльнaя гpyппa пpинимaют peшeниe o coxpaнeнии в кoллeктивнoй пaмяти тoгo или инoгo coбытия или личнocти, oни oднoвpeмeннo пpинимaют peшeниe и o фopмиpoвaнии oпpeдeленныx цeннocтныx opиeнтaций и мoдeлeй пoвeдeния y cвoиx coвpeмeнникoв и пoтoмкoв.
Однако при знакомстве с научной литературой по memory studies (исследование памяти) бросается в глаза обилие конкурирующих понятий, обозначающих если не идентичные, то весьма сходные явления и процессы: «историческая политика», «политика прошлого», «политика памяти», «коллективная/общественная память», «историческая память», «политическое использование истории», «режим памяти», «культура памяти», «игры памяти» и др. При этом внятные конвенции относительно содержания перечисленных терминов отсутствуют.
О.Ю. Малинова под коммеморацией исторических фигур или событий понимает совокупность публичных актов их «вспоминания» и (пере)осмысления в современном контексте
По мнению Н.А. Антипина, коммеморация – это сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий
Дело в том, что в течение длительного времени в истории России вырабатывались техники коммеморации, актуальные до настоящего времени. Обобщив опыт предков и личный опыт коммеморативной деятельности, И.С.Огоновская (2021), в частности, предложила собственную классификацию коммеморативных актов. Представлю только их названия, без их характеристики, название которых, говорит само за себя (более подробно: поминальная коммеморация, храмоздательская коммеморация, топонимическая коммеморация, реконструктивная коммеморация, номинативно-организационная коммеморация, художественная коммеморация, церемониальная коммеморация. Существуют и другие виды коммеморации, как музейно-выставочная, экскурсионно-экспедиционная, медийная, конкурсно-художественная, общественно-созидательная и др.
Примером коммеморативных техник может служит также и исторический опыт Советского Союза и современной России, государств постсоветского периода, что безусловно, способствует формированию гражданско-патриотической позиции и самоидентификации личности подрастающего поколения.
Следует также отметить, что современные условия обострили противоречие между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социально-консолидирующим, мобилизационно-деятельностным) в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализацией в условиях современной общественной жизни. Данное проявляется в неудовлетворенности как подрастающего поколения, так и самих субъектов воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, слабой организацией и эффективностью данного процесса.
Время потребовало от нас кардинально изменить данную тенденцию и направить все усилия на коренное улучшение деятельности по воспитанию патриотизма и готовности к защите Отечества у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений; создание условий, оптимизирующих процесс формирования гражданско-патриотической позиции и патриотического воспитания как на макро-, так и на микроуровне; создание основ новой системы патриотического воспитания, механизма ее функционирования на современной концептуальной основе путем разработки и реализации, соответствующим реалиям сегодняшнего дня, принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодежи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий